Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:29, лекция
Теория воспитания – часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей.
Теория воспитания: сущность, цели и задачи.
Сущность.
Теория воспитания – часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей.
Уже давно педагогической аксиомой является положение о том, что ребенок не только объект воспитания, но и его субъект. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности. Следует избегать понимание воспитания, как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действия педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у др. будут свои роли, цели взаимные отношения
Воспитательный процесс
носит многофакторный характер:
на становление личности
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.
Цели и Задачи
Воспитание, как процесс и как система имеет, имеет ряд особенностей:
Цель воспитания – результат, будущее, на достижение которого направлены усилия различных людей и организаций.
Выделяются цели общие и индивидуальные. При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих и частных, перспективных и ближайших.
В рамках одной
воспитательной системы цель
воспитания одна. Именно цель
и средства ее достижения
Цель воспитания зависит от ряда объективных причин: закономерностей физиологического развития организма, психического развития, достижения философской и педагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии и политики государства. В любом государстве цели воспитания в школе направлены на укрепление существующих общественных отношений.
Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретный исторический характер.
Таким образом, воспитание – длительный и противоречивый процесс, результаты которого имеют отдаленный характер. Оно начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С определенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием.
Только благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.
Информация о работе Теория воспитания: сущность, цели и задачи