Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:22, контрольная работа
Теория воспитания - часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
Введение.
1. Понятие «воспитание».
2. Общая характеристика, задачи и основные категории теории воспитания.
3. Эволюция взглядов на воспитание в истории педагогической мысли.
4. Основные проблемы современной теории воспитания.
5. Межпредметные связи теории воспитания.
Заключение.
Список литературы.
4. Основные проблемы современной теории воспитания.
Осмысление сущности и содержания теории воспитания, ее основных задач и категорий, в том числе и главной - воспитание, определяет тот круг проблем, которыми занимаются исследователи в данной области. Причем это могут быть не только ученые-теоретики, но и учителя-практики, стремящиеся к постоянному поиску путей совершенствования воспитательного процесса в школе.
Наиболее сложными проблемами, которые разрабатывает теория воспитания, являются связь наследственности и среды в развитии личности, взаимообусловленность воспитания и самовоспитания, проблема условий и факторов развития личности в рамках воспитательного процесса, сущность и особенности воспитательного процесса, ведущие направления воспитательной работы в различные возрастные периоды и др. Однако наиболее сложной остается проблема структуры воспитательного процесса и педагогической структуры личности, которая в нем формируется. И здесь на помощь исследователю приходит знание законов и фактов смежных наук - философии, педагогической психологии, психологии личности и др. Одной из сложных проблем является применение системного и целостного подходов к процессу воспитания личности.
Наиболее обстоятельно современные проблемы теории воспитания отражены в книге А. И. Кочетова "Культура педагогического исследования". Ценность этой книги заключается в том, что автором показываются общие направления исследования сложных проблем воспитания, даются полезные советы начинающим исследователям и молодым педагогам.
5. Межпредметные связи теории воспитания.
Связь теории воспитания и философии является наиболее длительной и продуктивной еще со времен И. Ф. Гербарта. Философские идеи изначально продуцировали создание ряда концепций воспитания, служили методологическим основанием теории воспитания, как и всей педагогической науки. Не случайно многие философы становились педагогами или обращались именно к воспитательной проблематике (Гегель, Кант, Локк, Гельвеций, Дидро, Руссо и др. ). В настоящее время философия составляет методологический фундамент теории воспитания, помогая последней решать задачи мировоззренческого характера (аксиологические, культурологические, гуманистические и т. д. ). По отношению к теории воспитания проявляется еще одна функция философии - разработка системы общих принципов и способов познания.
Наиболее прочные связи установились между теорией воспитания и психологией. На стыке этих наук появилась сравнительно новая научная отрасль - психология воспитания. Связь теории воспитания и психологии осуществляется по линии обогащения понятийно-терминологического аппарата. В педагогический лексикон вошли такие термины, как "деятельность", "общение", "мотивы", "мышление", "диагностика", "эмоции", "чувства" и др. Широко используются в исследованиях проблем воспитания такие психологические методы, как лонгитюдный, психодиагностический, тестирование и др. Большое влияние на состояние исследований в теории воспитания оказали "культурно-историческая теория", разработанная Л. С. Выготским; теория деятельности (с разных позиций исследованная С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым); работы по возрастной периодизации (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский), социальной активности личности (Л. И. Божович, К. А. Альбуханова-Славская); проблемам человекознания (Б. Г. Ананьев) и др. Так, например, классическое психологическое положение о том, что внутреннее (субъект) действует опосредованно через внешнее и этим само себя изменяет, имеет принципиально важное значение для теории воспитания. Решением проблемы перехода ситуационных, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения кардинально определяется основная линия воспитательной работы по формированию характера (С. Л. Рубинштейн). Кроме того, в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна намечены методологические подходы к пониманию двуединой сущности воспитания — социальной и природной, внешней и внутренней, общечеловеческой и индивидуальной.
Затянувшийся кризис в теории воспитания, как и во всей педагогической теории и практике, не сводится лишь к определению сущности воспитания. Однако без разрешения этой сложной проблемы кризисная ситуация не сможет быть преодолена. Ряд исследователей справедливо обращают внимание на необходимость включения в педагогический поиск содержание данных современной генетики. "Без этого, — подчеркивает Л. Ю. Гордин, - невозможны ни научное объяснение бесконечного разнообразия человеческой индивидуальности, ни учитывающая объективную реальность постановка целей, ни создание программ, связанных с развитием и культивированием индивидуальности в процессе воспитания". "Однако сближение научных идей двух отраслей знания пока еще недостаточно и носит в основном односторонний характер".
Естественно, что вышесказанным не исчерпываются многоплановые и разносторонние связи теории воспитания с другими науками и отраслями знания. Как раздел целостного антропологического знания и наиболее интегративной науки - педагогики, теория воспитания взаимообусловлена уровнем развития как общественных, так и естественных наук. Например, по содержанию воспитания эта связь проявляется следующим образом.
Взаимосвязь теории воспитания с другими науками.
антропология, медицина, соматология.
Дифференциация воспитания по отдельным сторонам и направлениям носит весьма условный и приблизительный характер. При относительной самостоятельности между ними проявляется тесная взаимосвязь, опосредованная целостным воздействием современного антропологического знания на теорию воспитания. Подробно это воздействие отражено в I главе книги Б. Г. Ананьева "Психология и проблемы человекознания".
Заключение.
Воспитательный процесс является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.
Список литературы.
Информация о работе Теория воспитания как составная часть педагогики