Технические средства обучения на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:22, доклад

Краткое описание

Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения.
По функциональному назначению технические средства обучения обычно делят на три основных класса:
1. Контролирующие учебный процесс: подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.
2. Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
3. Обучающие: практическое выполнение учебных заданий;

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 23.59 Кб (Скачать файл)

Карпанов В.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ  СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ                   

  

 

Известно, что информационные технологии могут сделать процесс  обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Так же одним из достоинств применения технические средства обучения  считается повышение  у обучающихся мотивации учения. Применение технических средств обучения в учебно-воспитательной работе стало насущной потребностью современного воспитания и образования.

Оснащение учебных  классов техническими средствами обучения и применение их в учебном процессе:

Технические средства обучения(ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К техническим средствам обучения относится практически вся техника, используемая учителем во время урока: графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и другие технические приборы, оборудование и изделия.

Основы  безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - это предмет обучения, на котором изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений, способы защиты от них и оказание первой помощи себе или пострадавшему.

Используя все  методы и средства обучения, преподаватель  ОБЖ должен подготовить учеников к дальнейшей самостоятельной жизни  и научить:

  • предвидеть опасность;
  • классифицировать опасность;
  • распознать опасность;
  • избежать возможную опасность;
  • правильно действовать в опасной ситуации;
  • оказать первую необходимую помощь себе и пострадавшему.

 

 В практике преподавания ОБЖ, учителя  часто сталкиваются с проблемами, касающимися средств обучения: нехватка самих средств, проблема обновления устаревшей техники и информации, невозможность демонстрации некоторых  практических материалов, заложенных в курсе обучения. 

Многими преподавателями  признается необходимость применения компьютерных технологий в школьном обучении  ОБЖ,   но в силу недостаточной методической базы их применения, а так  же в некоторых случаях консервативных взглядов учителей на процесс обучения существует целый ряд мнений о применении технических средств и технологий. 

Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет  зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения.

По функциональному  назначению технические средства обучения обычно делят на три основных класса:

  1. Контролирующие учебный процесс: подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.
  2. Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов); 
  3. Обучающие: практическое выполнение учебных заданий;

Эффективность усвоения учащимися  курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и с применением  каких технических средств обучения осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:

  • Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.
  • Оптимальная методика проведения занятий.
  • Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ) в том числе и технические средства обучения.

Можно выделить следующие  способы применения  технических средств:

В настоящее время идет обеспечение всех российских школ доступом к сети интернет и оснащение школ  учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Тем самым реализуется установка  обеспечения современного качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности Внедрение и использование современной техники и источников информации в образовательную среду – это осознанная необходимость, а так же закономерный этап развития образования.

Всем известно, когда человек  слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость  применения технических средств  обучения, которые в качестве аудиовизуальных  средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Необходимость технических средств  обучения обусловлена и значительным усложнением преподаваемого материала: невозможно продемонстрировать сложное  техническое устройство только вербальными  средствами и с помощью мела и  доски. технические средства обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.

Дидактическими  возможностями технических средства обучения являются:

  • источник информации;
  • рационализация различных форм преподнесения учебной информации;
  • повышение степени наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
  • организация и направление восприятия информации обучающимися;
  • расширение круга представлений учащихся, удовлетворение их любознательности;
  • наиболее полное соответствие научным и культурным интересам и запросам учащихся;
  • создание эмоционального отношения к учебной информации;
  • усиление интереса к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, приборов;
  • создание возможности преподать материал, который без технических средств обучения недоступен;
  • активизация познавательной деятельности, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
  • средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
  • созданием условий для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
  • средством экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель.

С каждым годом программы  обучения в современной школе  становятся более объемными и  сложными. Каждый преподаватель знает, что использование одного метода преподнесения материала часто  бывает недостаточно для ее эффективного усвоения учениками. Чтобы информация была подана в наиболее полном виде, ее необходимо преподносить не только вербальными (устная речь), но и визуальными (картинки, схемы, макеты) способами. 

 

Основные  элементы учебно-материальной базы кабинета ОБЖ.

В кабинете проводятся все  теоретические и часть практических занятий по ОБЖ, на которых учащиеся приобщаются к сознательному  и ответственному отношению к  личной безопасности, приобретают навыки  оказания первой помощи себе и пострадавшим. На базе кабинета ОБЖ строиться также самостоятельная работа обучающиеся  и их внеклассная работа. В кабинете ОБЖ могут проводиться встречи с интересными людьми, тематические вечера и лектории. 

Можно предложить оптимальный  вариант оснащения кабинета ОБЖ: это класс укомплектованный мебелью  и оборудованный стендами с экспозициями по разделам  предмета ОБЖ , технические средства обучения, набор натуральных и печатных пособий.

Примерный набор технических средств обучения может быть следующий:

  • персональный компьютер-мультимедиа;
  • лазерный принтер;
  • интерактивная доска  с лазерной указкой
  • универсальный (мультимедиа) видеопроектор с экраном;
  • DVD плеер и телевизор;
  • музыкальный центр с микрофоном;
  • набор видеофильмов на CD по тематике ОБЖ.

Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование технических средств обучения на уроках ОБЖ – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера и другой техники многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность проведения урока. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература: 

 

1.   Пособие для учителя  «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы».

2.Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности».

3.Электронные образовательные  издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на   магнитных и оптических носителя.

4.Рабочие программы «Основы  безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т,        Хренников Б.О.  

5. Журнал Основы безопасности  жизнедеятельности. 2001. 12. С.

 
6. Журнал Основы безопасности  жизнедеятельности. 2002. 3 С. 

 
7. Журнал Основы безопасности  жизнедеятельности. 2003. 7 С. 

 
8. Журнал Основы безопасности  жизнедеятельности: сборник методических материалов. 2003.

 
9. Марков В.В. Теория, методика  преподавания основ безопасности  жизнедеятельности. М.: Академия, 2004. 384 с. 

 
10. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Методические  материалы и документы по курсу  ОБЖ.


Информация о работе Технические средства обучения на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»