Технологии реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проекта: патриотическое воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Одна из задач патриотического воспитания – это ознакомление дошкольников с родным городом и страной, историей своего народа, его культурой, обычаями, традициями. Формирование патриотического воспитания – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов, потому что полюбить можно только то, что знаешь. Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям определённых знаний о ней. Вопрос патриотического воспитания на сегодняшний день стоит особенно актуально. Это связано с новым законом «Об образовании», вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС

Вложенные файлы: 1 файл

проект к курсовой.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Так в законе РФ «Об образовании», в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» обозначены принципы в области образования, и значимое место в них занимают воспитание гражданственности, толерантности, защита и развитие национальных и региональных особенностей.

«Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» так же ориентируют педагогов на развитие у детей основ правового самосознания.

Для детей дошкольного возраста огромное значение имеет «малая Родина». Как же сделать так, чтобы любовь к малой Родине, к родному городу, его людям, гордость за то, что живешь в самом лучшем, любимом городе позволило ребенку почувствовать, что ты тоже житель Березников, осознать себя равноправным гражданином города?

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, по которой я работаю, для детей старшего дошкольного возраста предусматривает задачи только по воспитанию патриотических и интернациональных чувств, любви к родному краю, Родине.

В подготовительной группе была проведена диагностика по трем структурным компонентам гражданственности отмеченными Л.В. Любимовой: патриотизм, толерантность по отношению к представителям других наций и правовое самосознание. Отмечено, что большая часть детей обладает недостаточно полными знаниями о родном городе, имеет низкий уровень правовой грамотности, не систематизированы знания о людях разных национальностей, проживающих на территории нашего города. Параллельно с диагностированием детей было проведено анкетирование родителей. Результаты показали, что 88 % родителей плохо понимают суть гражданского воспитания, считают, что вопросы патриотизма, толерантности, правовой грамотности не имеют большого значения в воспитании детей. Проанализировав данную ситуацию, была поставлена цель: разработать и апробировать педагогическую систему, способствующую воспитанию основ гражданственности у детей дошкольного возраста через краеведческую работу.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую  и методическую литературу по  гражданскому воспитанию.

2. Разработать и внедрить педагогическую  систему воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать методические рекомендации  для воспитателей дошкольных  учреждений и родителей.

Предполагаемыми результатами были определены:

  1. Сформированность положительного эмоционального отношения к городу.
  2. Сформированность представления детей о городе, его истории, традициях, горожанах.
  3. Сформированность основ толерантности к представителям других национальностей.
  4. Сформированность основ представлений о гражданских правах человека.

В основу образовательной работы были положены следующие принципы:

  • принцип развивающего обучения: использование различных методов и приемов, активизирующих умственную деятельность детей;
  • принцип личностно-ориентированного общения: в процессе обучения дети выступают партнерами педагога в изучении материала;
  • принцип «позитивного центризма»: отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка старшего возраста;
  • принцип тематического планирования материала: изучаемый материал разделен на тематические блоки;
  • принцип исторической последовательности: изучение материала, основанного на использовании «реки времени»;
  • принцип наглядности: подобрана соответствующая изучаемому материалу наглядность: иллюстрации, фотографии;
  • принцип рациональньного сочетания разных видов деятельности: поставленные задачи решаются в разных видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту;
  • принцип занимательности: предложенный материал увлекателен, интересен для детей.

Весь учебный материал был  распределен в блоки.

Блок «Путешествие в историю». В рамках этого блока дети знакомятся с прошлым города Березники, прикамской земли. Использование пособия «Река времени» позволило мне познакомить детей с исторической последовательностью событий, предшествующих рождению города. Цель данного пособия: формирование у старших дошкольников представлений об истории края и города Березники. Пособие «Река времени» представляют собой листы форматом А-4, на которых расположена постепенно расширяющаяся полоса оранжевого цвета, чтобы не возникало прямых ассоциаций с настоящей рекой. По краю листа (на «берегах» реки) располагаются изображения животных, обитавших в ту или иную эпоху, изображения людей, орудий труда, изменяющихся по мере продвижения по «реке», а также изображения значимых событий из истории города Березники. К пособию прилагаются блочно-тематическое планирование, рассказы воспитателя о разных исторических эпохах, наборы дополнительного иллюстративного материала, дифференцированные по отдельным эпохам. Каждая эпоха «реки времени» размещается на отдельном листе, поэтому, в зависимости от целевых установок занятия, можно работать либо с отдельным  историческим фрагментом, либо, соединив несколько листов, с последовательно изменяющимся историческим временным пространством.

Занятие с использованием «Реки времени» включает в себя четыре компонента: воображаемая ситуация; рассказ воспитателя; проблемные задания, опыты и эксперименты; моделирование на «реке времени» соответствующей эпохи.

Для уточнения и систематизации имеющихся у детей представлений тесно сотрудничали с историко-художественным музеем И.Ф. Коновалова.

Блок «Город белых берез». Основными методическими приемами в этом блоке являлись экскурсии по улицам города и к архитектурным памятникам; беседы о строительстве города и его строителях. Метод моделирования и конструирования при составлении плана-карты улиц, окружающих детский сад, позволил научить детей располагать предметы в пространстве, «читать карту». Перед экскурсией дети составляли маршрут и точно следовали ему. Также эффективным оказалось опосредованное воздействие на родителей через рассказы детей об экскурсиях, вопросы о том, кто построил их дом и когда. Совместно с родителями дети создали макет улицы Пятилетки, возле которой находится детский сад.

Блок «Город – труженик». Этот блок наиболее сложен для детей. Повысить познавательный интерес детей помогла организация в группе мини-музея о предприятиях города – фотографии, орудия труда, образцы выпускаемой продукции, коллекция природных ископаемых. Внесение элемента новизны – возможность детей выступать не только в роли посетителей выставки, но и экскурсоводов, эмоционально настраивало детей на познание.

Для решения задач этого блока были привлечены родители. Встречи с родителями прошли в рамках клуба «Встречи с интересными людьми», где родители рассказывали об ОАО «Уралкалий», «Ависма», «Сода» с демонстрацией иллюстраций, буклетов, книг о данных предприятиях. Сотрудничество с музеем «Уралкалия» позволило познакомить детей с историей рождения предприятия, продукцией, которую предприятие выпускает, лучшими людьми, дало возможность еще раз уточнить представления детей о крупных предприятиях нашего города, их продукции и значение ее для людей.

Блок «Вместе – дружная семья». Закладывая основы толерантного отношения к народам других национальностей, считаю, что нельзя знакомить с теми, кто стоит далеко от собственной культуры. Поэтому знакомство с другими народами организовано через знакомство с культурой, бытом народов Прикамья. К сожалению, методических пособий по ознакомлению с коми-пермяцкой, удмуртской, татарской культурой недостаточно. Поэтому мною было разработано учебно-методическое пособие «Покажись, солнышко!» с методическими рекомендациями по ознакомлению детей с народным коми-пермяцким фольклором. По татарскому, коми-пермяцкому и удмуртскому фольклору в группе имеется подборка потешек, пословиц, сказок. Дети познакомились с фольклором, подвижными играми, в которых проявляются народные обычаи.

Знакомство детей с народными костюмами – важная часть образовательной работы. Поэтому с помощью родителей были сшиты русский, удмуртский, татарский народные костюмы для кукол. При этом часть деталей костюма изготовлены в присутствии детей, с объяснениями, для чего они предназначаются. Вместе с детьми подбирали орнамент для костюмов.

В заключение работы по этому блоку с детьми и родителями был организован большой праздник «Все народы в гости к нам». Дети в народных костюмах, изготовленных с помощью родителей, читали народные потешки, прибаутки, пели, танцевали и играли в подвижные игры, угощались национальными блюдами.

Блок «Людьми город славен». Одной из интересных форм работы в этом блоке явились встречи с интересными людьми – березниковской поэтессой Л. Ильиных. Интеграция изобразительной деятельности, стихов и музыки (рисование иллюстрации к стихотворениям, «музыкальных картин») позволила оказать сильное воздействие на чувства детей. Кроме того, познакомила детей с творчеством березниковского поэта А.Л. Решетова, Л. Ильиных, Л. А, Вахрушевой, П. П. Бажова в рамках проекта. Итогом стал «Поэтический вечер» с участием родителей и педагогов детского сада.

Экскурсия в историко-художественный музей имени И.Ф. Коновалова позволила познакомить детей с творчеством березниковских художников: Л.А. Старкова, объединением художников «Березниковской пятерки».

Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о государственных символах тесно связанно с такой важной задачей, как воспитание гордости за принадлежность к гражданам России. Знакомство с символами города – высшая задача воспитания гражданственности. Рассказ об авторе флага и герба города В. Шека позволил вызвать интерес детей к созданию собственных геральдических знаков, флага и герба группы.

Блок «Наши права». Задачи этого блока решались в течение всего учебного года, в рамках реализации проекта «Наши права». Метод проектирования помог мне выстроить совместную творческую деятельность  с детьми, включая их в процесс работы над проектом, способствовал воспитанию у них осознанного отношения к правам человека, формированию потребности в соблюдении прав человека, установлению сотрудничества в системе «педагог – дети – родители».

Для того чтобы выявить степень сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста проведено анкетирование.

Анализ теоретической и методической литературы показал, что гражданственность как нравственное качество личности детей старшего дошкольного возраста будет воспитываться успешно, если:

  • процесс воспитания реализуется с учетом содержания понятия «гражданственность детей дошкольного возраста»;
  • определены критерии и уровни сформированности гражданственности у старших дошкольников;
  • имеется педагогическая технология, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, людьми разных национальностей.

В ходе образовательной работы с дошкольниками использовался широкий спектр образовательных технологий и методических приемов (метод проектов, моделирование, макетирование, экскурсии, беседы, дидактические игры, досуговая деятельность), обеспечивших вариативность образовательного процесса.

Педагогическая диагностика выявила, что у детей сформировалось:

  • положительное эмоциональное отношение к родному городу;
  • представление детей о городе, его истории, традициях, горожанах;
  • толерантность к представителям других национальностей;
  • представлений о гражданских правах человека.

Таким образом, разработанная и апробированная педагогическая система, способствующая воспитанию основ патриотического воспитания и гражданственности у детей дошкольного возраста через краеведческую работу, доказала свою результативность и эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Непосредственно образовательная деятельность

«Путешествие по родному городу»

(подготовительная к школе группа 6 -7 лет)

Образовательная область: познание.

Этап обучения по данной теме: основной этап.

Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей родного города.

Задачи.

  1. Расширить знания детей о городе Березники, его истории, достопримечательностях, о природных богатствах, людях прославивших наш город.
  2. Стимулировать развитие познавательного интереса и эмоционально-ценностного отношения к родному городу.
  3. Воспитывать чувство гордости за свой город и в дальнейшем принимать участие в его развитии и процветании.
  4. Сохранение здоровья детей, через формирования навыков правильного дыхания.

Информация о работе Технологии реализации образовательных областей ФГОС дошкольного образования