Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение технологий программированного обучения и их классификация.
Перед началом работы были поставлены следующие задачи:
произвести анализ литературных источников, освещающих вопросы технологии программированного обучения;
оценить место и значение программированного обучения в современном образовании.
Объектом исследования являются образовательные технологии.
Предметом исследования является технология программированного обучения.
Введение……………………………………………………………………...…….....3
§1. Технологический подход в образовании………………………..…………...….5
§2. Понятие программированного обучения……………………………………...11
§3. Принципы программированного обучения.……………………………….…..14
§4. Схемы программированного обучения………………….………………….….16
§5. Средства представления программы………………………………………..….20
§6. Значение программированного обучения в современном образовании……..22
Заключение……………………………………………………………………….….26
Список литературы……………………………………………………….………....27
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общей и педагогической психологии
Курсовая работа
Технология программированного обучения:
за и против
Щеколдина Олеся Олеговна
к.п.н., доцент кафедры общей и
Веретенникова С. В.
Воронеж 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
§1. Технологический подход в
образовании………………………..…………...…
§2. Понятие программированного обучения……………………………………...11
§3. Принципы программированного обучения.……………………………….…..14
§4. Схемы программированного обучения………………….………………….….16
§5. Средства представления программы………………………………………..….20
§6. Значение программированного обучения в современном образовании……..22
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
В связи с постоянным усложнением и видоизменением технологий непрерывно растет объем знаний, умений и навыков, которыми должен владеть современный человек. Общественное сознание миллионов людей, уровень их профессиональных знаний и навыков, наряду с уровнем общей культуры, не только заметно отстают от темпов развития научно-технического прогресса, но и все менее соответствуют новым условиям жизни человечества вообще. Необходимо не просто повышать уровень образованности людей, но формировать иной образ и способ мышления, приспособленный к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира. Это и обусловило выбор темы нашей курсовой работы: «Технология программированного обучения: за и против».
Целью данной курсовой работы является рассмотрение технологий программированного обучения и их классификация.
Перед началом работы были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования являются образовательные технологии.
Предметом исследования является технология программированного обучения.
Изучением психолого-педагогических проблем программированного обучения занимались психологи Г.К. Селевко, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Т.В. Кудрявцев, Н.А. Менчинская, А.А. Смирнов, Н.Ф. Талызина, З.А. Решетова и многие другие.
В работе мы использовали следующие методы: теоретический анализ источников по проблеме, систематизация полученных данных.
Работа состоит из введения, 6 параграфов, заключения и списка литературы.
§1. Технологический подход в образовании
Системы образования наиболее развитых стран мира в последние десятилетия перешли к новому этапу, который характеризуется изменением отношения к «знаниям, умениям и навыкам» как к приоритетной цели образования; переходу к сообразному с временным уровнем развития общества компетентностному подходу; иерархии целей образования (интегративные цели обучения доминируют над предметными, деятельностный подход вытесняет традиционный объяснительно-репродуктивный); корректировке характера педагогических отношений.
Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, формируется новый педагогический менталитет:
— формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь»;
— методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ;
— информационно-
— личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками становится важнейшей составляющей педагогического процесса;
—в воспитании взят ориентир на духовные ценности, становление нравственного облика выпускника;
— происходит дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, средств массовой коммуникации, микро- и макросоциума;
—увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного развития.
Вхождение России
в мировое образовательное
Вместе с тем в современном российском образовании накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.
Одно из средств решения этой проблемы — изменение набора методологических подходов, одним из которых является технологический подход [14, с. 5-6].
Метапредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.
Технологический подход в производственной сфере стал неотъемлемой частью современного материального производства. Он выступает как внедрение научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.
Технологическая революция обусловила проникновение технологизации и в сферу социальных процессов и явлений, породила надежду на возможность управлять сложными социальными, в частности педагогическими, процессами и системами.
В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология и т. д.
Первоначально многие педагоги не могли различить такие понятия, как «педагогическая технология», «технология обучения», «обучающая технология». Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Андреев В. И. считает, что педагогическая технология — это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании [1, с. 194].
Представляет
интерес определение
Таким образом, педагогическая технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [13, с. 3-5].
Необходимо обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».
При всем многообразии педагогических технологий существует два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из теории (В. П. Беспалько, В.В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, В. В. Шейман и др.).
Идея технологизации обучения является не новой, так как еще Я. А. Коменский поднимал вопрос о технологизации обучения. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т. е. «технологическим»), стремился отыскать такой порядок обучения, который абсолютно точно приводил бы к положительным результатам. Я. А. Коменский писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели» [9, с. 17].
Со времен Коменского в педагогике осуществлено немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. Впоследствии многие представления о технологизации обучения существенно дополнялись и конкретизировались. Особенно идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.
А. С. Макаренко в своей всемирно известной «Педагогической поэме» писал о том, что наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства.
Массовое внедрение технологий обучения исследователи относят к началу 60-х гг. XX столетия и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Г.Гейс, В. Коскарелли и др. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдиева, В. П. Беспалько, М. В. Кларина [9, с. 5-9].
Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В. П. Беспалько выделяет следующие [2, с. 73-75]:
• четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
• структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;
• комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;
• слияние, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
• гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
Следует отличать педагогическую технологию от методики обучения: педагогические технологии удается воспроизводить и тиражировать и при этом гарантировать высокое качество учебно-воспитательного процесса или решение тех педагогических задач, которые заложены в педагогической технологии; однако методики часто не гарантируют должного качества.
Вместе с тем методика может быть доведена до уровня технологии. Например, имеется определенная методика оценки знаний. Если она отвечает объективности, надежности, то ее можно назвать педагогической технологией.
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством: совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.
Информация о работе Технология программированного обучения: за и против