Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 22:20, контрольная работа
Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. При этом предполагается, что в результате обучения как сугубо индивидуализированного процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания. Информация, знаковая система выступает при этом началом и концом активности школьника, а будущее представляется лишь в виде абстрактной перспективы применения знаний.
Введение
1. Сущность традиционного обучения
1.1. Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов
2. Достоинства и недостатки традиционного обучения
3. Основные противоречия традиционного обучения
Заключение
Список литературы
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева»
Кафедра педагогики начального образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория обучения
на тему: « Традиционное обучение: суть, достоинства, недостатки»
Выполнила:
студентка _2_ курса
заочной формы обучения
группы АП
учебный шифр __11089__
_Дунёхина Елена Сергеевна_
Проверила:
Григорьева Стелла Георгиевна
Чебоксары 2011
Оглавление
Введение
1. Сущность традиционного обучения
1.1. Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов
2. Достоинства и недостатки традиционного обучения
3. Основные противоречия традиционного обучения
Заключение
Список литературы
Введение
Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. При этом предполагается, что в результате обучения как сугубо индивидуализированного процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания. Информация, знаковая система выступает при этом началом и концом активности школьника, а будущее представляется лишь в виде абстрактной перспективы применения знаний.
Полезно более строго различать понятия <информация> и <знание>. Информация в обучении-это определенная знаковая система (например, текст учебника, речь учителя, программа для ЭВМ), существующая объективно, вне человека. Тот или иной знак как носитель информации определенным образом замещает реальные предметы, и в этом преимущество использования информации в обучении. Через знаки-заместители на понятийном уровне обучаемый может экономно и быстро освоить реальность.
Однако это только возможность. Необходимо, чтобы эта возможность превратилась в действительность, чтобы информация стала знанием. Для этого обучаемому нужно перестроить свой прошлый опыт с учетом полученного нового содержания и сделать его средством разумного поведения в будущих ситуациях, подобных тем, которые в этой информации отражены. Знания являются подструктурой личности, включающей не только отражение объектов действительности, но и действенное отношение к ним, личностный смысл усвоенного.
В педагогике принято выделять три основных
типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное),
проблемное и программированное.
Каждый из этих типов имеет как положительные,
так и отрицательные стороны. Однако есть
явные сторонники и того, и другого типа
обучения. Нередко они абсолютизируют
достоинства ими предпочитаемого обучения
и не в полной мере учитывают его недостатки.
Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного обучения иностранным языкам.
Их сторонники часто абсолютизируют преимущества суггестивных (связанных с внушением) способов запоминания иностранных слов на подсознательном уровне, и, как правило, пренебрежительно относятся к традиционным способам преподавания иностранных языков.
Но ведь правила грамматики внушением
не осваиваются. Они осваиваются давно
отработанными и ставшими теперь уже традиционными
методиками обучения.
Сегодня наиболее распространенным
является традиционный вариант обучения.
Основы этого типа обучения были заложены
почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским ("Великая дидактика").
Термин "традиционное обучение" подразумевает,
прежде всего, классно-урочную организацию
обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до
сих пор являющуюся преобладающей в школах
мира.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:
1.1 Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов
Педагогика авторитета.
Традиционное обучение зиждется на АВТОРИТЕТЕ. Традиционное образование
(воспитания это касается в той же мере,
что и обучения) – есть педагогика АВТОРИТЕТА
(не путать с идеологическим жупелом «авторитарная
педагогика»). «Авторитетность» традиционного
обучения внутри себя имеет сложную, составную
структуру, в которой авторитет содержания
обучения и воспитания подкрепляется
авторитетом государства и учителя.
Авторитет содержания
Авторитет содержания
Образец – это идеал, объединяющий людей, это надёжная «бытийная ориентация».
Образцы включают эталонные знания, умения,
способы деятельности и взаимодействия,
ценности, отношения, переживания и т.д.
Идёт строгий, пристрастный отбор содержания
образования (образцов). Образцов не может
быть много. Знакомить с образцами необходимо
последовательно, дозированно, неуклонно.
Образцы – консервативны, иерархично
соотнесены. Для образцов высшего уровня
характерны: отсутствие «практикоориентированности»,
мелочной утилитарности, «рыночности»
– всей этой «механики корыстолюбивого
беспокойства».
Для образцов высшего уровня характерны:
академизм, широта, обращение к лучшим
качествам воспитанника, мобилизационный
потенциал, романтизм мечты, тесная связь
с судьбою народа и государства.
Образцы должны быть максимально ясными,
подтверждёнными колоссальным опытом.
Авторитет Учителя
Учитель, бесспорно, главный субъект
обучения – авторитет. Личность учителя
не подменить никакими «развивающими
системами», «интерактивными досками»,
«ЕГЭ», «модернизациями». Само слово «дидактика»,
обозначающее «раздел педагогики, излагающий
теорию образования и обучения», происходит
от греческого слова «didaktikos» – поучающий.
Для выполнения «посреднической» миссии
учитель самосовершенствуется, «покой
нам только снится».
Директивы
Педагогика авторитета – директивная
педагогика. Смысл обучения (по крайней
мере, на его начальных этапах) и состоит
не в своевольном выборе, а в кропотливом
постижении образцов. Традиционный
педагог руководит развитием ребёнка,
направляет движение в нужное русло (даёт
директивы), страхует от ошибок, гарантирует
своевременное прибытие ученика в «порт
назначения» – к заранее известной благой
цели – образцу. В современной «традиционной»
программе воспитания детей в детском
саду, изданной в 2005 г., повторяется мысль
известного психолога и педагога Н.Н. Поддьякова
о двух формах детской активности. Первая
«определяется содержанием, предлагаемым
взрослым», заключается в присвоении культурных
образцов, причём «транслируемые» воспитателем
образцы, естественно, должны быть «адекватны
периоду детства», обрести понятное ребёнку
воплощение. «Взрослый выступает посредником
между культурой и ребёнком и предлагает
различные образцы культуры». Вторая форма
– собственная «экспериментаторская,
творческая активность ребёнка». Традиционный
подход, не умаляя значимости спонтанных
форм детской активности, делает упор
на целенаправленную организованную трансляцию
образца, на педагогическую деятельность.
Только при таком понимании обучение действительно
ведёт за собой развитие.
Воодушевление, высокие цели
Традиционная педагогика – педагогика
воодушевления: высокой, понятной ребёнку
и педагогу цели. На каждом шагу жизни,
как в малом, так и в большом, даёт себя
знать в высшей степени важное стремление,
которое И.П. Павлов обозначает как «инстинкт
достижения цели». Следовательно, будучи
лишённой цели, деятельность дезориентируется,
распадается. Цели воспитания, бесспорно,
культурно-исторически, и, жёстче, общественно-политически
обусловлены, детерминированы.
Педагогическая система начинается с постановки цели. Великим мастером постановки «близких» и «далёких» целей, «перспектив» был Антон Семёнович Макаренко. Правильно воспитать коллектив – это значит «окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день».
Пример
Традиционная педагогика – педагогика
примеров.
«Пионер – октябрятам пример». А учитель
– ученикам. «Делай как я». На меня равняйся.
Иди за мной. Смотри на меня. В традиционном
обучении и воспитании учитель являет
собой персонификацию, живое воплощение
образца в отношении к делу, в одежде, в
мыслях, в поступках – во всём. Личный
пример учителя обладает высочайшим статусом.
«Личный пример – метод нравственного
воспитания и обучения» (Я.А. Коменский).
«Воспитывать более примерами, нежели
предписаниями» – советовала учителям
Екатерина Романовна Дашкова.
«Воспитание приобретается подражанием» – писал выдающийся математик и педагог Николай Иванович Лобачевский (1792–1856). Каков учитель, таков и класс.
В обучении и воспитании положительный пример неизбежно дополняется отрицательным антипримером. Сравнивая, сопоставляя полярные значения – красоту и уродство, ученик понимает, чего от него ждут, от чего предостерегают, как необходимо действовать и чего следует избегать в той или иной жизненной ситуации.
Коллектив
Традиционная педагогика – педагогика
коммунитарная, коллективистская, общинная;
педагогика «общественного блага». В традиционной
культуре подавляющего большинства народов
«мы» безоговорочно выше, чем «я». Группа,
семья, корпорация, народ – выше индивидуума.
По своему менталитету мы коммунитарные, общинные люди, коллективисты. Социологи, социальные психологи, философы (и западники, и славянофилы) единодушны. Мы – коллективисты.
Традиционный педагог учит ребёнка смирению перед нормами, тренирует, упражняет способность укорачивать гордыню, подчинять частное, личное – общему, общественному.
Право быть «не таким, как все»
– прерогатива немногих избранных и, в
любом случае, уже сформировавшихся, взрослых
людей. А высшая добродетель юношей –
ничем не выделяться из массы сверстников,
не привлекать к себе особого внимания,
даже демонстрируя выдающиеся личные
достижения, оставаться скромным, равным
окружающим, приписывая успехи и победы
– коллективу, наставнику.
Знания
Школа призвана давать знания. Ознакомление
– понимание – практика.
Марксистско-ленинская теория познания
гласит: от чувственного созерцания –
через абстрактное мышление – к практике.
Для обобщений, обнаружения «общих способов»
нужен эмпирический материал, нужны факты.
Ученик «прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление), далее – что это такое по своим свойствам (понимание), и наконец, знать, как использовать своё знание».
Согласно точке зрения Я.А. Коменского, «основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объёма знаний из различных областей науки.
Знакомясь с тем или иным
предметным сегментом, с мудрым устройством
мира, человек совершенствует инструмент
познания – ум. Предмет самоценен, он «показывает»,
«рассказывает», «объясняет», пробуждает
до поры сокрытые интеллектуальные резервы.
Для формирования научных понятий,
теоретического способа решения задач
просто необходим «известный уровень
развития спонтанных понятий» (Л.С. Выготский),
«понятий, основывающихся на формально-эмпирическом
типе обобщения» (В.В. Давыдов).
Спонтанные понятия придают мышлению твёрдость, определённость, составляют его образную фактуру, подоплеку.
Дисциплина
Дисциплина позволяет ученику «отказаться
от капризов», «взять верх над нервами»,
самовластно распоряжаться «сокровищами
и тайниками собственной нервной организации»
(К.Д. Ушинский). Распорядок дня! Правила
поведения. «Безоговорочное подчинение
требованиям». Знай своё место в строю.
«Школа без дисциплины есть мельница без
воды». В своих работах Коменский понимает
дисциплину как: «условие обучения и воспитания;
олицетворение организованности – предмет
воспитания; средство воспитания; систему
дисциплинарных взысканий».
Становление воли, характера идёт рука об руку со становлением разума. Подчёркивая эту связь, И.Ф. Гербарт ввёл понятие «воспитывающее обучение», понимая под таковым «сочетание дисциплины с обучением», «знаний с волей и чувством».
Информация о работе Традиционное обучение: суть, достоинства, недостатки