Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 22:20, контрольная работа
Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. При этом предполагается, что в результате обучения как сугубо индивидуализированного процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания. Информация, знаковая система выступает при этом началом и концом активности школьника, а будущее представляется лишь в виде абстрактной перспективы применения знаний.
Введение
1. Сущность традиционного обучения
1.1. Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов
2. Достоинства и недостатки традиционного обучения
3. Основные противоречия традиционного обучения
Заключение
Список литературы
Повторение
«Под повторением в педагогической науке
принято понимать воспроизведение уже
пройденного материала, установление
органической связи между старым и новым
материалом, а также систематизацию, обобщение
и углубление известного материала по
теме, разделу или всему курсу в целом».
«Под закреплением в педагогической науке
принято понимать вторичное восприятие
и осмысливание материала».
Традиционные учителя давно установили:
повторение имманентно (отвечает, соответствует)
самому процессу человеческого мышления.
Мысль, как в воздухе, нуждается в неком
«инкубационном периоде». Мысль, прежде
чем «улечься», «усвоиться», должна «сделать
несколько глубоких вдохов», «перевести
дух», освоиться в сознании ученика, «познакомиться»
со своими предшественницами. Повторение
необходимо, чтобы перевести информацию
из кратковременной и оперативной памяти
в долговременную. Новый период обучения
«должен необходимо начинаться повторением
пройденного, и только при этом повторении
учащийся овладевает вполне изученным
прежде и чувствует в себе накопление
сил, дающих ему возможность идти далее».
Эволюция традиционного обучения не обошла
стороной повторение. Совершенствование
повторения заключалось в уменьшении
механических форм при соответствующем
возрастании «смыслового» повторения.
Напомним, что механическое запоминание
– это последовательное заучивание отдельных
частей материала без опоры на логические,
смысловые связи. Именно к смысловому
повторению, повторению, как это ни парадоксально,
развивающему мышление, творческие способности
ученика; к повторению интересному, открывающему
парадоксы и противоречия; объединяющему
в синтезе различные знания; выстраивающему
межпредметные связи; вызывающему «далёкие
ассоциации», – стремились выдающиеся
представители традиционного обучения.
«Воспитатель, понимающий природу памяти,
будет беспрестанно прибегать к повторениям
не для того, чтобы починить развалившееся,
но для того, чтобы укрепить знание и вывести
на нём новый этаж. Понимая, что всякий
след памяти есть не только след прошедшего
ощущения, но в то же время и сила для приобретения
нового, воспитатель будет беспрестанно
заботиться о сохранении этих сил, так
как в них лежит залог для приобретения
новых сведений. Всякий шаг вперёд должен
опираться на повторение прежнего» - говорил
Ушинский. Усвоение важных и сложных вопросов
настоятельно требует не просто репродукции,
дословного «воспроизведения» (хотя и
такое повторение нельзя списывать со
счетов). Глубокому и прочному усвоению
знаний способствуют следующие приёмы
активизации интеллектуальной деятельности
при повторении: «смысловая группировка
материала, выделение смысловых опорных
пунктов, смысловое сопоставление того,
что запоминается, с чем-либо уже известным»;
«включение в повторяемый материал… нового,
постановку новых задач»; «использование
разнообразных видов и приёмов повторения».
Несомненным достоинством
традиционного обучения является возможность
за короткое время передать большой объем
информации. При таком обучении учащиеся
усваивают знания в готовом виде без раскрытия
путей доказательства их истинности. Кроме
того, оно предполагает усвоение и воспроизведение
знаний и их применение в аналогичных
ситуациях . Среди существенных недостатков
этого типа обучения можно назвать его
ориентированность в большей степени
на память, а не на мышление. Это обучение
также мало способствует развитию творческих
способностей, самостоятельности, активности.
Наиболее типичными заданиями являются
следующие: вставь, выдели, подчеркни,
запомни, воспроизведи, реши по примеру
и т.п. Учебно-познавательный процесс в
большей степени носит репродуктивный
(воспроизводящий) характер, вследствие
чего у учащихся формируется репродуктивный
стиль познавательной деятельности. Поэтому
нередко его называют "школой памяти".
Как показывает практика, объем сообщаемой
информации превышает возможности ее
усвоения (противоречие между содержательным
и процессуальным компонентами процесса
обучения). Кроме того, отсутствует возможность
приспособить темп обучения к различным
индивидуально-психологическим особенностям
учащихся (противоречие между фронтальным
обучением и индивидуальным характером
усвоения знаний). Необходимо отметить
и некоторые особенности формирования
и развития мотивации учения при таком
типе обучения.
А.А. Вербицкий выделил
следующие противоречия традиционного
обучения:
1. Противоречие между обращенностью
содержания учебной деятельности (следовательно,
и самого обучающегося) в прошлое, опредмеченное
в знаковых системах "основ наук",
и ориентацией субъекта учения на будущее
содержание профессионально-практической
деятельности и всей культуры. Будущее выступает для учащегося в виде абстрактной, не мотивирующей его перспективы применения
знаний, поэтому учение не имеет для него
личностного смысла. Повернутость в прошлое,
принципиально известное, "вырезанность"
из пространственно-временного контекста
(прошлое - настоящее - будущее) лишает
учащегося возможности столкновения с
неизвестным, с проблемной ситуацией - ситуацией порождения мышления.
2. Двойственность учебной
информации - она выступает как часть культуры
и в то же время лишь как средство ее освоения,
развития личности. Разрешение этого
противоречия лежит на пути преодоления
"абстрактного метода школы" и моделирования
в учебно-воспитательном процессе таких
реальных условий жизни и деятельности,
которые позволили бы обучающемуся "вернуться"
в культуру обогащенным интеллектуально,
духовно и практически и тем самым оказаться
причиной развития самой культуры.
3. Противоречие между целостностью
культуры и ее овладением субъектом через
множество предметных областей - учебных
дисциплин как представительниц наук.
Эта традиция закреплена делением школьных
педагогов (на учителей-предметников)
и кафедральной структуры вуза. В результате
вместо целостной картины мира обучающийся
получает осколки "разбитого зеркала",
которые он сам собрать не в состоянии.
4. Противоречие между способом
существования культуры как процесса
и ее представленностью в обучении в виде
статических знаковых систем. Обучение
предстает как технология передачи готового,
отчужденного от динамики развития культуры
учебного материала, вырванного из контекста
как предстоящей самостоятельной жизни
и деятельности, так и из текущих потребностей
самой личности. В результате не только
индивид, но и культура оказывается вне
процессов развития.
5. Противоречие между общественной
формой существования культуры и индивидуальной
формой ее присвоения обучающимися.
В традиционной педагогике оно не разрешается,
поскольку ученик не объединяет свои усилия
с другими для производства совместного
продукта - знания. Будучи рядом с другими
в группе учащихся, каждый "умирает
в одиночку". Более того, за оказание
помощи другим ученик наказывается (порицанием
"подсказки"), чем поощряется его
индивидуалистическое поведение.
Принцип индивидуализации, понимаемый как изоляция обучающихся
в индивидуальных формах работы и по индивидуальным
программам, особенно в компьютерном варианте,
исключает возможности воспитания творческой
индивидуальности, которой становятся,
как известно, не через робинзонаду, а
через "другого человека" в процессе
диалогического общения и взаимодействия,
где человек совершает не просто предметные
действия, но поступки. Именно поступок (а не индивидуальное
предметное действие) должен рассматриваться
в качестве единицы деятельности обучающегося.
Поступок - это
социально обусловленное и морально нормированное
действие, имеющее как предметную, так
и социокультурную составляющую, предполагающее
отклик другого человека, учет этого отклика
и коррекцию собственного поведения. Такой
взаимообмен действиями-поступками предполагает
подчинение субъектов общения определенным
нравственным принципам и нормам отношений
между людьми, взаимный учет их позиций,
интересов и нравственных ценностей. При
этом условии преодолевается разрыв между
обучением и воспитанием, снимается проблема соотношения обучения и воспитания.
Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.
Информация о работе Традиционное обучение: суть, достоинства, недостатки