Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:03, курсовая работа
Актуальность настоящего курсового исследования состоит в том, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют нам воспитание трудоспособную во всех смыслах личность. В связи с этим перед школой встает важная задача воспитания трудолюбивого подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебного процесса. Система трудового воспитания призвана научить ребенка самостоятельности на бытовом уровне. Основой системы трудового воспитания школы можно считать труд. Творчество Шацкого — предмет пристального внимания не только советских педагогов, но и западноевропейских ученых. Созданные им образцы педагогической работы активно усваиваются и становятся достоянием трудовой школы.
Введение....................................................................................................................3
Понятие о социальном воспитании………………………………………….5
История становления трудовой школы С.Т. Шацкого…………………...10
Особенности трудовой школы как формы социального воспитания……………………………………………………………….…..16
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………...29
Тема: Трудовая школа как форма социального воспитания на примере опыта С.Т.Шацкого.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего курсового исследования состоит в том, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют нам воспитание трудоспособную во всех смыслах личность. В связи с этим перед школой встает важная задача воспитания трудолюбивого подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебного процесса. Система трудового воспитания призвана научить ребенка самостоятельности на бытовом уровне. Основой системы трудового воспитания школы можно считать труд. Творчество Шацкого — предмет пристального внимания не только советских педагогов, но и западноевропейских ученых. Созданные им образцы педагогической работы активно усваиваются и становятся достоянием трудовой школы. Сегодня теория и практика Шацкого привлекают внимание учителей ярким и своеобразным решением таких фундаментальных педагогических проблем, как социализация личности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.
В связи с этим, был сделан выбор темы исследования: «Трудовая школа как форма социального воспитания на примере опыта С.Т.Шацкого». Проблема которого сформулирована следующим образом: каковы возможные пути совершенствования социализации детей на примере трудовой школы С.Т.Шацкого.
Объект исследования: социализация детей на примере опыта трудовой школы С.Т.Шацкого.
Предмет исследования: пути совершенствования социализации детей на примере трудовой школы С.Т.Шацкого.
Целью курсовой работы является рассмотрение социального воспитания на примере трудовой школы С.Т.Шацкого.
Задачи:
Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследования, реферирование, составление библиографии.
Для решения задач мы используем следующие методы исследования:
Практическое значение работы: студенты могут использовать данную курсовую работу для подготовки по дисциплине педагогика, а также данное исследование может помочь для дальнейшего изучения данной темы трудовая школа как форма социального воспитания на примере опыта С.Т.Шацкого.
В данной курсовой работе представлена теоретическая часть и практическая. Работа начинается с введения, где раскрывается: цель, предмет, задачи, методы исследования.
В теоретической части дается обоснования понятие о социальном воспитании, история становления трудовой школы С.Т. Шацкого.
В практической части рассматриваются особенности трудовой школы как формы социального воспитания.
В заключение подводятся итоги проделанной работе.
Список использованной литературы включает 15 источников.
1 ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ
Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развивать возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.
Под общественным (социальным) воспитанием понимается воспитание, осуществляемое в системе «человек-человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения, а также специальными учреждениями для этой цели общественными институтами - благотворительными фондами, организациями, обществами, ассоциациями и т.п.
Иногда понятие общественного воспитания сужается до отдельного направления воспитательной деятельности, например, в семье, в других же случаях оно охватывает всю общественную воспитательную систему, подчиняя себе даже школьное воспитание. Есть попытки сводить общественное воспитание к благотворительной деятельности, работе с так называемыми «группами риска», решению воспитательных проблем различных возрастных групп и слоев населения, пожилых людей и т.д.[2:190].
Иными словами, социальное
воспитание представляет собой
взращивание человека в
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной помощи им.
Естественно, что в различных типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных составляющих (организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи) существенно различны. Естественно также, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности. Различия зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности, работающие в них педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаимодействие реализуется в воспитательной организации.
Взаимодействие в процессе социального воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и социально-психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику[1].
В целом взаимодействие-диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.
Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком позитивными социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания, самоопределения, самореализации, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе [1:111].
С.Т. Шацкий, указывал на необходимость "находить жизненное дело для школы в той среде, которая ее окружает". Говоря о том, что "основная тенденция современной русской школы - участие в строительстве жизни", он писал: «Нужно участвовать и в радостях, и в горестях жизни, участвовать в ее оценке - это обнаруживает наше участливое отношение к жизненным процессам. Но не менее нужно и так ставить дело, чтобы школа вносила в текущую жизнь свою долю работы: это особенно важно именно теперь, именно в эпоху возникновения новых жизненных форм. Вносить свою долю работы в жизнь - это значит вмешиваться в нее, изменять ее. Нет ничего важнее, как добиться умения активно участвовать в жизни; чтобы этого добиться, недостаточно развивать знание или понимание ее, надо и действовать, упражняясь в реальном строительстве».
С.Т. Шацкий подчеркивал, что "школа рассматривает экономические и бытовые явления, протекающие в среде, с точки зрения педагогической, т.е. с точки зрения того их влияния, которое отражается на детях. Дети связаны со средой, они тесно соприкасаются с нею, и понимать детей, разбираться в детской жизни, в детских характерах, вкусах, интересах вне среды, независимо от среды невозможно". Он обращал внимание на то, что «Школа есть часть воспитывающей детей среды, а не единственное место, где дети могут по-настоящему воспитываться. Если мы скажем часть, то она, эта "часть", организуется так, чтобы восполнить недостатки целого. Поэтому построить часть как следует можно только тогда, когда мы сумеем и оценить целое, как оно есть, и найти пути совместной работы. Школа обычно связана с небольшой по размерам территорией, и дети, работающие в ней, являются соседями школы. Было бы естественно для школы наладить систематическое участие в жизни района именно по-соседству, но если привлекать к совместной деятельности только семьи, родителей, то явится некоторая опасность стать школой семейной и очень сузить свои задачи. Поэтому школа должна научиться работать с общественными организациями. В настоящее время для школы есть выход в ее сближении с нарождающимися в городах жилищными товариществами, объединяющими более или менее значительную группу горожан, довольно хотя разнообразных по своему социальному и материальному положению, но призванных, в сущности говоря, работать над небольшой частью городской территории. При правильной работе их, при развитии в их среде навыков общественности, при совместном разрешении социальных задач общежития можно рассчитывать на большой сдвиг в социальной работе города».
Характеризуя созданную С.Т.Шацким технологию «Школа - центр воспитания в социальной среде», можно выделить следующие концептуальные позиции:
-воспитание это организация жизни детей, создание развивающей среды;
- развитие ребенка происходит
в процессе активной и
- школа для детей, а не дети для школы;
- школа не подготовка к жизни, а сама жизнь;
- школа органически связана
с обществом и окружающей
- изучение ребенка как целостной личности;
-дети влияют друг на друга сильнее, чем старшие на них;
- все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества;
- организация воспитательного
процесса внутри школы с
- школа открыта социуму, является центром воспитания детей в социальной среде;
- педагогизация окружающей среды;
- активное участие школьного
коллектива в
- изучение и всемирное
использование воспитательных
Таким образом, С.Т. Шацкий расширил смысловое понимание процесса воспитания: термин «воспитание» он употреблял в широком и узком смысле. При этом социальное воспитание, которое ребенок получал в стенах образовательного учреждения, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т.д. - большим педагогическим процессом. С.Т.Шацкий справедливо утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо немедленно отброшены учащимися. Поэтому задача школы -изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка для того, чтобы, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды.
2 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ С.Т.ШАЦКОГО
На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент». Название общества было подсказано опытом создания в Америке сетлементов - поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сетлемент», созданное С.Т. Шацким, А.У. Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. Практическая работа c детьми основывалась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. B обучении, упор был сделан на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления [5].
Информация о работе Трудовая школа как форма социального воспитания на примере опыта С.Т.Шацкого