Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:03, курсовая работа
Актуальность настоящего курсового исследования состоит в том, что социально-экономические преобразования в обществе диктуют нам воспитание трудоспособную во всех смыслах личность. В связи с этим перед школой встает важная задача воспитания трудолюбивого подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебного процесса. Система трудового воспитания призвана научить ребенка самостоятельности на бытовом уровне. Основой системы трудового воспитания школы можно считать труд. Творчество Шацкого — предмет пристального внимания не только советских педагогов, но и западноевропейских ученых. Созданные им образцы педагогической работы активно усваиваются и становятся достоянием трудовой школы.
Введение....................................................................................................................3
Понятие о социальном воспитании………………………………………….5
История становления трудовой школы С.Т. Шацкого…………………...10
Особенности трудовой школы как формы социального воспитания……………………………………………………………….…..16
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………...29
B 1908 году общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку проведения социализма среди маленьких детей. B следующем году С.Т. Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». Была продолжена работа детского сада, клуба, начальной школы. Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей.
B 1911 году общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (на территории современного города Обнинска). B создании колонии большую роль сыграла Валентина Николаевна Шацкая (1882-1978), жена С.Т. Шацкого, впоследствии ставшая крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей. Первые контингенты колонии - это дети из беднейших семей, населявших печально знаменитые до революции Минаевские проезды, подвалы Марьиной рощи и домишки бутырской слободы. В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. С.Т. Шацкий и его немногочисленные сотрудники (еще 3 человека) стремились вызвать творческую активность колонистов во всех доступных им интересных и новых делах и на этой основе создать условия для их воспитания и развития. Каждый раз, когда ребята приезжали на лето в колонию, их встречало новое в хозяйстве, в постройках, в занятиях, в организации жизни. С.Т. Шацкий характеризует исследования, проводимые в первые годы существования колонии, как попытку выяснить некоторые закономерности развития детского общества и указывает, что с точки зрения развитие жизни колоний имело своего рода теоретический интерес [5:124]. Анализируя опыт колонии, С.Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали выработке трудовых навыков. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию - занятия в этих учреждениях восполняли отсутствие y детей школьного образования. Вместе c тем, они помогали устроить досуг детей, способствовали обогащению их общения. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, a также новыми педагогическими взглядами на вопросы воспитания детей [4].
Постепенно начали складываться у колонистов новые моральные понятия и убеждения, накапливались традиции, касающиеся и моральных норм поведения колониста. Колонисты полюбили колонию, стали заботиться о процветании ее - и не только для себя, сейчас, но и для будущего.
Октябрьские события 1917г. Повергли С.Т. Шацкого в глубокое сомнение. Он считал большевиков разрушителями культурных ценностей и идеалов, выступал против идеи классового воспитания и отказался от предложения Луначарского войти в руководство Наркомпросом.
Но вскоре Шацкий со своими коллегами нашли свое место в обществе и в новых условиях. В 1919г. Наркомпрос одобряет его проект о созданий первой опытной станции по народному образованию Народного комиссариата по образованию и Шацкий приступает к работе по руководству ею.
В 1920-е гг. педагог продолжает развивать свои дореволюционные идеи, связанные с организацией жизни детей во всех ее многообразных проявлениях. Он полагал, что построение всего образовательно-воспитательного процесса должно планироваться при обязательном учете личного опыта детей. С.Т. Шацкий организовал на базе педагогического коллектива Первой опытной станции научную школу. Станция была комплексом научно-педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции педагога легла идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.
Первая опытная станция была автономной, имела право самостоятельно определять содержание своей работы и включала в себя два отделения:
Утверждая органичную связь советской школы с обществом и окружающей средой, С.Т. Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребенка. Педагогический процесс он строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребенка и сферу его практической реализации. Принципиальная новизна идеи Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым он относил умственный и физический труд, искусство, игру. Педагог подчеркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребенка. По мысли Шацкого, материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, деловое самоуправление организует жизнь детей; искусство, а также игра, задающая бодрый тон детской деятельности, формируют их эстетические чувства, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей [10].
На пути к организации трудовой школы стоят два глубоко укоренившихся общественных предрассудка; это, во-первых, идея необходимости подготовки детей к будущей жизни, деятельности, карьере (социально-воспитательный предрассудок) и, во-вторых, вера в непреложность существования законченного цикла знаний, строго определенного для каждой ступени жизни, цикла, контролируемого экзаменом и награждаемого дипломом (учебный предрассудок).
Экспериментальная работа С.Т. Шацкого позволила ему сделать вывод о необходимости системной организации содержания учебного и воспитательного процессов школы в масштабах государства. Педагог предполагал создание условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер школьной жизни. Осуществить эту задачу он считал возможным лишь на демократических принципах организации школы, что позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания. В этом взаимодействии педагог отводил учителю роль не только организатора, но и исследователя детской жизни. По мысли Шацкого, учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражданскую позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.
Организующим ядром школьной жизни С.Т. Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческого потенциала личности и коллектива. С новых позиций педагог осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью искусства». Под системой эстетического воспитания он понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества в целях развития творческих возможностей личности, коллектива, народных масс. Он считал, что в структуре системы эстетического воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных и эмоционально-эстетических процессов. По мнению педагога, искусство открывает перед человеком суть бытия, позволяет выйти за пределы обыденных эмоций, эмпирического опыта; гармонично формируя все компоненты личности, оно способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности [12].
И в теории и на практике С.Т. Шацкий последовательно отстаивал и реализовывал идеалы демократической педагогики. Изменение на рубеже 1920–30 гг. курса образовательной политики в СССР привело к ужесточению режима и дисциплины в школе, которая была унифицирована на основе введения обязательных единообразных программ, жесткой регламентации учебного процесса, централизованного управления. В 1932 г. С.Т. Шацкий был отстранен от руководства опытной станцией. В 1934 г. в результате травли и преследований он умер от сердечного приступа. Публикация его произведений возобновилась лишь в 1960-е гг.
Таким образом, С.Т. Шацкий внес значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. На всех этапах деятельности педагог занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и заниматься научно-исследовательской работой.
3 ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Сегодня теория и практика Шацкого привлекают внимание учителей ярким и своеобразным решением таких фундаментальных педагогических проблем, как социализация личности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.
Ограниченность и низкую эффективность педагогических исследований Шацкий видел в том, что их авторы изучают только специально организованный воспитательный процесс. А как быть с теми воздействиями на ребенка, которые не в меньшей, а может быть, в большей мере, чем школа, определяют рост и развитие ребенка? Он призывал не сбрасывать со счетов воздействие на ребенка улицы и семьи, а использовать подлинно ценное в педагогической работе из того, что в них есть.
В создании педагогики, которая принимает во внимание все социализирующие факторы и использует положительные в проектировании и организации образовательного процесса, Шацкий видел важнейшую задачу своей работы.
Шацкий выступал против примитивных, непрофессиональных попыток отнестись к ребенку как материалу, из которого в соответствии с замыслом создателей можно сформировать требуемый тип личности. Подлинное воспитание требует глубокого знания природы ребенка. Надо выращивать ребенка, опираясь на его опыт, знания, интересы и потребности. Анатомо-физиологическое, психологическое и социальное знание школьника - фундамент для создания эффективной воспитательной системы. Шацкий неоднократно подчеркивал, что природу надо уметь наблюдать, надо анализировать ее явления. Надо понимать обстановку, в которой живут дети, надо уметь дать себе отчет в элементах, из которых эта обстановка складывается, надо видеть влияния, сопутствующие детской жизни. Всего этого не понимали и не принимали прожектеры от педагогики, которые преследовали цель за короткий период времени сформировать из ребенка коммуниста.
Детский труд имеет, прежде всего, воспитывающее значение. Школьники должны овладеть разнообразными формами трудовой деятельности, ибо все это поможет им в жизни продуктивно решать производственные и хозяйственные проблемы. Воспитанники колонии «Бодрая жизнь» могли делать многое: выращивать урожай, убирать школу, готовить еду, вязать и шить одежду. Но когда кто-нибудь из инспекторов поднимал столь популярный среди педагогов вопрос о самообеспечении детей, то встречал резкую отповедь. Педагогов станции не убеждали доводы, что Болшевская коммуна или коммуна Дзержинского содержатся за счет заработанных воспитанниками средств. «Коренной ошибкой Хоружего является то, что дети своими средствами не могут обставить жизнь (пища, одежда и т. д.). В крестьянской семье ребенок также не сам добывает себе средства к существованию. Даже в самых кошмарных снах они не могли предположить массовое применение детского труда на плантациях хлопка, уборке картофеля и других культур, которое не только не способствовало развитию детей, связи обучения с трудом, но представляло собой форму эксплуатации детей [15].
Концепция Шацкого об использовании социализирующих факторов в учебно-воспитательном процессе была новой и оригинальной не только для России. Знакомившиеся с работой Шацкого иностранные педагоги отмечали инновационность, принципиальную новизну целей и задач. Новой была направленность педагогической деятельности на перестройку микросоциального окружения силами детей. Обращалось внимание на глубокое знание учителями и научными сотрудниками экономических, социальных и культурных факторов социализации, использование их в процессе обучения и воспитания школьников. Поражал масштаб работы станции. Ничего подобного на Западе в те годы не было. Высокий уровень владения коллективом педагогической технологией, проявлявшейся в тщательной отлаженности всех форм организации детской жизни, отмечали все без исключения зарубежные гости станции. В книге отзывов сохранилась запись делегации немецких учителей о работе станции, в которой говорилось, что по размаху деятельности станции, а также по особенностям метода работы она является педагогическим исследовательским институтом громадного значения; в институте работает ряд выдающихся педагогов, во главе с небезызвестным в Германии С. Т. Шацким; опытную станцию посещают начинающие и старые педагоги не только Москвы и близлежащих областей, но и самых отдаленных мест Советской России.
Однако условия и обстановка, в которых Шацкому пришлось воплощать в жизнь свои идеи, сильно мешали ему. Станция постоянно находилась под угрозой расформирования. Шла нескончаемая политическая травля Шацкого то как «представителя правого крыла московских педагогов», то как толстовца. Ученый своей образованностью и масштабностью выпадал из общей массы соцвосовских работников. Начавшаяся в конце 20-х годов кампания, направленная на уничтожение старой интеллигенции, когда были репрессированы друзья и знакомые Шацкого, вызвала в Шацком глубокие переживания. Вот что он писал Крупской: «Дорогая Надежда Константиновна! После тяжелого раздумья обращаюсь к Вам с просьбой отпустить меня. Мне стало трудно работать в ГУСе, и я не надеюсь, что моя работа в нем была плодотворна. Я знаю, что огорчу Вас, но вот почему я прихожу к таким мыслям. Мы начинали с Вами эту работу вместе. Вы пригласили меня, и я, не колеблясь, пошел на Ваш зов. Я вложил в работу много мыслей и считал ее своею. Мы серьезно и много совещались о ее ходе и направлении. Оно в общем сводилось к тому, чтобы сделать атмосферу Наркомпроса теплой, доступной, нужной и понятной массам, вдохнуть живой педагогический дух в центре, поднять оживление и интерес к делу у педагогических работников, дать конкретное направление молодой русской школе. Все это меня сильно захватило и создало для меня большую привлекательность. Но Вы, конечно, помните, что не всегда я чувствовал себя легко. Я постоянно ощущал холодок недоверия к себе, как к «чужому» человеку в наркомпросовской среде, и я добросовестно указывал Вам на это и выдерживал большую горечь (хотя бы в истории с Рафаилом) благодаря Вашей дружеской поддержке. Но чем дальше, тем более ответственную работу я беру на себя... Но вижу, что это далеко не просто, и что нужно иметь для этой работы, которую я себе наметил, – и безусловный авторитет, и безусловное доверие. И ни того, ни другого я не чувствую. Атмосфера очень сгущена и полна неожиданностей. Меня сразил странный и вынужденный уход ценнейшего работника – А.Н. Волковского из Соцвоса, который был моим помощником. Как могли его отпустить, я не понимаю. Опять поднят вопрос о том, чтобы на ответственных местах были только коммунисты. Что-то назревает: какой-то поворот в политике. И я особенно плохо себя чувствую. И не выдерживаю, и не надеюсь, и решаю уйти, пока мне это деликатно не предложили»). Тяжелейшие условия насилия и бесправия разрушающим образом воздействовали на опытную работу ученого. Поэтому трудно говорить о целостности проведенной Шацким работы, ее законченности и оформленности. Однако получившая широкое признание теория и практика, воспитывающая и образовывающая ребенка с учетом социализирующих факторов, несомненно, привлекает сегодня внимание исследователей самых различных направлений [6].
Информация о работе Трудовая школа как форма социального воспитания на примере опыта С.Т.Шацкого