Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:35, контрольная работа
В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
Отрядная система
Были сделаны первые шаги к тому, чтобы рождались и возникали научные интересы, удовлетворить которые можно через широкое общее образование.
Поэтому представление о ценности
человеческого труда
1.3. Роль трудового обучения и
воспитания в формировании
Главной задачей общеобразовательной средней школы является подготовка подрастающего поколения ук самостоятельной трудовой жизни. В условиях завершения перехода ко всеобщему среднему образованию основная масса выпускников сразу после окончания школы должна принять участие в общественном производстве, пополнить ряды тружеников города и села.
Трудовая закалка должна сочетаться с политической зрелостью и высокими нравственными достоинствами молодой смены. Борьба за практическое осуществление такого единства – одна из важнейших перспективных линий развития системы трудового воспитания школьников.
Всемерное развитие в массовой практике трудового воспитания учащихся – важная задача педагогических коллективов.
Особенностью комплексного подхода
к воспитанию подрастающего поколения
является учет общественной перспективы,
тех задач
Постоянная забота профсоюзных и хозяйственных органов о создании необходимых условий для вовлечения учащихся в различные виды общественно полезного труда, активная деятельность органов народного образования, администрации школ, педагогических коллективов и организаций, возглавляющих всю общественно полезную работу учащихся, способствовали заметным успехам в области их трудового воспитания. Значительно шире стали масштабы, разнообразнее формы, участия школьников в общественно полезном и производственном труде. Выросла и качественная результативность их работы, повысился экономический эффект, исчисляемый уже сегодня сотнями миллионов рублей.
Вовлечение в массовом масштабе школьников в посильные для них виды общественно полезного труда, имеющего достаточно высокую социальную значимость и воспитательную эффективность – одна из первоочередных задач в совершенствовании системы трудового воспитания.
Дальнейшее расширение сети межшкольных,
учебно-производственных комбинатов,
летних лагерей труда и отдыха,
строительных и ремонтных бригад
старшеклассников, укрепление материально-технической
базы школьных учебных и учебно-
В процессе общественно полезного труда у учащихся закрепляются трудовые умения и навыки, знания об элементарных технико-технологических и экономических основах современного производства. Трудовая деятельность способствует развитию у детей технических способностей, инициативного, творческого подхода к делу. Особое воспитательное значение имеет непосредственное участие школьников в производительном труде в цехах промышленных предприятий, на полях и фермах колхозов и совхозов. Общественно-полезный труд – важнейший фактор подготовки школьников к сознательному выбору будущей профессии.
Школа делает сегодня очень ответственный шаг, эффект которого мы уже ощущаем, включая своих учеников в современные производственные отношения, в работу рядом со взрослыми. Без этого не вырастить современного труженика.
Комплекс многообразных путей приобщения школьников к общественно полезному производительному труду позволяет реализовать идею нравственного воспитания личности.
Соблюдение технологической, плановой дисциплины, внедрение научной организации труда – все это связано с человеком, с его личностными качествами, его желанием или нежеланием хорошо работать. Поэтому очень важно как можно раньше создавать для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого, можно сказать, начинается путь в профессию, которой наши воспитанники посвятят себя, став взрослыми.
В практике образования два вопроса – обучение и труд идут рядом. Они существуют и могут существовать независимо друг от друга. Их интеграция – сложный вопрос. Если предмет трудовой подготовки рассмотреть как сферу умственной и физической деятельности школьника, то слияние взаимно пронизывающих функций мозга и руки здесь более явствует, чем в других предметах школьного образования.
Главное в жизни человека это труд. Именно отношение к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.
Если не воспитана привычка к труду, если нет умения и желания трудиться, гражданские убеждения останутся не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах.
Чтобы поддерживать интерес к труду, ребятам надо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной. Особой притягательностью для подростков обладает труд, связанный с техническим творчеством. Вырабатывается привычка длительное время работать над выполнением одного и того же задания, доводить дело до конца.
Надо найти подростку такое
дело, в котором чередовались бы
операции простые и сложные, легкие
и трудные, интересные и скучные,
поставить его в позицию
В тяжелые для страны годы детей приучала к труду сама жизнь. Теперь это предмет специальной заботы и родителей, и школы.
На наш взгляд, связь формирующейся
личности нового типа – с жизнью
общества, производством в педагогической
системе А.С.Макаренко
путем создания трудового воспитательного коллектива;
труд на общую пользу дает право на большую самостоятельность. Она-то и является лучшим воспитателем человека-труженика;
ценности создаются трудом там, где организуется производство.
Исходя из этого, можно сделать такой вывод:
Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.
Поэтому главными условиями, способствующими формированию отношения к труду взглядом А.С.Макаренко являются:
понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;
доступность труда данного возраста по характеру и объему, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащенность труда;
присутствие интеллектуального элемента,
необходимость решения
возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;
включение в труд соревнования;
четкая организация
Глава II. Реализация идей трудового воспитания А.С.Макаренко на современном этапе.
2.1.Теория и практика
Трудовое воспитание – это многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающая смена перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически, идейно и нравственно готовится к труду, к управлению производством и государством.
Наука все больше входит в процесс
труда как важнейшая
В свое время А.С.Макаренко говорил о том, что теория должна повернуться лицом к практике, всех нас объединяла задача– помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты, чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можно стать творцом.
Совершенствование подготовки молодежи к самостоятельной трудовой жизни – программное требование в современном этапе. Это требование связано с глубокими преобразованиями в содержании труда, необходимостью коренного улучшения общеобразовательной и профессиональной подготовки, созданием единой системы непрерывного образования, уточнением его содержательной базисной основы.
В ходе реформы общеобразовательной и профессиональной школы этапу способствует широкое введение, начиная с 1986 учебного года систематического общественно полезного, производительного труда школьников, более полное и прочное соединение его с учением, переход от производительного труда как элемента учебно-воспитательной работы к труду как основе и всеобщему принципу работы школы.
Более полно используются возможности трудовых коллективов взрослых в организации производительного труда учащихся, расширяются прогрессивные, в том числе бригадные формы организации труда школьников, усиливаются профессиональная и творческая направленность их трудовой деятельности. Его положение о ведущей роли труда в целостном процессе формирования личности молодого человека звучит сейчас особенно актуально. Творчески используются его идеи в трудовой и профессиональной подготовке школьников – это значит осмысление с учетом новых возможностей и образовательно– воспитательных задач, стоящих перед современной школой.
В педагогической практике последнего десятилетия творческое применение опыта А.С.Макаренко наиболее эффективно проявлялось не только в создании “школьного производства”, имея в виду его многообразные формы, но и в участии подростков и старшеклассников в производительном труде в условиях трудовых коллективов в форме промышленного и сельскохозяйственного производства, предприятий обслуживания. В ходе реализации реформы школы опыт создания ученических сельскохозяйственных бригад, учебно– производственных цехов и участков на промышленных предприятиях, формирования трудовых отрядов и бригад получает все большее распространение и развитие.
“Хозрасчет – замечательный педагог” – эта мысль А.С.Макаренко приобретает сегодня поистине ключевое значение, при том внимании, которое придается ныне единству трудового и экономического воспитания. Элементы новых форм хозяйствования убедительно показывает практическую необходимость общеобразовательных, общетрудовых, экономических знаний и умений обеспечивающих повышение производительности труда и улучшение его условий. Использование учащимися этих знаний и умений на практике, в трудовой деятельности становится формой проявления творчества в труде, создает чувство глубокого удовлетворения в работе.
Производительный труд – продуктивный труд ребят и взрослых, имеющих общую значимость и направленный на преобразование мира, необходимой для удовлетворения физических и духовных потребностей личности в настоящем, так и в будущем.
Сегодня необходимо готовить школьников к будущей трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.
Детский производительный труд дает не только воспитательный, развивающий, образовательный, образующий, но и экономический эффект.
На примере организации
Демократизация общественной жизни, движение по пути обеспечения приоритета личности, переход к рыночной экономике– этим главным реалиям нынешнего времени должны соответствовать содержание и формы трудовой подготовки школьников.
В современных школах, имеющих свое производство, хозрасчет, так же как у Макаренко, становится одним из воспитателей. Распределение средств часто идет по макаренковски. Все решает коллектив учащихся, все подчинено воспитанию коллективных интересов и разумному удовлетворению интересов личных. Школы с хозрасчетными предприятиями устраивают по примеру Макаренко интереснейшие походы, служащие могучим воспитательным средством, так как в руки учащихся передается обычно вся организация этих походов. Они сами разрабатывают маршрут, сами обдумывают и закупают все, что нужно для похода, распространяют между собой все обязанности, во время похода сами отвечают за дисциплину. Вот тогда-то и узнаются качества каждого, раскрываются организаторские таланты учащихся.
Под влиянием нового, прогрессивного в формах и методах организации труда происходит в школах и распространение бригадных форм организации труда с использованием хозрасчетных начал. Такая практика позволяет в процессе трудовой деятельности лучше воспитывать коллективизм, взаимопомощь и коллективную ответственность, активизировать такой важный и действенный фактор воспитания в коллективе, как общественное мнение.