УМК как современное учебно-методическое средство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:10, курсовая работа

Краткое описание

При всем возможном многообразии, функционально УМК представляет модельное описание педагогической системы
1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.
2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.
3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.
4. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. УМК как современное учебно-методическое средство………………4
1.1 Место и роль УМК в ходе организации образовательного процесса в учреждении образования………………………………………………4
1.2 Основные структурные элементы УМК……………………………...5
Вывод по 1-ой главе………………………………………………………..9
Глава 2. Способы создания УМК……………………………………………….10
2.1 Этапы разработки УМК………………………………………………10
2.2 Разработка фрагмента УМК по дисциплине педагогика …………..11
Вывод по 2-ой главе………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Место и роль учебно.docx

— 106.25 Кб (Скачать файл)

В свою очередь возможным типовым «набором» средств УМК при "бумажной" технологии может быть следующее:

  1. Учебная программа;
  2. Список литературы (основной, дополнительной, факультативной);
  3. Методические указания по изучению курса;
  4. Учебно-практическое пособие (учебно-методический «навигатор», информационно-справочное пособие учебного назначения, опорный конспект, план-конспект лекций);
  5. Тесты (входные, промежуточные, идентификационные, итоговые);
  6. Аудиокассета;
  7. Видеокассета с записями установочных или обзорных лекций, или видеосъемка работы оборудования, опытов по физике, химии и другим дисциплинам;
  8. Обучающие программы на компьютерах в обычном и мультимедийном (СD-RОМ) вариантах исполнения;
  9. Хрестоматия или ксерокопии учебных материалов из статей, учебников, нормативных материалов и др.
  10. Рабочая тетрадь, содержащая как примеры выполнения практических заданий, так и задания для самостоятельного выполнения. Тетрадь содержит свободные листы, куда слушатель может записывать свои решения, создавая свой рабочий документ при освоении дисциплины;
  11. Рекомендации по организации самостоятельной работы слушателя и план-график его самостоятельной работы, ориентировочные данные о трудоемкости того или иного раздела изучаемой дисциплины.

В случае изучения естественнонаучных дисциплин в состав УМК включаются задания и материалы для выполнения лабораторного практикума, а также комплекты лабораторных работ.[7]

Выводы по 1-ой главе.

УМК для педагога должен служить, прежде всего, повседневным методическим руководством по осуществлению учебного процесса, организации и управлению поисковым познанием, активным учением, самостоятельным решением на каждом занятии, обеспечению эффективной обратной связи в процессе обучения, формированию устойчивого познавательного интереса учащихся, интенсивному развитию их способностей и творческих сил.

УМК не просто дополняет учебное пособие, а оказывает активное воздействие на характер работы учащегося с ним, на восприятие и усвоение содержащегося в нем материала.

Разные авторы предлагают различную структуру УМК. При создании УМК необходимо стремиться к комплексному освещению всех важных для преподавателя вопросов, включая психолого-педагогическое обоснование учебного процесса, его теоретическое содержание, методику изучения курса, а также диагностику знаний и умений учащихся.[8]

 

 

 

 

ГЛАВА 2 СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ УМК

2.1 ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ УМК

  1. Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.
  2. Разработка образовательного стандарта дисциплины.
  3. Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.
  4. Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).
  5. Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний учащихся.
  6. Разработка заданий для контрольных точек.
  7. Разработка методических рекомендаций к практическим и лабораторным занятиям, а также курсовому проектированию (при наличии в учебном плане).
  8. Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по СРС и самостоятельному изучению дисциплины.
  9. Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.
  10. Оформление документации УМК.
  11. Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.
  12. Согласование и утверждение УМК.

После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля учащихся, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке учащихся УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется.

УМК дисциплины и его компоненты должны:

  1. учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы высшего образования;
  2. предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
  3. предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
  4. соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  5. обеспечивать межпредметные связи;
  6. обеспечивать простоту использования для преподавателей и студентов;
  7. содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.

 

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ГОС ВПО по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

 

2.2 РАЗРАБОТКА ФРАГМЕНТА  УМК ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»

Структура УМК может быть представлена четырьмя основными разделами:

  1. теоретическим
  2. практическим
  3. контроля знаний
  4. вспомогательным

Теоретический раздел УМК содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности, и может быть представлен учебником, учебным пособием, курсом лекций и др. Рекомендуется в данном разделе приводить полное или краткое изложение всех тем содержания учебного материала.

Практический раздел УМК содержит материалы для проведения лабораторных, практических, семинарских и иных учебных занятий, и может быть представлен практикумом, планами практических (семинарских) занятий и др.

Раздел контроля знаний УМК содержит материалы текущей и итоговой аттестации, иные материалы, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебно-программной документации, и может быть представлен контрольными вопросами и заданиями по темам учебной дисициплины, тестами, вопросами к зачету и экзамену, тематикой рефератов и др.

Вспомогательный раздел УМК содержит элементы учебно-программной документации образовательной программы, программно-планирующей документации воспитания, учебно-методической документации, перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения учебной дисциплины.

 

Теоретический раздел

 

Конспект теоретического занятия по дисциплине «Педагогика»

Тема: Процесс обучения как целостная система

Цель: Ознакомить учащихся с основными понятиями дидактики;  сформировать представление о  процессе обучения и структуре педагогического процесса; ознакомить с характерными признаками процесса обучения.

Задачи:

I Обучающие:

1 Ознакамливать учащихся с понятием «дидактика»;

2 Изучать структуру педагогического процесса;

3 Ознакамливать с задачами и функциями дидактики.

II Воспитательные:

1 Воспитать культуру поведения на занятии;

2 Воспитать уважительное отношение к окружающим людям;

3 Воспитывать внимательность, усидчивость, познавательный интерес и мотивацию участников занятия

III Развивающие:

1 Развивать умения анализа и синтеза информации;

2 Развивать логическое мышление;

Тип занятия: усвоения новых знаний.

Форма проведения занятия: лекция-дискуссия.

Дидактические и технологические средства, используемые на занятии: мел, доска.

План занятия:

  1. Организационная часть;
  2. Актуализация знаний;
  3. Этап усвоения новых знаний;
  4. Рефлексивный этап;
  5. Выдача домашнего задания;
  6. Завершение работы и подведение итогов.

Ход занятия:

1 Организационная часть.

Занятие начинается с приветствия, проверки готовности аудитории к занятию и наличия учащихся на занятии. Затем сообщается тема урока и какие цели необходимо достичь.

Цель занятия: познакомиться с основными понятиями дидактики;  сформировать представление о  процессе обучения и структуре педагогического процесса; ознакомиться с характерными признаками процесса обучения.

2 Актуализация знаний

На данном этапе педагог опирается на знания имеющиеся у учащихся из дисциплины «Педагогика», пытается выяснить на сколько глубокий и доскональный характер они носят.

Вопросы для обсуждения:

1) Знаете ли вы что  такое дидактика?

2) Что по вашему мнению влияет на процесс обучения?

3) Какие особенности учащихся  должен учитывать педагог?

3 Этап усвоения новых  знаний.

Последовательно излагается учебный материал, опираясь на уровень знаний учащихся, выясненный на этапе актуализации знаний и по ходу занятия с помощью наводящих вопросов.

Процесс обучения как целостная система

1.Дидактика как теория  обучения 

2.Основные понятия дидактики

3.Характерные признаки  процесса обучения

4.Структура педагогического  процесса

1.Дидактика  – часть  педагогики, которая изучает проблемы  обучения и образования (теория  обучения).

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.

Основные задачи дидактики:

  1. Разработка проблем – чему учить, как учить, кого учить;
  2. Современная наука когда, где, кого, зачем.

Функции

Теоритические

Диагностическая функция связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д.

Прогностическая функция выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать её результаты.

Практические

Нормативная – предполагает создание нормативной базы

Инструментарная –выбор и разработка инструиентария для обеспечения учебного процесса

Дидактика:

Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты

Частная - методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания

Проблемы:

Определяет основы методики образования

Исследует сущности, закономерности и принципы обучения

Изучение закономерностей учебно-познавательной деятельности учащихся и пути её активизации в процессе обучения

Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условий их наиболее эффективного применения

Определяет и совершенствует организационные формы учебной деятельности в образовательных и воспитательных учережениях

2.Основные понятия дидактики

Преподавание, обучение, образование, знания,  умения,  навыки,  а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы,  средства, результаты (продукты) обучения.

Схема педагогического процесса:

 

3. Характерные признаки  процесса обучения.

Информация о работе УМК как современное учебно-методическое средство