Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:10, курсовая работа
При всем возможном многообразии, функционально УМК представляет модельное описание педагогической системы
1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.
2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.
3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.
4. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. УМК как современное учебно-методическое средство………………4
1.1 Место и роль УМК в ходе организации образовательного процесса в учреждении образования………………………………………………4
1.2 Основные структурные элементы УМК……………………………...5
Вывод по 1-ой главе………………………………………………………..9
Глава 2. Способы создания УМК……………………………………………….10
2.1 Этапы разработки УМК………………………………………………10
2.2 Разработка фрагмента УМК по дисциплине педагогика …………..11
Вывод по 2-ой главе………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..36
В свою очередь возможным типовым «набором» средств УМК при "бумажной" технологии может быть следующее:
В случае изучения естественнонаучных дисциплин в состав УМК включаются задания и материалы для выполнения лабораторного практикума, а также комплекты лабораторных работ.[7]
Выводы по 1-ой главе.
УМК для педагога должен служить, прежде всего, повседневным методическим руководством по осуществлению учебного процесса, организации и управлению поисковым познанием, активным учением, самостоятельным решением на каждом занятии, обеспечению эффективной обратной связи в процессе обучения, формированию устойчивого познавательного интереса учащихся, интенсивному развитию их способностей и творческих сил.
УМК не просто дополняет учебное пособие, а оказывает активное воздействие на характер работы учащегося с ним, на восприятие и усвоение содержащегося в нем материала.
Разные авторы предлагают различную структуру УМК. При создании УМК необходимо стремиться к комплексному освещению всех важных для преподавателя вопросов, включая психолого-педагогическое обоснование учебного процесса, его теоретическое содержание, методику изучения курса, а также диагностику знаний и умений учащихся.[8]
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ УМК
2.1 ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ УМК
После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля учащихся, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке учащихся УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется.
УМК дисциплины и его компоненты должны:
УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ГОС ВПО по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.
2.2 РАЗРАБОТКА ФРАГМЕНТА УМК ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»
Структура УМК может быть представлена четырьмя основными разделами:
Теоретический раздел УМК содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности, и может быть представлен учебником, учебным пособием, курсом лекций и др. Рекомендуется в данном разделе приводить полное или краткое изложение всех тем содержания учебного материала.
Практический раздел УМК содержит материалы для проведения лабораторных, практических, семинарских и иных учебных занятий, и может быть представлен практикумом, планами практических (семинарских) занятий и др.
Раздел контроля знаний УМК содержит материалы текущей и итоговой аттестации, иные материалы, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебно-программной документации, и может быть представлен контрольными вопросами и заданиями по темам учебной дисициплины, тестами, вопросами к зачету и экзамену, тематикой рефератов и др.
Вспомогательный раздел УМК содержит элементы учебно-программной документации образовательной программы, программно-планирующей документации воспитания, учебно-методической документации, перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения учебной дисциплины.
Теоретический раздел
Конспект теоретического занятия по дисциплине «Педагогика»
Тема: Процесс обучения как целостная система
Цель: Ознакомить учащихся с основными понятиями дидактики; сформировать представление о процессе обучения и структуре педагогического процесса; ознакомить с характерными признаками процесса обучения.
Задачи:
I Обучающие:
1 Ознакамливать учащихся с понятием «дидактика»;
2 Изучать структуру педагогического процесса;
3 Ознакамливать с задачами и функциями дидактики.
II Воспитательные:
1 Воспитать культуру поведения на занятии;
2 Воспитать уважительное отношение к окружающим людям;
3 Воспитывать внимательность, усидчивость, познавательный интерес и мотивацию участников занятия
III Развивающие:
1 Развивать умения анализа и синтеза информации;
2 Развивать логическое мышление;
Тип занятия: усвоения новых знаний.
Форма проведения занятия: лекция-дискуссия.
Дидактические и технологические средства, используемые на занятии: мел, доска.
План занятия:
Ход занятия:
1 Организационная часть.
Занятие начинается с приветствия, проверки готовности аудитории к занятию и наличия учащихся на занятии. Затем сообщается тема урока и какие цели необходимо достичь.
Цель занятия: познакомиться с основными понятиями дидактики; сформировать представление о процессе обучения и структуре педагогического процесса; ознакомиться с характерными признаками процесса обучения.
2 Актуализация знаний
На данном этапе педагог опирается на знания имеющиеся у учащихся из дисциплины «Педагогика», пытается выяснить на сколько глубокий и доскональный характер они носят.
Вопросы для обсуждения:
1) Знаете ли вы что такое дидактика?
2) Что по вашему мнению влияет на процесс обучения?
3) Какие особенности учащихся должен учитывать педагог?
3 Этап усвоения новых знаний.
Последовательно излагается учебный материал, опираясь на уровень знаний учащихся, выясненный на этапе актуализации знаний и по ходу занятия с помощью наводящих вопросов.
Процесс обучения как целостная система
1.Дидактика как теория обучения
2.Основные понятия дидактики
3.Характерные признаки процесса обучения
4.Структура педагогического процесса
1.Дидактика – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения).
Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах.
Основные задачи дидактики:
Функции
Теоритические
Диагностическая функция связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д.
Прогностическая функция выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать её результаты.
Практические
Нормативная – предполагает создание нормативной базы
Инструментарная –выбор и разработка инструиентария для обеспечения учебного процесса
Дидактика:
Общая - понятие преподавание, учение; факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты
Частная - методика преподавания учебных предметов, учебный предмет, который имеет свою специфику преподавания
Проблемы:
Определяет основы методики образования
Исследует сущности, закономерности и принципы обучения
Изучение закономерностей учебно-познавательной деятельности учащихся и пути её активизации в процессе обучения
Разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условий их наиболее эффективного применения
Определяет и совершенствует организационные формы учебной деятельности в образовательных и воспитательных учережениях
2.Основные понятия дидактики
Преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
Схема педагогического процесса:
3. Характерные признаки процесса обучения.
Информация о работе УМК как современное учебно-методическое средство