УМК как современное учебно-методическое средство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:10, курсовая работа

Краткое описание

При всем возможном многообразии, функционально УМК представляет модельное описание педагогической системы
1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.
2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.
3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.
4. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. УМК как современное учебно-методическое средство………………4
1.1 Место и роль УМК в ходе организации образовательного процесса в учреждении образования………………………………………………4
1.2 Основные структурные элементы УМК……………………………...5
Вывод по 1-ой главе………………………………………………………..9
Глава 2. Способы создания УМК……………………………………………….10
2.1 Этапы разработки УМК………………………………………………10
2.2 Разработка фрагмента УМК по дисциплине педагогика …………..11
Вывод по 2-ой главе………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Место и роль учебно.docx

— 106.25 Кб (Скачать файл)

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

    1. двусторонний характер;
    2. совместная деятельность учителей и учащихся;
    3. руководство со стороны учителя;
    4. специальная планомерная организация и управление;
    5. целостность и единство;
    6. соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
    7. управление развитием и воспитанием учащихся.

4.Структура педагогического  процесса

   1. Методическая

   2. Педагогическая

   3. Психологическая

Методическая подструктура включает в себя все компоненты педагогического процесса с практической точки зрения.

Педагогическая подструктура включает в себя все компоненты педагогического процесса с теоритической точки зрения.

  1. Познавательные процессы
  2. Проявление учащимися интереса, мотивации к учению, динамика эмоционального настроя
  3. Подъём физического и нервно-психологического состояния, динамика активности , работоспособность и утомление – напряжение.

Педагогическое управление – это процесс перевода педагогической ситуации, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления: Постановка цели → Информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) → Формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся → Проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) → Реализация проекта → Контроль за ходом выполнения → Корректировка → Подведение итогов.

4 Рефлексивный этап

Учащиеся задают вопросы, касающиеся изучения нового материала, преподаватель разъясняет затруднительные моменты.

5 Выдача домашнего задания.

Преподаватель просит учащихся самостоятельно найти дополнительный материал по данной теме и ознакомиться с ним.

6 Завершение работы и  подведение итогов.

Преподаватель просит учащихся привести в порядок рабочее место и аккуратно покинуть аудиторию.

 

Конспект теоретического занятия по дисциплине «Педагогика»

Тема: Педагогика как наука.

Цель: Ознакомить учащихся с понятием «педагогика»; сформировать представление об объекте, предмете, задачах и функциях педагогики; ознакомить с основными категориями педагогики.

Задачи:

I Обучающие:

1 Ознакамливать учащихся с понятием «педагогика»;

2 Изучать задачи и функции педагогики;

3 Ознакамливать с понятием «образование».

II Воспитательные:

1 Воспитывать чувство терпеливости;

2  Воспитывать чувство ответственности за свои действия;

3 Воспитывать внимательность, усидчивость, познавательный интерес и мотивацию участников занятия;

III Развивающие:

1 Развивать умения анализа и синтеза информации;

2 Развивать логическое мышление;

Тип занятия: усвоения новых знаний.

Форма проведения занятия: лекция-дискуссия.

Методы и технологии, используемые на занятии: беседа, рассказ.

Дидактические и технологические средства, используемые на занятии: мел, доска.

План занятия:

  1. Организационная часть;
  2. Актуализация знаний;
  3. Этап усвоения новых знаний;
  4. Рефлексивный этап;
  5. Выдача домашнего задания;
  6. Завершение работы и подведение итогов.

Ход занятия:

1 Организационная часть.

Занятие начинается с приветствия, проверки готовности аудитории к занятию и наличия учащихся на занятии. Затем сообщается тема урока и какие цели необходимо достичь.

Цель занятия: Ознакомиться с понятием «педагогика»; сформировать представление об объекте, предмете, задачах и функциях педагогики; ознакомиться с основными категориями педагогики.

2 Актуализация знаний.

На данном этапе педагог опирается на знания имеющиеся у учащихся из дисциплины «Педагогика», пытается выяснить на сколько глубокий и доскональный характер они носят.

Вопросы для обсуждения:

1) Что на ваш взгляд  является объектом, а что предметом  педагогики?

2) Какие функции должна  выполнять педагогика?

3) Как вы думаете: что  такое образование?

3 Этап усвоения новых  знаний.

Последовательно излагается учебный материал, опираясь на уровень знаний учащихся, выясненный на этапе актуализации знаний и по ходу занятия с помощью наводящих вопросов.

Педагогика как наука

1.Объект и предмет.

2.Задачи и функции педагогики.

3.Понятие образования.

4.Основные категории педагогики.

1.Объект и предмет педагогики.

Педагогика - это наука о воспитании и обучении человека, которая раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в учебном и воспитательном процессе.

Субъектом в педагогике выступает преподаватель (действующая фигура). Целью, которого - является передача знания учащимся. А учащиеся, разумеется, являются объектами в педагогике (так как на них направлено определённое действие со стороны педагога). Задачей учащихся является принимать полученные знания. Таким образом, субъекты педагогики (преподаватели, педагоги) и объекты педагогики (учащиеся) находятся в тесной взаимосвязи.

Развитое педагогическое мышление педагога характеризуется способностью к прогнозированию, умением сочетать теоретический анализ и практическое мышление, иными словами, требует подхода, который называют конструктивно-деятельностным, в отличие от рецептивно-отражательного, сводящегося к установке на простое заучивание запоминание учебного текста. Педагог сочетает в себе талант практика и исследователя. Как педагог-практик преподаватель нуждается в разнообразных знаниях по своей специальности:

1 Методическое обеспечение  его практической деятельности, включающее средства практической деятельности, к которым относятся, например, методы обучения и воспитания, знания о способах оптимизации педагогического процесса, об элементах содержания образования;

2 Методологическое обеспечение, обозначающие знания особого  рода - о том, как сформулировать  тему исследования, проблему, выдвинуть  гипотезу, какой должна быть логика исследования и т.п.

3 Научное исследование-это  процесс научного изучения какого-либо  объекта (предмета, явления - материального  или идеального) с целью выявления его закономерностей. Оно опирается на специально сконструированные инструменты и методы.

Основными компонентами научного исследования являются: постановка цели и задачи; предварительный анализ литературы по теме; формулировка исходных гипотез; организация и проведение полевого исследования (опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.); анализ и обобщение полученных данных; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.

Заключительным этапом любого исследования служит внедрение полученных знаний и результатов. Итогом исследования должно быть получение новых научных знаний - объективной истины, т.е. соответствия вновь сформулированного знания с действительным состоянием объекта, а также намеченных программой исследования практических результатов.

В психологии и педагогике принято выделять два уровня методологического анализа: общая методология - философский подход к анализу явлений действительности; специальная методология - совокупность конкретных методов, методик и процедур в психолого-педагогических исследованиях. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.

Психология и педагогика - обширные области научного знания, имеющие сложную внутреннюю структуру, включающие множество самостоятельных научных дисциплин.

2. Задачи и функции  педагогики.

Выделяют научные и практические задачи педагогики. Задачи науки – вести исследования, увеличивая запас открытий, разработок, конструирования моделей образовательно-воспитательных решений, задачи практики – осуществлять воспитание, образование школьников.

Все задачи, решаемые педагогической наукой, делятся на два класса: постоянные и временные. Постоянные задачи педагогики не могут быть решены до степени исчерпаемости. Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки, они отражают необозримое богатство педагогической действительности.

К постоянным задачам относятся: вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее; внедрение результатов исследования в практику.

Примерами временных задач могут быть: создание библиотек электронных учебников; разработка стандартов педагогического профессионализма; выявление типичных стрессоров в работе учителей; создание дидактических основ обучения школьников с ослабленным здоровьем; разработка новых технологий подготовки будущих учителей; выявление условий, оказывающих влияние на выбор школьниками профессии и т. д.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Педагогика реализует в органичном единстве функции на теоретическом и технологическом уровнях.

Теоретический уровень подразумевает реализацию следующих функций:

1 объяснительной, состоящей  в том, что наука описывает  педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему протекают процессы воспитания, образования и развития, изучает передовой и новаторский педагогический опыт;

2 диагностической, которая заключается в выявлении состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установлении условий и причин, их обеспечивающих;

3 прогностической, предполагающей  обоснованное предвидение развития педагогической действительности, включающей в себя и теорию, и практику. Она связана с проведением экспериментальных исследований педагогической действительности и построением на их основе моделей ее преобразования, а также с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений.

На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологический уровень предполагает реализацию таких функций педагогики, как:

1 проективная, связанная  с разработкой методических материалов (учебных планов, программ, учебников  и учебных пособий, педагогических  рекомендаций), воплощающих в себе  теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В.В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

2 преобразовательная, направленная  на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции, на совершенствование педагогической практики путем создания эффективных педагогических систем и технологий, позволяющих получать более или менее прогнозируемые результаты воспитания и образования;

3 рефлексивная и корректировочная, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности;

4 воспитательно-образовательная, реализуемая через обучение, воспитание и развитие личности человека.

3. Понятие образования.

Образование играет важную роль в жизни каждого индивида. Благодаря нему, человек становится личностью, может реализовать себя в той рабочей сфере, по какой он имеет образование.

Образование можно назвать социальным институтом, потому что это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры.

Система образования как социальный институт включает следующие компоненты: органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации; сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей; творческий союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения; учреждения инфрастуктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.; образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности; учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся; периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Информация о работе УМК как современное учебно-методическое средство