Уровень притязания младших школьников с низким социометрическим статусом в группе сверстников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель: эмпирическим путем выявить особенности уровня притязаний в младшем школьном возрасте с низким социометрическим статусом в группе сверстников.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы уровня притязания и социометрического статуса.
2. Охарактеризовать особенности уровня притязания и социометрического статуса в младшем школьно возрасте.
3. Выявить наличие и характер связи между уровнем притязания и социометрическим статусом в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Теоретический анализ проблемы уровня притязаний у младших школьников……………………………………………5
1.1. Представленность проблемы уровня притязаний в зарубежной и отечественной психологии……………………….14
1.2. Особенности формирования уровня притязаний в младшем школьном возрасте
1.3. Связь уровня притязаний с социометрическим статусом у младших школьников
2. Эмпирическое исследование особенностей уровня притязаний младших школьников с низким социометрическим статусом в группе сверстников
2.1. Организация исследования
2.2. Описание психодиагностического инструментария
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ                   Государственное образовательное учреждение    высшего профессионального образования          «Уральский государственный педагогический университет»  Институт психологии           Кафедра психологии образования

 

 

 

Уровень притязаний младших школьников с низким социометрическим   статусом в группе сверстников

Курсовая работа

Специальность «050706» - Педагогика и психология

 

 

Допущена к экспертизе     Исполнитель:

«__»___________20 г.      Ю.В.Семакина- студент 301 гр.

Оценка «___________»     дневного отделения

Научный руководитель:

____________________     Научный руководитель:

Ю.В. Братчикова- кандидат педагогических наук, доцент кафедры  психологии образования

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

1. Теоретический анализ  проблемы уровня притязаний      у младших школьников……………………………………………5

1.1. Представленность  проблемы уровня притязаний       в зарубежной и отечественной психологии……………………….14

1.2. Особенности формирования уровня притязаний       в младшем школьном возрасте

1.3. Связь уровня притязаний  с социометрическим статусом  у младших школьников

2. Эмпирическое исследование особенностей уровня притязаний младших школьников с низким социометрическим статусом в группе сверстников

2.1. Организация исследования

2.2. Описание психодиагностического  инструментария

2.3. Анализ и интерпретация  полученных данных

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Уровень притязаний как  уровень трудности выбираемых целей  признается психологами важнейшим личностным образованием, характеризующим тенденцию к определенной активности в поведении и деятельности.

В многочисленных зарубежных и отечественных преимущественно  лабораторных исследованиях уровня притязаний выявлены многие личностные и социально-психологические факторы, свидетельствующие о его сложной детерминации и многомерности, описаны некоторые модели и механизмы целе-образования, установлены индивидуальные характеристики данного феномена, выявлена связь между возрастанием высоты и адекватности притязаний и усилением активности в деятельности.

Вместе с тем некоторые важные аспекты исследования уровня притязаний остаются недостаточно изученными. Одним из них является вопрос об особенностях проявления и формирования притязаний младших школьников в группе сверстников. Психологами отмечаются определенные возрастные колебания этой характеристики.

В связи с этим является необходимым изучение возрастных особенностей, его детерминант, условий, механизмов и закономерностей формирования адекватных притязаний, а также возможностей их влияния на повышение активности школьников.

Цель: эмпирическим путем выявить особенности уровня притязаний в младшем школьном возрасте с низким социометрическим статусом в группе сверстников.

Объект: уровень притязаний младших школьников.

Предмет: особенности уровня притязаний в младшем школьном возрасте с низким социометрическим статусом в группе сверстников.

Гипотеза: младшие школьники с низким социометрическим статусом в группе сверстников имеют более низкий уровень притязаний по сравнению с младшими школьниками с высоким социометрическим статусом.

Задачи:

1. Провести теоретический  анализ проблемы уровня притязания  и социометрического статуса.

2. Охарактеризовать особенности  уровня притязания и социометрического  статуса в младшем школьно возрасте.

3. Выявить наличие  и характер связи между уровнем  притязания и социометрическим  статусом в младшем школьном  возрасте.

 

Методы исследования: теоретические методы- анализ справочной психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, синтез.

 Эмпирические методы- методика Горбачевского «Диагностика уровня школьной тревожности», параметрическая социометрическая процедура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретический  анализ проблемы уровня притязаний  у младших                      школьников

1.1 Представленность  проблемы уровня притязаний в  зарубежной и отечественной психологии

Понятие «уровень притязаний» традиционно определяется в психологии как уровень трудности  цели, которую человек хочет достигнуть, исходя из своих возможностей.

Наиболее  значительные исследования, раскрывающие различные аспекты уровня притязаний, осуществлены в 30-40 годы прошлого столетия и связаны с именами Э. Толмена, К. Левина, Б.В. Зейгарник, Ф. Хоппе, Т. Дембо, Р. Сирса и др. В этих и более  поздних зарубежных и отечественных исследованиях (Х. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Б.С. Братусь, Л.И. Божович, Л.В. Бороздина и др.) уровень притязаний рассматривался в рамках динамического подхода проблем самооценки, мотивации достижения, успеха, изучались проблемы взаимосвязи уровня притязаний с личностными чертами, возрастными периодами, психическим здоровьем, эффективностью обучения.

Ввела понятие  «уровень притязаний» Т. Дембо, представительница  школы К. Левина, интерпретируя его  как «более легкую промежуточную  цель, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам»[16, С.18].

Первый экспериментальный  анализ явления притязаний был сделан также представителем этой школы  Ф. Хоппе. Вводя понятие «уровень притязаний», Ф. Хоппе пишет: «В рассматриваемых здесь случаях испытуемые приступают к работе с определенными притязаниями и ожиданиями, которые в течение действия могут изменяться. Совокупность этих, сдвигающихся с каждым достижением, то неопределенных, то точных ожиданий и притязаний, связанных с будущим достижением, мы будем называть «уровнем притязаний» испытуемого. Смотря по обстоятельствам, уровень притязаний может колебаться между целью «извлечь из действия максимум достижений» и полным отказом от какого-либо достижения»[4, С.10].

Предметом интереса Ф. Хоппе являлось изучение проблемы успеха и неудачи, которым обычно приписывали смысл принципа выбора. Хоппе удалось открыть довольно устойчивый феномен: повышение уровня притязаний после успеха и снижение его после неудачи. Он отмечал, что изменение уровня притязаний обычно следует после относительно устойчивого повторения позитивного или негативного результата, а не сопровождает единичный успех или неудачу.

Большой заслугой Ф. Хоппе является введение в психологию понятия «идеальная цель» - которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека. Он указывает на то, что в каждый момент уровень притязаний испытуемого согласуется с одной из целей, но общий образ действия индивида «определяется не только временной целью, соответствующей уровню притязаний в данный момент, но и более общей, всеохватывающей целью, которая, хотя в данный момент не является актуальной, всё же стоит за соответствующей отдельной целью и детерминирует поведение испытуемого» [4, С. 15].

Работы Ф. Хоппе и Т. Дембо пробудили интерес к этой области исследования и послужили началом целой серии экспериментов, посвященных изучению факторов, влияющих на уровень притязаний. Обобщая полученные результаты, К. Левин писал, что в уровне притязаний имеются явно выраженные и глубоко индивидуальные различия: «Отношение между уровнем притязаний и уровнем выполнения широко различается среди индивидуумов и, по-видимому, представляет надежную и общую личностную черту» [16, С.77]. Он полагал, что высота уровня притязаний является результатом тенденций:

- поддерживать  уровень притязаний столь высоким,  насколько это возможно;

- избегать  неудачи;

- держать  уровень притязаний в тесной  связи с реалистической оценкой  будущего выполнения.

К. Левин также  отмечает, что социальная ситуация и похвала способствуют повышению притязаний с самого раннего периода их развития. Причем, выбор цели определенной сложности предполагает, что ряд целей рассматривается как подчиненные более крупной целевой структуры, а сама деятельность может рассматриваться как часть цели. Более важной и трудной проблемой для выявления закономерностей уровня притязаний является проблема детерминации этого феномена.

К. Левин многочисленные детерминанты уровня притязаний классифицирует на: ситуационные (временные) и стабильные (социально-психологические и личностные). К ситуативным детерминантам К. Левин с учениками относили выявленное уже в первых экспериментах Ф. Хоппе, Т. Дембо влияние успехов и неудач при достижении целей [16, С.112]. К ситуативным детерминантам уровня притязаний К. Левин относил также перенос успешности и неуспешности с одной части эксперимента на другую, а также ранги трудности заданий, которые могут оказывать воздействие на выбор цели индивидом. В группу устойчивых детерминант К. Левин включил прошлый опыт, групповые стандарты и некоторые культурные факторы. Так, М. Юкнат выявила, а позже П. Сирз и Л.В. Бороздина [4, С. 27] и др. подтвердили, что положительный прошлый опыт повышает уровень притязаний, а отрицательный - снижает. Психологами выявлено значительное влияние социальной детерминанты на уровень притязаний индивида в лабораторных испытаниях: у К. Левина - это норм и стандартов; у Т. Дембо, Л. Фестингера, П. Сирз - достижений группы и отдельных ее членов. К. Левин и Л. Фестингер установили, что на уровень притязаний индивида могут влиять нормы других групп, которые престижны и референтны для него. Социальные сравнения могут выражаться и в ориентации на традиции и притязания семьи.

Исследования  первых учеников К. Левина (Ф. Хоппе, Ю. Дж. Френк, М. Юкнат, П. Сирз) дали ему основания говорить и о влиянии некоторых личностных детерминант на уровень притязаний, важнейшими из которых он называл мотивацию и самооценку [16, С.36].

Главной личностной детерминантой уровня притязаний большинством исследователей этого феномена признается мотивация, действующая, по нашему мнению, в комплексе с другими личностными и социально-психологическими факторами, составляющими в совокупности «психологическое поле» личности. Приоритет в анализе влияния мотивации на уровень притязаний принадлежит Дж. Френку, который экспериментально установил три мотива определяющих постановку целей:

1) потребность  удерживать притязания на большей  высоте;

2) ставить  цели, близкие к реальному исполнению;

3) избегать  неудачу.

Эти потребности, по утверждению Дж. Френка, формируют стабильный характер целеобразования личности в разных видах деятельности и соответствуют «парению в облаках», трезвому реализму и осторожности. Усиление одного из мотивационных воздействий вызывает отклонение уровня притязаний.

В отечественной  психологии важная роль мотивов в  формировании уровня притязаний выявлена многими авторами. Так, М. С. Неймарк  утверждает, что на уровень притязания пятиклассников (в искусственном  эксперименте) очень сильно влияет мотив самоутверждения [4, С.86]. В. Г. Маралов считает, что связь мотивации с уровнем притязаний «проявляется как в процессах целеобразования, так и в процессе достижения принятой или поставленной цели». Важным для понимания формирования уровня притязаний является мнение Л. И. Божович, что сами мотивы в ходе деятельности, претерпевают существенные изменения и вывод В. К. Калина о том, что у студентов в трудные периоды работы уровень притязаний сам начинает выполнять функцию мотива [4, С. 93].

Было проведено  много исследований, касающихся влияния притязаний на успех-неуспех в профессиональной сфере. В исследовании Т.Тивана и Б.Смита постулируется мысль о том, что люди с высокой боязнью неудачи и с низкой потребностью в достижении имеют низкие профессиональные притязания и низкий профессиональный престиж [4, С.97].

В рамках исследований притязаний как показателей мотивации  достижения изучалась связь профессиональных целей, собственных установок с  параметрами достижения (экспертными  статусом, достижением независимости, жадностью, соперничеством, отношением превосходства, статусом равенства).

Изучались также  влияние успеха и неудачи на уровень  притязаний и внутренние позиции. В  исследовании Стейсел и Коэна  обнаружено, что при нескольких неудачах в решении задач (арифметических, у студентов) уровень притязаний возрастает (делается попытка решить более сложные задания) и сокращается время на его решение (студент старается быстрее выполнить задание). Это не происходит при слабых неуспехах. В другом исследовании определялось, как влияет успех, неудача в решении достиженческих задач (которые выдавались за задания на индивидуальные способности) на испытуемых. Было установлено, что при успехе изменяется в позитивную сторону самоуважение, повышается эгоцентризм. При неудаче отмечалось снижение самоуважения, социального интереса, властных амбиций.

Информация о работе Уровень притязания младших школьников с низким социометрическим статусом в группе сверстников