Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель: эмпирическим путем выявить особенности уровня притязаний в младшем школьном возрасте с низким социометрическим статусом в группе сверстников.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы уровня притязания и социометрического статуса.
2. Охарактеризовать особенности уровня притязания и социометрического статуса в младшем школьно возрасте.
3. Выявить наличие и характер связи между уровнем притязания и социометрическим статусом в младшем школьном возрасте.
Введение…………………………………………………………………3
1. Теоретический анализ проблемы уровня притязаний у младших школьников……………………………………………5
1.1. Представленность проблемы уровня притязаний в зарубежной и отечественной психологии……………………….14
1.2. Особенности формирования уровня притязаний в младшем школьном возрасте
1.3. Связь уровня притязаний с социометрическим статусом у младших школьников
2. Эмпирическое исследование особенностей уровня притязаний младших школьников с низким социометрическим статусом в группе сверстников
2.1. Организация исследования
2.2. Описание психодиагностического инструментария
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных
Заключение
Литература
1.2. Особенности
формирования уровня
В шестилетнем возрасте ребенка ждут крупные изменения в его жизни. Вступление в школьный возраст влечет за собой изменения в его жизни: изменяется обучение, появляются в его жизни новые люди и с ними складываются, новые доселе неизведанные отношения. Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.
Согласно отечественной
Центральной регулирующей функцией самосознания является осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания.
1.3 Связь уровня притязаний с социометрическим статусом у младших школьников
Младший школьник
– это человек, активно овладевающий
навыками общения. В этом возрасте происходит
интенсивное установление дружеских
контактов. Приобретение навыков социального
взаимодействия с группой сверстников и умение заводить
друзей является одной из важнейших задач
развития на этом возрастном этапе [8, с.423].
С приходом в школу отмечается уменьшение
коллективных связей и взаимоотношений
между детьми младшего школьного возраста
по сравнению с подготовительной группой
детского сада. Это объясняется новизной
коллектива и новой для ребенка учебной
деятельностью [9, с.151].
Приобретение навыков социального взаимодействия
с группой сверстников и умение заводить
друзей являются одной из важнейших задач
развития ребенка на этом возрастном этапе
[10, с.74].
Новая социальная ситуация и новые правила
поведения приводят к тому, что в первый
год обучения повышается уровень конформности
детей, что является закономерным следствием
вхождения в новую группу. Общение со сверстниками
играет важную роль в этом возрасте. Оно
не только делает самооценку более адекватной
и помогает социализации детей в новых
условиях, но и стимулирует их учебу [11,
с.227].
Взаимоотношения первоклассников во многом
определяются учителем через организацию
учебного процесса. Он способствует формированию
статусов и межличностных отношений в
классе. Поэтому при проведении социометрических
замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых
часто оказываются дети, которые хорошо
учатся, которых хвалит и выделяет учитель.
Ко II и III классу личность учителя становится
менее значимой, но зато связи с одноклассниками
становятся более тесными и дифференцированными.
Обычно дети начинают общаться по симпатиям,
общности каких-либо интересов. Немалую
роль играет и близость их места жительства
и половых признаках.
Характерная черта взаимоотношений младших
школьников состоит в том, что их дружба
основана, как правило, на общности внешних
жизненных обстоятельств и случайных
интересов; например, они сидят за одной
партой, рядом живут, интересуются чтением
или рисованием… Сознание младших школьников
еще не достигло того уровня, чтобы выбирать
друзей по каким-либо существенным качествам
личности. Но в целом дети III – IV классов
глубже осознают те или иные качества
личности, характера. И уже в III классе
при необходимости выбрать одноклассников
для совместной деятельности. Около 75%
учащихся III классов мотивируют выбор
определенными нравственными качествами
других детей [12, с.323].
Материалы социометрических исследований
подтверждают то, что успехи в школе принимаются
учениками как главная характеристика
личности. Отвечая на вопросы, с кем ты
хочешь сидеть за партой и почему? Кого
ты хочешь пригласить на день рождения
и почему именно его?
— 85% учащихся I класса и 70% - II класса мотивировали
свой выбор успехами или неуспехами сверстниками
в учебе, причем если выбор пал на неуспешного
ученика, то предлагалась помощь. Очень
часто в своих оценках ребята ссылались
на учителя [9, с.154].
Именно в младшем школьном возрасте появляется
социально-психологический феномен дружбы
как индивидуально-избирательных глубоких
межличностных отношений детей, характеризующихся
взаимной привязанностью, основанной
на чувстве симпатии и безусловного принятия
другого. В этом возрасте наиболее распространенной
является групповая дружба. Дружба выполняет
множество функций, главными из которых
является развитие самосознания и формирование
чувства причастности, связи с обществом
себе подобных [13, с.260].
По степени эмоционального вовлечения
общения ребенка со сверстниками, оно
может быть товарищеским и приятельскими.
Товарищеское общение - эмоционально менее
глубокое общение ребенка, реализуется
в основном в классе и преимущественно
со своим полом. Приятельское – как в классе,
так и вне его и тоже в основном со своим
полом, только 8% мальчиков и 9% девочек
с противоположным полом [14, с.303].
Взаимоотношения мальчиков и девочек
в младших классах носят стихийный характер.
Основными показателями гуманистических
отношений между мальчиками и девочками
являются симпатия, товарищество, дружба.
При их развитии возникает стремление
к общению. Личная дружба в младшей школе
устанавливается весьма редко по сравнению
с личным товариществом и симпатией. В
этих процессах большая роль принадлежит
учителю.
Типичными антигуманными отношениями
между мальчиками и девочками являются
(по Ю.С.Митиной):
- отношение мальчиков к девочкам: развязность,
драчливость, грубость, заносчивость,
отказ от каких-либо отношений…
- отношение девочек к мальчикам: застенчивость,
жалобы на поведение мальчиков…или в
отдельных случаях противоположные явления,
например, детский флирт [15, с.105].
Отношения между мальчиками и девочками
нуждаются в постоянном внимании и корректировке,
ими следует разумно управлять, не полагаясь
на то, что они будут правильно развиваться
сами по себе [13, с.221].
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что межличностные отношения сверстников
младшего школьного возраста зависят
от многих факторов, таких как успешность
в учебе, взаимная симпатия, общность интересов,
внешние жизненные обстоятельства, половые
признаки. Эти все факторы влияют на выбор
взаимоотношений ребенка со сверстниками
и их значимость.
Ученики по-разному относятся к своим
товарищам: одних одноклассников ученик
выбирает, других не выбирает, третьих
отвергает; отношение к одним устойчиво,
к другим не устойчиво.
В каждом классе для каждого ученика существует
три круга общения. В первом круге общения
находятся те одноклассники, которые являются
для ребенка объектом постоянных устойчивых
выборов. Это ученики, к которым он испытывает
устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение.
Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует
данному школьнику. Тогда их объединяет
взаимная связь. У некоторых учеников
вообще может не быть ни одного товарища,
к которому он испытывал бы устойчивую
симпатию, то есть, у этого ученика нет
в классе первого круга желаемого общения.
Понятие первого круга общения включает
в себя как частный случай и группировку.
Группировку составляют ученики, которых
объединяет взаимная связь, то есть те,
кто входит в первый круг общения друг
с другом.
Все одноклассники, к которым ученик испытывает
большую или меньшую симпатию, составляют
второй круг его общения в классе. Психологической
основой первичного коллектива становится
такая часть общего коллектива, где ученики
взаимно составляют дуг для друга второй
круг желаемого общения.
Эти круги, конечно, не застывшее состояние.
Одноклассник, который раньше был для
ученика во втором круге общении, может
войти в первый, и наоборот. Эти круги общения
взаимодействуют и с наиболее широким
третьим кругом общения, который включает
всех учеников данного класса. Но школьники
находятся в личных взаимоотношениях
не только с одноклассниками, но и с учениками
из других классов.
В начальных классах у ребенка уже есть
стремление занять определенное положение
в системе личных взаимоотношений и в
структуре коллектива. Дети зачастую тяжело
переживают несоответствие между притязаниями
в этой области и фактическим состоянием
[4, с.113].
Система личных отношений в классе складывается
у ребенка по мере освоения и школьной
действительности. Основу этой системы
составляют непосредственные эмоциональные
отношения, которые превалируют над всеми
другими [8, с.424].
В проявлении и развитии потребности детей
в общении, у учеников начальных классов
наблюдаются значительные индивидуальные
особенности. Можно выделить две группы
детей в соответствии с этими особенностями.
У одних общение с товарищами в основном
ограничивается школой. У других общение
с товарищами уже занимает немалое место
в жизни.
Младший школьный возраст – это период
позитивных изменений и преобразований,
происходящих с личностью ребенка. Потому
так важен уровень достижений, осуществленных
каждым ребенком на данном возрастном
этапе. Если в этом возрасте ребенок не
почувствует радость познания, не приобретет
уверенность в своих способностях и возможностях,
сделать это в дальнейшем будет труднее.
И положение ребенка в структуре личных
взаимоотношений со сверстниками также
труднее будет исправить. [15, с.260].
На положение ребенка в системе личных
взаимоотношений влияет и такой феномен
как речевая культура.
Речевая культура общения состоит не только
в том, что ребенок правильно произносит
и правильно подбирает слова вежливости.
Ребенок, обладающий только этими возможностями,
может вызвать у сверстников чувство снисходительного
превосходства над ним, так как его речь
не окрашена наличием у него волевого
потенциала, выражаемого в экспрессии,
проявляемой уверенности в себе и чувстве
собственного достоинства.
Именно усваиваемые и использованные
ребенком средства эффективного общения
в первую очередь определят отношение
к нему окружающих людей. Общение становится
особой школой социальных отношений. Ребенок
пока бессознательно открывает для себя
существование разных стилей общения.
Именно в условиях самостоятельного общения
ребенок открывает для себя разнообразные
стили возможного построения отношений
[16, с.253].
Таким образом, в основе развития взаимоотношений
в группе лежит потребность в общении,
и эта потребность изменяется с возрастом.
Она удовлетворяется разными детьми неодинаково.
Каждый член группы занимает особое положение
и в системе личных и в системе деловых
отношений, на которых влияют успехи ребенка,
его личные предпочтения, его интересы,
речевая культура, а конце III-IV класса и
индивидуальные нравственные качества.
Младший школьник и его положение в системе
личных взаимоотношений:
Положение человека характеризуется,
прежде всего, теми общественными функциями,
которые он выполняет, его социальными
ролями. При этом каждый из нас выполняет
не одну, а несколько ролей, различных
в разных системах отношений. Но не всегда
ее легко определить с достаточной точностью.
Если в специально организованных системах
отношений это сравнительно просто, то
там, где отношения складываются стихийно,
определить социальную роль человека,
его положение довольно трудно.
Как уже не однократно отмечалось, в школьном
классе существует две системы отношений:
деловые и личные. Школьник играет в классе
и школе множество ролей: он отличник или
троечник, футболист и т. д. Все эти роли
открыты для непосредственного наблюдения,
и положение ученика в этой сфере отношений
может быть измерено в объективных критериях:
успеваемость – оценками, спортивные
успехи – определенными разрядами.
Совершенно иначе оценивается положение
человека в системе личных отношений.
И хотя оно всегда неявно присутствует
при оценке нами другого человека как
личности, часто мыслится очень неопределенно
и угадывается интуитивно.
Социометрический статус определяется
числом выборов учениками друг друга.
Отдавая свой выбор тому или иному однокласснику,
ученик демонстрирует его потребность
в общении с теми или иными одноклассниками,
симпатия к ним. Следовательно, чем больше
членов группы симпатизирует человеку,
чем большее число одноклассников испытывает
потребность общаться именно с ним, тем
больше выборов он получит. И это число
будет выражать его положение в системе
личных взаимоотношений: чем оно больше,
тем лучше положение. Иногда существуют
противоречия между положением, которое
занимает ученик системе ответственной
зависимости, и его местом в системе личных
взаимоотношений.
Эмоциональное благополучие, или самочувствие
ученика в системе личных взаимоотношений,
сложившихся в коллективе, зависит не
только от того, сколько одноклассников
симпатизирует ему, но и от того, на сколько
эти симпатии и стремление к общению взаимны.
Иными словами, для ученика важно не только
количество выборов, но и то, какие именно
одноклассники его выбрали. Эти данные
важны и для выявления структуры взаимоотношений
в коллективе, и для изучения удовлетворенности
ученика в общении с одноклассниками.
В отношениях младших школьников эмоциональное
отношение превалирует над всеми остальными.
Выделяют два типа выборов: неустойчивые
– выборы, отражающие более летучие, кратковременные
неустойчивые отношения; устойчивые –
выборы, отражающие длительные, характерные
для данного ученика устойчивые отношения.
Положение человека в системе личных взаимоотношений
в группе зависит, во-первых, от качеств
самого человека и, во-вторых, от характерных
особенностей той группы, относительно
которой измеряется его положение (общественное
мнение).
Таким образом, положение ученика зависит
от взаимных выборов, основанных на симпатиях,
качеств личности и общественного мнения
[4, с.119].
В классе во взаимоотношениях со сверстниками
ребенок может занимать разные позиции:
- быть в центре внимания;
- общаться с большим количеством сверстников;
- стремиться быть лидером;
- общаться с избранным кругом сверстников;
- держаться в стороне;
- придерживаться линии сотрудничества;
- выражать доброжелательность ко всем;
- занять позицию соперничества;
- выискивать у других ошибки и недостатки;
- стремиться оказывать помощь другим.
Выбор вариантов поведения ребенка связан
с различными установками семьи, школы,
сверстников; с их ожиданиями, позицией,
условиями, в которые попадает ребенок.
Доказано, что осмысленный опыт общения
благоприятствует развитию личности ребенка
[15, с.113].
Исследования показывают, что школьники,
чье положение в коллективе сверстников
благополучно, с большим желанием посещают
школу, активны в учебной и общественной
работе, положительно относятся к коллективу
и его общественным интересам.
Дети, получившие малое количество выборов
и не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены
своим положением, они настойчиво ищут
общения со сверстниками вне класса, в
классе же недоброжелательны, конфликтуют,
и это тормозит их нравственное развитие.
Длительное пребывание ребенка в благоприятном
положении внутри класса может направить
его нравственное развитие по двум путям.
78% учащихся обследованной группы, имея
развитые интеллектуальные качества,
обладали и высокими нравственными чертами
(доброта, общительность, справедливость).
22% детей благополучной группы, также интеллектуально
развитые, имели некоторые предпосылки
отрицательных нравственных качеств,
например, эгоизм.
У детей с неблагоприятным положением
в группе обнаружились также два направления
в их нравственном развитии: 43% детей, несмотря
на равнодушие к ним, продолжают тянуться
к сверстникам, активно стараются установить
отношения. Если им это не удается, то они
ложным геройством, подкупом, то есть всеми
средствами стремятся привлечь внимание
товарищей. «Таких детей, - пишет А.В.Киричук
– учителя часто называют трудными, хотя
в действительности не так труден сам
ребенок, как трудно его положение в системе
личных взаимоотношений классного коллектива».
Другие 57% учащихся с неблагоприятным
положением в группе сверстников ни с
кем не дружат, в ряде случаев конфликтуют
с детьми, одиноки и замкнуты или ищут
общение вне класса.
Таким образом, очевидно, что коллектив
может влиять на индивидуальное развитие
личности только тогда, когда положение
ребенка в системе межличностных отношений
благополучно [17, с.8].
Группа школьников, имеющих неблагополучное
положение в системе личных отношений
в классе, обладает некоторыми сходными
характеристиками: такие дети имеют трудности
в общении со сверстниками, неуживчивы,
что может проявляться в драчливости,
вспыльчивости, капризности, грубости
так и в замкнутости; нередко их отличает
ябедничество, зазнайство, жадность; многие
из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Дети, получившие наибольшее число выборов
от одноклассников («звезды»), характеризуются
рядом общих черт: они обладают ровным
характером, общительны, отличаются инициативностью
и богатой фантазией; большинство из них
хорошо учится; девочки отличаются привлекательной
внешностью.
Перечисленные общие качества имеют определенную
специфику проявления на разных этапах
младшего школьного возраста.
Для первоклассников, обладающих высоким
социометрическим статусом, наиболее
значимыми являются следующие особенности:
опрятная внешность, принадлежность к
классовому активу, готовность поделиться
вещами, сладостями. Второе место в этом
возрасте занимают хорошая успеваемость
и отношение к учению. Для популярных в
классе мальчиков большое значение имеет
также физическая сила.
«Непривлекательные» для сверстников
первоклассники характеризуются следующими
особенностями: непричастность к классному
активу; неопрятность; плохая учеба и поведение;
непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями
дисциплины, а также плаксивость.
Таким образом, первоклассники оценивают
своих сверстников, прежде всего, по тем
качествам, которые легко проявляются
внешне, а также по тем, на которые чаще
всего обращает учитель.
К концу младшего школьного возраста критерии
приемлемости несколько меняются. При
оценке сверстников на первом месте также
стоит общественная активность, в которой
дети уже ценят действительно организаторские
способности, а не просто сам факт общественного
поручения, данного учителем, как это было
в первом классе; и по-прежнему красивая
внешность. В этом возрасте для детей значимость
приобретают и определенные личностные
качества: самостоятельность, уверенность
в себе, честность. Примечательно, что
показатели, связанные с учением, у третьеклассников
менее значимы и отходят на второй план.
Для «непривлекательных» третьеклассников
наиболее существенны такие черты, как
общественная пассивность; недобросовестное
отношение к труду, к чужим вещам.
Характерные для младших школьников критерии
оценки одноклассников отражают особенности
восприятия и понимание ими другого человека,
что связанно с общими закономерностями
развития познавательной сферы в этом
возрасте: слабая способность выделять
главное в предмете, ситуативность, эмоциональность,
опора на конкретные факты, трудности
установления причинно-следственных отношений.
Специфика социальной перцепции младших
школьников сказывается и на особенностях
их первого впечатления о другом человеке.
В целом, становясь более точным и дифференцированным
к третьему классу, первое впечатление
отличается у детей ситуативностью, стереотипностью,
ориентацией на внешние признаки. Физический
облик и его оформление являются для младших
школьников «каркасом», на котором выстраивается
облик другого человека. Поэтому взрослые,
работающие с младшими школьниками, должны
учитывать ориентацию детей на внешность
и уделять специальное внимание своему
костюму.
Необходимо отметить, что, как правило,
с возрастом у детей повышаются полнота
и адекватность осознания своего положения
в группе сверстников. Но в конце этого
возрастного периода, то есть у третьеклассников,
адекватность восприятия своего социального
статуса резко снижается даже по сравнению
с дошкольниками: дети, занимающие в классе
благополучное положение склонны, его
недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные
показатели, как правило, считают свое
положение вполне приемлемым. Это свидетельствует
о том, что к концу младшего школьного
возраста происходит своеобразная качественная
перестройка, как самих межличностных
отношений, так и их осознания. Безусловно,
это связано с возникновением в этот период
потребности занять определенное положение
в группе сверстников. Напряженность этой
новой потребности, возрастающая значимость
мнения сверстников и являются причиной
неадекватности оценки своего места в
системе межличностных отношений.
О возрастной роли сверстников к концу
младшего школьного возраста свидетельствует
и тот факт, что в 9-10 лет школьники значительно
острее переживают замечания, полученные
в присутствии одноклассников, они становятся
более застенчивыми и начинают стесняться
не только незнакомых взрослых, но и незнакомых
детей своего возраста.
Система личных отношений является наиболее
эмоционально насыщенной для каждого
человека, поскольку связана с его оценкой
и признанием как личности. Однако если
у ребенка существует хотя бы одна взаимная
привязанность, он перестает осознавать
и не очень переживает свое объективно
плохое положение в системе личных отношений.
Даже один- единственный взаимный выбор
является своеобразной психологической
защитой и может уравновесить несколько
отрицательных выборов, поскольку превращает
ребенка из «отверженного» в признаваемого
[8, с.425].
Неудовлетворительное положение в группе
сверстников переживается детьми очень
остро и нередко является причиной неадекватных
аффективных реакций [18, с.38].
К концу младшего школьного возраста о
возрастающей роли сверстников свидетельствует
тот факт, что в 9 – 10 лет школьники значительно
острее переживают замечания, полученные
в присутствии одноклассников, они становятся
более застенчивыми и начинают стесняться
не только незнакомых взрослых, но и незнакомых
детей своего возраста [19, с.218].
Положение ребенка в группе влияет на
его самоощущение. Ученые Криг и Лэрд оценивали
чувства одиночества, социальной тревоги
и социальной изоляции, а также определили
факторы, которые вызывают соответствующие
социальные результаты по сообщениям
учащихся III и V классов. Эти исследования
обнаружили, что характер самоощущения
детей и то, кого они обвиняют в своих низких
результатах, зависит от опыта взаимодействия
со сверстниками. Отвергаемые дети сообщали
о более сильном чувстве одиночества и
были более склонны объяснять свои неудачи
в отношениях со сверстниками внешними
причинами, чем дети, принятые в группу
сверстников [7, с.540].
Таким образом:
- дети занимают различное положение в
системе личных взаимоотношений, не у
всех есть эмоциональное благополучие;
- то или иное положение ребенка в системе
личных взаимоотношений не только зависит
от определенных качеств его личности,
но, в свою очередь, способствует выработке
этих качеств;
- определив положение каждого ребенка
в группе и его социометрический статус
можно проанализировать структуру межличностных
отношений в этой группе.
2. Эмпирическое исследование особенностей уровня притязаний младших школьников с низким социометрическим статусом в группе сверстников
2.1. Организация исследования
Актуальность данного исследования состоит в том, что в младшем школьном возрасте не малое значение для ребенка играет его положение в группе сверстников. Но в связи с школьной нагрузкой у ребенка может развиться тревожность, особенно если он не понимает учебный материал, получает плохие оценки, не успевает за остальными детьми в его классе и другие причины. Тревожные дети могут замыкаться в себе, в следствии этого буду нарушены социальные контакты со сверстниками.
Гипотеза- существует статистическая прямая значимость между уровнем притязания и социометрическим статусом.
Цель- эмпирическим путем выявить наличие и характер связи между уровнем притязания и социометрическим статусом в младшем школьном возрасте.
Этапы исследования:
Характеристика выборки:
Выборка включает в себя учащихся 1 класса школы № 62, численностью 25 человек, из них 10 мальчиков, 15 девочек, в возрасте 10-11 лет.
2.2. Описание
психодиагностического
Для определения уровня притязания была использована диагностическая методика Горбачевского В.К. «».
Методика предназначена для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной стр личности. Опросник заполняется испытуемым после завершения одного из этапов какой либо продуктивной деятельности. После ответов на вопросы теста горбачевского испытуемый пр
Для выявления социометрического статуса была использована параметрическая социометрическая процедура. Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Ход исследования: Каждому ребенку задавался вопрос:
Кого бы ты пригласил на день рождение?
При этом ребенок должен сделать 3 выбора. Результат фиксировался на отдельном, для каждого ребенка листе бумаги.
На основе психологического исследования уровня притязания и социометрического статуса, был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента корреляции r-Пирсона. Задача которая перед нами стояла это изучение взаимосвязи двух метрических переменных, измеряемых на одной и той же выборке.