Участие российских вузов в Болонском процессе: практические шаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является рассмотрение болонского процесса в современной России, определение его основных проблем и дальнейших перспектив.
В соответствии с целью дипломной работы были поставлены основные задачи:
1.Проанализировать развитие российской системы высшего образования с точки зрения Болонского процесса
2. Обозначить Основные проблемы вхождения РФ в Болонский процесс
3.Рассмотреть переход на многоуровневую систему высшего образования
4. Проследить практические шаги по участию российских вузов в академической мобильности

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3-8
2. Глава 1. Вступление России в Болонский процесс: причины и мотивы
1.1.Болонский процесс и развитие российской системы высшего образования………………………………………………………………… 9-22
1.2.Основные проблемы вхождения РФ в Болонский процесс…….23-35
3.Глава2. Участие российских вузов в Болонском процессе: практические шаги
2.1.Переход на многоуровневую систему высшего образования…36-46
2.2.Практические шаги по участию российских вузов в академической мобильности………………………………………………………………..47-59
4.Заключение ………………………………………………………... 60-62
5. Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

осн. часть диплом пед.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

В вузе встает вопрос об эффективности менеджмента, т. е. об эффективном общественном разделении труда между кафедрами и появляющимися новыми организационными формами и структурами. В определенной степени монопольное положение кафедр, сложившееся в высших учебных заведениях, может стать тормозом для дальнейшего развития.

При этом не следует  рассматривать переход на программно-целевой метод управления как угрозу для кафедр, необходимо говорить об изменении и усложнении функциональной роли кафедр, т. к. их деятельность должна стать более диверсифицированной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Практические шаги по участию российских вузов в академической мобильности

Российские  вузы участвуют в процессах академической мобильности в Европе, хотя ее масштабы, а также значимость, которую придают ей в вузах, гораздо скромнее, чем предполагается потребностями интернационализации высшего образования в мире в целом, и Болонского процесса, в частности.

Из-за недостатка информации трудно в полной мере судить о цельной картине академической  мобильности в российских вузах.

В настоящее  время сохранилась, хотя и в незначительных размерах, поддержка мобильности студентов, аспирантов, преподавателей в рамках договоров о межгосударственном сотрудничестве. Заметна роль президентской стипендии, которая предоставляется 1000 лучшим российским выпускникам для обучения в зарубежных университетах на программах последипломного обучения. Все большую роль в вопросах мобильности играют договоры о сотрудничестве между самими университетами, хотя они далеко не всегда обеспечены финансами.

Основной объем сегодняшней академической мобильности студентов, преподавателей, администраторов вузов на индивидуальной и коллективной основе осуществляется в рамках программ Европейского сообщества, при поддержке фондов и программ зарубежных стран, как европейских, так и за ее пределами, государственных и частных источников.

Можно выделить несколько программ Европейского сообщества в сфере высшего образования, направленных на содействие развитию кооперации между университетами Восточной Европы (включая Россию) и странами-членами Сообщества. Это, прежде всего, продолжение начатой в 1990 г. программы Темпус49, новый, третий этап которой охватывает период 2000–2006 гг. Она направлена на поддержку индивидуальной университетской мобильности (причем не только между университетами разных стран, но и внутри России) и «целевой» мобильности. Целевая мобильность осуществляется в рамках проектов на основе университетских партнерств, связанных с институциональным строительством в российских вузах (модернизация структур управления, совместная разработка с европейскими университетами учебных планов).50

Примечательно, что эти проекты (часть которых уже осуществляется в российских вузах) могут включать совместную деятельность университетов, связанную с усилением академического и управленческого потенциала вуза для осуществления мобильности. В последнем случае речь идет о создании служб и международных отделов, механизма кураторства и наставничества для работы по обмену учащимися, переподготовке персонала университета и т.д.

В рамках реализации европейского плана академической мобильности Европейский Союз учредил в 2004 г. программу Erasmus Mundus51 для обеспечения обмена студентов и преподавателей стран Европейского сообщества с третьими странами, включая Россию. Она направлена на поддержку мобильности на уровне и в связи с созданием европейских магистерских программ.52

По условиям программы, как минимум два университета из Европейского Союза создают консорциум с третьим университетом вне Европейского Союза по вопросам создания магистерской программы или программ. Студенты различных университетов получают возможность обучаться в университетах консорциума и получить два или даже три диплома. Планируется, что за период действия программы до 2008 г. будет создано около 100 новых магистерских программ и порядка 1000 человек станут участниками обменов. Программа имеет целью повысить качество и привлекательность европейского образования в целом через содействие налаживанию связей университетов разных стран и сотрудничество по развитию программ совместных и двойных дипломов, в частности.

В связи с  тем, что одним из составных элементов европейского образовательного пространства (и образовательного процесса в целом) является научно-исследовательская деятельность, Европейское сообщество осуществляет целый ряд программ, имеющих целью поддержку мобильности исследователей стран-членов сообщества и третьих стран, включая Россию. Среди таких программ, например «Marie Curie Actions», которая направлена на поддержку обмена исследователями на индивидуальной и коллективной основе, INTAS2 — поддержка различных программ на самых разных уровнях и в различных формах.53

Предпринимаемые шаги по развитию мобильности студентов  и преподавателей преследуют две задачи. Во-первых, общие задачи, существующие сегодня для всех университетов Европы, во-вторых, специфические задачи, порожденные национально-историческим контекстом.

Необходимость преодоления последствий замкнутости и изолированности российской системы высшего образования от европейской — одна из главных задач последнего времени. Это касается различий в процедурах приема в университеты (различный возрастной ценз), устойчивой традиции «опоры на собственные университетские силы», когда в условиях добротного российского высшего образования обучение студентов в университетах других стран было достаточно скромным. Несинхронность системы степеней с европейской, отсутствие процедур признания в своих университетах результатов обучения студентов в зарубежных университетах, сложная процедура признания зарубежных дипломов — все это характеризует невысокую степень интеграции высшего образования страны в европейское образовательное сообщество, существование фактически двух систем как «систем со слабо сообщающимися сосудами».

Конечно, в разных университетах и различных предметных областях ситуация разная. Ведущие инженерные вузы рассматривают на практике вопросы по возможному экспорту образовательных услуг. Ведущие классические университеты, прежде всего в естественных областях знаний, успешно решают проблемы «утечки мозгов», отъезда в зарубежные университеты своих лучших преподавателей. Нередко можно встретить ситуацию, когда преподаватель российского вуза часть года работает в своем университете, а часть года — в зарубежном. Вузы социально-экономического профиля используют возможности, создаваемые академической мобильностью, для преодоления определенной изолированности от профессионального сообщества в предшествующие периоды и развития собственного конкурентоспособного образования в настоящее время.

В целом стартовые  позиции для российских вузов  в рамках Болонского процесса в вопросах мобильности сложнее, чем у европейских университетов. Для того чтобы решать задачи, провозглашенные болонскими документами, российским вузам необходимо делать значительно больше шагов и предпринимать больше усилий, чем европейским университетам, несмотря на отечественные традиции высококачественного образования. Ситуация осложняется отсутствием четкой стратегии в отношении академической мобильности на уровне Российской Федерации, единой системы ее поддержки и главное — ее финансирования. К этому списку можно добавить и определенную инерционность многих российских университетов в вопросах менеджмента в области интернационализации международных связей.

Для развития процессов  международной мобильности и  более полного включения России в европейское образовательное пространство в настоящее время необходима как государственная поддержка этого процесса (законодательная, нормативная, финансовая и т.д.), так и усилия самих российских университетов. Последнее касается их нацеленности на осуществление политики открытости в международных связях, включения академической мобильности в приоритеты своей стратегии развития, создания внутри университета процедур и среды, содействующих развитию мобильности студентов и преподавателей. Причем следует иметь в виду, что программы совместных и двойных дипломов в Европе, отражая назревшие потребности, развились в первую очередь благодаря сотрудничеству самих университетов и лишь позднее, будучи оцененными в качестве прообраза будущего европейского пространства высшего образования, эти инициативные действия университетов получили значительную государственную поддержку в Европе.

В России для  развития международной академической мобильности нужно предпринять целый ряд действий. Крайне полезным в обеспечении информацией и содействии был бы, в частности, единый национальный контактный центр по академической мобильности.

Любые программы  и фонды могут лишь облегчить университетам начальный период развертывания мобильности и действий по интеграции в европейское образовательно-исследовательское пространство. Основная роль принадлежит самим университетам, деятельность которых, безусловно, должна поддерживаться системой финансовых и законодательных мер со стороны государства.

Обобщение лучшего  опыта развития международной мобильности европейских и российских вузов позволяет выделить несколько типичных правил и процедур, которые целесообразно учитывать при разработке и осуществлении планов международной мобильности в российских вузах.

Все вузы, имеющие  разнообразную и интенсивную академическую мобильность, разрабатывают концепции и стратегии интернационализации вуза, где выделяются главные задачи, меры по их осуществлению и ресурсы. Как показывает опыт, концепция академической мобильности для каждого вуза специфична. Она должна быть реалистичной, отражающей долговременные цели интеграции в европейское образовательное пространство и ограничения, связанные с имеющимися предпосылками и ресурсами. Хорошо разработанный план постепенных и последовательных преобразований в разных сферах внутривузовской жизни (в частности, в управлении международной деятельностью), не требуя немедленно значительных ресурсов, способен серьезно повлиять на привлекательность и конкурентоспособность вуза. При разработке стратегии развития международной деятельности вуза полезно использовать возможность ее внешней экспертизы силами российских более опытных вузов или силами международных экспертов Европейского сообщества. Такая практика получает в последнее время определенное распространение.54

Информационное  сопровождение международной деятельности вуза остается для большинства российских вузов актуальной задачей. Улучшение ее касается как собственно организации самой мобильности (исчерпывающая информация о возможностях и условиях мобильности как для своих, так и для иностранных студентов; наличие форумов на сайтах для обсуждения опыта участия в обменных программах), так и академической стороны образовательно-исследовательской деятельности университета и программ (наличие принятых в Европе и мире студенческих руководств, описаний программ учебных курсов и учебных планов, технологий обучения и оценки, академического календаря). Актуальность последних вопросов возрастает в связи с внедрением Приложения к диплому, где предполагается наличие сжатой информации об академической стороне программы университета, выдавшего степень в унифицированном для Европы формате.

Вопросы недостаточной  сопоставимости учебных планов, программ и технологий обучения в российских и европейских вузах могут стать в ряде случаев определенной проблемой для расширения мобильности и интернационального сотрудничества в форме программ совместных и двойных степеней. Полезна в этой связи совместная деятельность с зарубежным партнерским университетом по развитию сопоставимости учебных планов и технологий обучения. Для решения подобных задач можно обратить¬ся за поддержкой в программу Темпус, среди приоритетов которой — поддержка институциональных партнерств по развитию международной сопоставимости обучения и учебных планов в ряде предметных областей высшего образования России.

Наличие адекватных постоянных и разнообразных партнеров

по широкому спектру университетского сотрудничества — залог результативной международной деятельности вообще и развития академической мобильности, в частности. Опыт показывает, что взаимные действия университетов, начавшиеся организацией студенческих обменов, часто переходят на новые области сотрудничества, включая институциональное научно-образовательное. Хорошие возможности для установления долговременных партнерств дают совместные проекты по широкому спектру институционального вузовского сотрудничества, которые поддерживаются и Темпусом, и Британским советом (программа Bridge), и программой Эразмус Мундус. В то же время целесообразна дифференциация

круга университетов  при выборе партнеров для различных  сторон сотрудничества из числа разных научных направлений и университетских моделей (англосаксонской и континентальной Европы, из Америки и Азии). Как правило, синтез различных образовательных и управленческих культур дает заметный эффект синергии, что отчетливо проявляется в ходе создания совместных программ и, в частности, программ совместных и двойных дипломов.

Расширение  институционального сотрудничества университетов, создавая возможности для отработки всех инструментов Болонского процесса (сопоставимые учебные планы, процедуры признания результатов зарубежного обучения, использование кредитов, разработка совместных программ и т.д.), создает новую базу для расширения качественно иной — более адресной и эффективной — академической мобильности студентов и преподавателей.55

Сотрудники, участвующие  в организации мобильности, также  требуют дополнительной подготовки. Последняя касается не только языковой составляющей, но и профессиональной стороны деятельности вузовского управления в области международных связей. Эта деятельность становится все более профессиональной, и по мере роста плотности контактов с Европой эта тенденция будет укрепляться. Подготовка подобных управленцев пока не

Информация о работе Участие российских вузов в Болонском процессе: практические шаги