Федеральные образовательные стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 07:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение и анализ вопроса усовершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации. Объект исследования – система совершенствования образовательного процесса в рамках государственных стандартов РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Традиционная система образования в Российской Федерации……...5
Глава 2. Единый Государственный Экзамен. Этапы перехода к стандартам образования третьего поколения ………………………………………………10
Глава 3. Переход к стандартам образования третьего поколения в Российской Федерации ……………………………………………………………………….13
§2. Положения перехода к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов………………………………….……………….13
§1. Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов…………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………….……18
Список использованных источников и литературы…………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 51.44 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Традиционная система образования в Российской Федерации……...5

Глава 2. Единый Государственный Экзамен. Этапы перехода к стандартам образования третьего поколения ………………………………………………10

Глава 3. Переход к стандартам образования третьего поколения в Российской Федерации ……………………………………………………………………….13

            §2. Положения перехода к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов………………………………….……………….13

§1. Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов…………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………….……18

Список использованных источников и литературы…………………………..20

 

 

Введение

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это  соответствует принципу, изложенному  в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое  способствовало бы его общему культурному  развитию, и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества»1.

Растущий  интерес к вопросу образования  носит закономерный характер, отражая  тенденции общемирового цивилизационного процесса. Известная традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой  моно-культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

При этом полагается возможным и достаточным  перенесение в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим  образом обработанного культурного  материала. В таком образовании человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как личность, являясь объектом обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. Данное образование авторитарно и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование вообще не является таковым в собственном смысле этого слова, понимаемом как процесс становления человека.

Целью контрольной работы является рассмотрение и анализ вопроса усовершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации. Объект исследования – система совершенствования образовательного процесса в рамках государственных стандартов РФ.

 

 

Глава 1. Традиционная система образования в Российской Федерации

Федеральные государственные образовательные  стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных  образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В  ст. 43 Конституции России, содержащей в себе гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования»2.

Введение  государственного образовательного стандарта  соответствует также ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В контексте  прав человека образовательный стандарт является документом, который создает  важные условия осуществления права  на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью. Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании»3.

Образовательные стандарты выступают как важнейший  нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему  норм и правил, обязательных для  исполнения в любом образовательном  учреждении, реализующем основные образовательные  программы. В основе стандарта лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

С принятием  стандарта не только государство  может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно  и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт — средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, — это поворот к личности обучаемых (развитие личности — смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации. Для России как части мирового сообщества это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования.

Создание  стандартов первого поколения было вызвано потребностями решения актуальных в то время задач: обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90-ых годов4. В ситуации многообразия образовательных систем, реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени — сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого уровня содержания и требований к подготовке выпускников5.

Современному  человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости  и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни»6.

Таким образом, Государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение7:

  1. равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
  2. единства образовательного пространства в Российской Федерации;
  3. защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  4. преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
  5. социальной защищенности обучающихся;
  6. социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
  7. прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
  8. основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и  бесплатность общего образования в  образовательных учреждениях в  пределах, определяемых государственным  стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

  1. разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
  2. объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
  3. объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
  4. определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
  5. установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
  6. установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений8.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

  1. федеральный компонент — устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
  2. региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
  3. компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования)9.

Право на образование в настоящее время  подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской  конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Единый Государственный Экзамен. Этапы перехода к стандартам образования третьего поколения

С 1 января 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен на территории всех субъектов Российской Федерации. Этому  предшествовало 7 лет эксперимента и год переходного периода. С 2001 по 2007 год число регионов, включившихся в его проведение на добровольной основе, увеличилось с 5 до 82; количество выпускников, выбравших форму ЕГЭ  при прохождении государственной  аттестации, – с 30 000 до 1 000 000 человек.

По итогам проведения эксперимента по введению ЕГЭ в феврале 2007 года был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в  Закон Российской Федерации «Об  образовании» и Федеральный закон  «О высшем и послевузовском образовании» в части проведения единого государственного экзамена». Эксперимент по введению ЕГЭ показал реальную возможность11:

  1. повышения доступности профессионального образования, особенно для молодежи из отдаленных от вузовских центров мест проживания;
  2. совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в вузы/ссузы;
  3. обеспечения преемственности общего и профессионального образования;
  4. сокращения разрыва между требованиями выпускных и вступительных экзаменов, обеспечения объективности, прозрачности и независимости процедур проведения государственных итоговых аттестаций и приемов в вузы и ссузы.

С 2009 года Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) является основной формой итоговой государственной  аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации. Также ЕГЭ должны будут сдать закончившие российские школы иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы12.

Выпускник школы для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании должен сдать ЕГЭ по двум обязательным предметам: русский язык и математика. Все остальные предметы сдаются на добровольной основе. Количество экзаменов по выбору выпускники и поступающие в вуз/ссуз определяют самостоятельно в зависимости от перечня вступительных испытаний в вуз/ссуз по каждой специальности, которые необходимы для поступления.

Единый  государственный экзамен проводится с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов (КИМ), выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и в рамках школьной программы.

Информация о работе Федеральные образовательные стандарты