Федеральные образовательные стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 07:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение и анализ вопроса усовершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации. Объект исследования – система совершенствования образовательного процесса в рамках государственных стандартов РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Традиционная система образования в Российской Федерации……...5
Глава 2. Единый Государственный Экзамен. Этапы перехода к стандартам образования третьего поколения ………………………………………………10
Глава 3. Переход к стандартам образования третьего поколения в Российской Федерации ……………………………………………………………………….13
§2. Положения перехода к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов………………………………….……………….13
§1. Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов…………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………….……18
Список использованных источников и литературы…………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 51.44 Кб (Скачать файл)

В разработке контрольных измерительных материалов принимают участие ведущие научные работники, преподаватели школ и вузов, методисты и другие специалисты в сфере образования. Все задания проходят несколько этапов экспертизы (содержательной и тестологической) и обязательно апробируются. Только после этого контрольные измерительные материалы могут быть предложены выпускникам для сдачи ЕГЭ.

Результаты  ЕГЭ оцениваются и выставляются в свидетельство в 100-балльной шкале. По каждому предмету ЕГЭ ежегодно устанавливается минимальное количество баллов (минимальный порог), преодоление которого подтверждает освоение выпускником основных общеобразовательных программ. Если ученик набрал меньше установленного минимального количества баллов (не преодолел минимального порога), то ЕГЭ считается несданным. Величина минимального порога объявляется в течение 6–8 дней после проведения ЕГЭ по предмету в основные сроки и через 2–3 дня после ЕГЭ в дополнительные сроки в июле.

Относительно  достоинств и недостатков Единого  государственного экзамена ведутся  споры с самого начала его введения. «…Что касается ЕГЭ, то здесь есть и минусы… но есть и плюсы, которые заключаются в борьбе с той же самой коррупцией, и количество молодых людей, которые поступают в лучшие вузы страны за счет сдачи ЕГЭ, кратно увеличилось. На 10% возросло количество абитуриентов, которые принимаются в ведущие вузы из удаленных регионов страны. Система единого государственного экзамена (ЕГЭ) функционирует», – заметил В. В. Путин, Председатель Правительства РФ13. На возникающие связи с рассмотренным материалом вопросы нет однозначного ответа.

Таким образом, государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие:

  1. обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования,
  2. максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
  3. уровень подготовки выпускников образовательных учреждений,
  4. основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Федеральные государственные образовательные  стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.

 

Глава 3. Переход к стандартам образования третьего поколения в Российской Федерации.

  §1. Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов

Современное образование в мире – самый  массовый вид деятельности людей. В  нём одновременно занято более миллиарда  учащихся, в том числе более 85 млн. студентов, и почти 50 млн. педагогов. Образование становится главным  делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и  среднего возраста, которые учатся на протяжении всей своей активной профессиональной деятельности.

Происходящие  изменения в современном российском обществе, требуют адекватной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства  в подготовке профессионалов нового поколения. Новая система образования  характеризуется разнообразием  научных школ, развитием инновационных  педагогических проектов, многообразием  новых технологий воплощения педагогических идей.

Современное российское общество выдвигает совершенно определённый социальный заказ на подготовку специалистов. Этот заказ сформулирован  в докладе Госсовета РФ «Об  образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся  обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые  могут самостоятельно принимать  решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за её социально-экономическое процветание»14.

Стандарты в образовании – это гарантии того, что содержание образования  будет соответствовать перспективным  потребностям общественной жизни, экономики  и вообще перспективам развития содержания образования. Очень важно, кто, в  каких условиях и как будет  реализовывать это содержание.

Впервые появляется в структуре стандарта требование к условиям обучения. И впервые система образования получит стандарт, который описывает не только обязательства ученика или учителя, но и обязательства учредителя образовательного учреждения. Уходим мы от трех составных школьной программы – федерального, регионального и школьного компонентов. В новом стандарте будет две части: инвариантная и вариативная15. Понятно, что в начальной школе большая часть основной образовательной программы – это инвариант, а какая-то незначительная часть – это вариатив. В основной школе вариативная часть увеличивается для того, чтобы дать учителю и ученику возможность выбора. В старшей школе, по оценкам экспертов, вариативная часть может достигать трети основной образовательной программы, которая наполняется самим образовательным учреждением в соответствии, как сказано в законопроекте, с запросами и потребностями учащихся данной школы.

В высшем же образовании вариативная часть  еще более значима. На уровне магистра вариатив может превышать 50% и доходить, возможно, до 70% всей программы подготовки. В бакалавриате эти цифры, естественно, меньше. И инвариантная, и вариативная части финансируются из бюджета. Но вариативная часть содержательно наполняется самим образовательным учреждением, исходя из потребностей и запросов учеников или студентов. Школы не потеряют возможности формировать учебную программу с учетом потребностей родителей и учеников конкретного региона16.

Одной из актуальных проблем современного профессионального  образования является подготовка выпускников  к многофункциональной профессиональной деятельности.

В соответствии с государственным образовательным стандартом, впервые введенным в образовательную систему России в 1994 году, установлены самые общие требования к содержанию образования по каждому направлению и каждой специальности, зафиксированы те общеобязательные знания, навыки и умения, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы получить соответствующую квалификацию. В проекте государственного образовательного стандарта нового поколения (2000г, который практически не был реализован в профессиональном образовании), предусматривается в качестве основной образовательной цели формирование общих профессиональных компетенций будущего специалиста17.

В новых  проектных профессиональных стандартах, к разработке которых приступили в созданном в мае 2006 года, приоритетной задачей определено «повышение уровня защиты профессионализма и уровня жизни  работника на основе достижений персоналом организаций профессиональной компетентности… как основы устойчивого экономического развития»18. Ведущим требованием к результатам освоения новых программ в данном проекте являются не только знания, но и компетенции. ФГОС ВПО дает четкое определение этого понятия: «Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области»19. Основным компонентом новой образовательной программы является научно-исследовательская деятельность студента, а трудоемкость программы измеряется зачетными единицами.

Очевидно, что в современных ГОСах должны учитываться не только профессиональные компетенции, запросы личности и государства, но и четко сформированный уровень профессиональной культуры специалиста (включающий интеллектуальную рефлексию, общую, правовую и исполнительскую)20.

 

§2. Положения перехода к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов

14 ноября 2007 года Госдума на пленарном  заседании приняла во втором  чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Закон вступил в силу с 1 июля 2008 года21.

Законопроект  вносит изменения в ряд федеральных  законов в части замены существующих государственных образовательных  стандартов в составе трех компонентов (федерального, регионального и компонента образовательного учреждения) на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)22.

В Российской Федерации устанавливаются федеральные  государственные образовательные  стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных для имеющих  государственную аккредитацию образовательных  учреждений, реализующих основные образовательные  программы начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования23.

Федеральные государственные образовательные  стандарты должны обеспечивать:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные  стандарты включают требования к:

  1. структуре основных образовательных программ;
  2. условиям реализации основных образовательных программ;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные  стандарты являются основой объективной  оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения  образования.

Содержание  образования в конкретном образовательном  учреждении определяется образовательной  программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа  разрабатывается образовательным  учреждением на основе примерной  основной образовательной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важной  чертой развития образования в наше время является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Современная цивилизация вступает на принципиально  новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей  мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов  на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических  и духовно-нравственных. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем.

Для перехода на Европейский уровень образования, Государственные Образовательные Стандарты претерпевают переосмысление и значительные изменения. Образовательные результаты, являющиеся также целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:

  1. личностное развитие;
  2. социальное развитие;
  3. общекультурное развитие;
  4. интеллектуальное развитие;
  5. коммуникативное развитие.

Таким образом, Государственные Образовательные  Стандарты становятся важнейшим  нормативным правовым актом, устанавливающим  от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и  правил, регулирующих деятельность системы  общего образования.

 

 

Список использованных источников и литературы

Источники

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы, Москва Распоряжение № 1340-р от 03.09.05 г.;
  2. Концепция развития профессиональных квалификаций, Материалы агентства национальных квалификаций при РСПП. Москва, 2006.;
  3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы, Москва. Распоряжение № 1340-р от 03.09.05 г.

Информация о работе Федеральные образовательные стандарты