Физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:02, реферат

Краткое описание

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.

Вложенные файлы: 1 файл

Физическая культура.docx

— 93.29 Кб (Скачать файл)

Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Содержание первого раздела  «Знания о физической культуре»  соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические  основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические  основы деятельности).

Раздел «Способы физкультурной  деятельности» соотносится с  представлениями о самостоятельных  занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и  контроля за физическим развитием и  физической подготовленностью учащихся.

Содержание раздела «Физическое  совершенствование» ориентировано  на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и  укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных  игр и двигательных действий из программных видов спорта, а аткже общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.

Тематический  план

Разделы и темы

Количество часов (уроков)

     
   

Класс

     
   

1

2

3

4

 

Базовая часть

66

68

68

68

1

Знания  о физической культуре

3

3

3

3

2

Способы физкультурной деятельности

3

3

3

3

3

Физическое  совершенствование:

  1. гимнастика с основами акробатики
  2. легкая атлетика
  3. лыжные гонки
  4. подвижные игры
  5. общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих разделов программы)

16

14

12

18

18

16

12

16

16

16

16

14

16

16

16

14

 

Вариативная часть

(время  на освоение отдельных видов  программного материала пропорционально  увеличивается)

33

34

34

34


 

Содержание  тем учебного курса

1 класс

Знания о физической культуре

Физическая культура как система  разнообразных форм занятий физическими  упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим  дня и личная гигиена.

Способы физкультурной деятельности

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы  упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде  «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте  стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка  из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке  и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного  характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально  лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление  полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом  правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные  ходьба и бег); хождение по наклонной  гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя  ногами (с помощью).

Легкая атлетика

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений  и с разным положением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с  поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и  спрыгивание с нее.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность  двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой  рукой из-за головы, стоя на месте, в  вертикальную цель, в стену.

Лыжные гонки 

Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под  рукой; передвижение в колонне с  лыжами.

Передвижения на лыжах ступающим  и скользящим шагом.

Повороты переступанием на месте.

Спуски в основной стойке.

Подъемы ступающим и скользящим шагом.

Торможение падением.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика  с основами акробатики»: «У медведя  во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка  на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания  с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».

На материале раздела «Легкая  атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины  с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».

На материале раздела «Лыжная  подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».

На материале раздела «Спортивные  игры»:

Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная  передача».

Баскетбол: ловля мяча на месте  и в движении: низко летящего и  летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и  утки».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

2 класс

Знания о физической культуре

Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр  с мячом. История зарождения древних  Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание  организма (обтирание).

Способы физкультурной деятельности

Выполнение утренней зарядки и  гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия  физическими упражнениями во время  прогулок. Измерение длины и массы  тела.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения из положения  лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

Гимнастические упражнения прикладного  характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.

Легкая атлетика

Бег: равномерный бег с последующим  ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег  с изменением частоты шагов.

Броски большого мяча снизу из положения  стоя и сидя из-за головы.

Метание малого мяча на дальность  из-за головы.

Прыжки: на месте и с поворотом  на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход.

Спуски в основной стойке.

Подъем «лесенкой».

Торможение «плугом».

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика  с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».

На материале раздела «Легкая  атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое  место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».

На материале раздела «Лыжные  гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее  взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).

На материале раздела «Спортивные  игры»:

Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней  частью подъема по прямой, по дуге, с  остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные  игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный  бильярд», «Бросок ногой».

Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым  боком; бег спиной вперед; остановка  в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками  по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».

Волейбол: подводящие упражнения для  обучения прямой нижней и боковой  подаче; специальные движения —  подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные  игры: «Волна», «Неудобный бросок».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

3 класс

Знания о физической культуре

Физическая культура у народов  Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных  сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).

Способы физкультурной деятельности

Освоение комплексов общеразвивающих  физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления  и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных  сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Акробатические упражнения: кувырок  назад до упора на коленях и  до упора присев; мост из положения  лежа на спине; прыжки со скакалкой  с изменяющимся темпом ее вращения.

Гимнастические упражнения прикладного  характера: лазанье по канату (3 м) в  два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.

Легкая атлетика

Прыжки в длину и высоту с  прямого разбега, согнув ноги.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: одновременный  двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным.

Поворот переступанием.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика  с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».

На материале раздела «Легкая  атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».

На материале раздела «Лыжная  подготовка»: «Быстрый лыжник», «За  мной».

На материале спортивных игр:

Футбол: удар ногой с разбега  по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение  мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».

Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади  в кольцо», «Гонка баскетбольных  мячей».

Волейбол: прием мяча снизу двумя  руками; передача мяча сверху двумя  руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

4 класс

Знания о физической культуре

История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь  с развитием систем дыхания и  кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности  выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий  физическими упражнениями. Закаливание  организма (воздушные и солнечные  ванны, купание в естественных водоемах).

Информация о работе Физическое воспитание