Физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:02, реферат

Краткое описание

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.

Вложенные файлы: 1 файл

Физическая культура.docx

— 93.29 Кб (Скачать файл)

1 – 4 классы

Количество часов 405 Уровень  базовый

Составители:

Программа разработана на основе Примерной программы по окружающему  миру Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.) и авторской программы «Физическая  культура» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М, «Просвещение», 2011 год.

2. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура»  для 1-4 классов разработана на основе примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об  утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования») и авторской программы 

«Физическая культура» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М, «Просвещение», 2011 год.Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с  общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью  укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия. Активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

С учётом этих особенностей целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной  школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности  посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих  образовательных задач:

совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, сазаньи, метании;

обучение физическим упражнениям  из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным  играм и техническим действиям  спортивных игр, входящих в школьную программу;

развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;

формирование общих представлений  о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

развитие интереса к самостоятельным  занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и  подвижными играми;

обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным  показателям физического развития и физической подготовленности.

Таблица тематического распределения  часов

Разделы и темы

Количество часов

           
   

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

       
       

1

2

 

3

4

 

Базовая часть

270

310

76

78

 

78

78

1

Знания о физической культуре

 

12

3

3

3

 

3

2

Способы физкультурной деятельности

 

12

3

3

3

 

3

3

Физическое совершенствование:

 

286

70

72

 

72

72

 

-гимнастика с основами акробатики

 

72

18

18

 

18

18

 

-легкая атлетика

 

71

17

18

 

18

18

 

-кроссовая подготовка,

мини-футбол

 

71

17

18

 

18

18

 

-подвижные игры

 

72

18

18

 

18

18

 

общеразвивающие упражнения

 

в содержании соответствующих разделов программы

         
 

Вариативная часть

135

95

23

24

 

24

24

 

Баскетбол

 

47

11

12

 

12

12

 

Волейбол

 

48

12

12

 

12

12

 

ИТОГО:

405

405

99

102

 

102

102


3. Общая характеристика  учебного предмета.

Предлагаемая программа  характеризуется направленностью:

на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической  оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

на реализацию принципа достаточности  и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего  развитие познавательной и предметной активности учащихся;

на соблюдение дидактических  правил «от известного к неизвестному»  и «от простого к сложному», ориентирующих  выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе  и в самостоятельной деятельности;

на достижение межпредметных  связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области  физической культуры, всестороннее раскрытие  взаимосвязи и взаимообусловленности  изучаемых явлений и процессов;

на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования  школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных  мероприятиях в режиме дня, самостоятельных  занятий физическими упражнениями.

Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Содержание первого раздела  «Знания о физической культуре»  соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические  основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические  основы деятельности).

Раздел «Способы физкультурной  деятельности» соотносится с  представлениями о самостоятельных  занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и  контроля за физическим развитием и  физической подготовленностью учащихся.

Содержание раздела «Физическое  совершенствование» ориентировано  на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и  укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных  игр и двигательных действий из программных  видов спорта, а так же общеразвивающих  упражнений с различной функциональной направленностью.

4. Место предмета в учебном  плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в начальной школе выделяется 405 ч, из них в 1 классе 99 ч(3 ч в неделю, 33 учебные недели), по 102 ч во 2, 3 и 4 классах (3 ч в неделю, 34 учебные  недели в каждом классе).

5. Ценностные ориентиры  содержания учебного предмета

Базовым результатом образования  в области физической культуры в  начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной  деятельности. Кроме того, предмет  «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных  способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных  видах деятельности (культуры), выходящих  за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями  учащихся на этапе начального образования  по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную  деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать  со сверстниками в достижении общих  целей;

— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой  форме в процессе общения и  взаимодействия со сверстниками и взрослыми  людьми.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных  к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

6. Результаты освоения  предмета «Физическая культура»

Личностные результаты:

• активное включение в  общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

• проявление положительных  качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с  ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные результаты:

• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

• обнаружение ошибок при  выполнении учебных заданий, отбор  способов их исправления;

• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

• обеспечение защиты и  сохранности природы во время  активного отдыха и занятий физической культурой;

• организация самостоятельной  деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря  и оборудования, организации места  занятий;

• планирование собственной  деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

• анализ и объективная  оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях  человека;

• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

• управление эмоциями при  общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

• технически правильное выполнение двигательной . действий из базовых  видов спорта, использование их в  игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

• планирование занятий физическими  упражнениями

режиме дня, организация  отдыха и досуга с использование  средств физической культуры;

• изложение фактов истории  развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности  человека, связь с трудовой и военной  деятельностью;

• представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;

• оказание посильной помощи и моральной поддержкам

сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелтельное  и уважительное отношение при  объяснении ошибки способов их устранения;

• организация и проведение со сверстниками подвижных и элементов  соревнований, осуществление их объективного судейства;

• бережное обращение с  инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности ;

• организация и проведение занятий физической культурой с  разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и  выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;

• характеристика физической нагрузки по показателю час- игры пульса, регулирование её напряжённости  во время занятий по развитию физических качеств;

• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр  и соревнований;

• объяснение в доступной  форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;

• подача строевых команд, подсчёт  при выполнении общеразвивающих  упражнений;

• нахождение отличительных  особенностей в выполнении двигательного  действия разными учениками, выделение  отличительных признаков и элементов;

• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком  техничном уровне, характеристика признаков  техничного исполнения;

• выполнение технических  действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости;

• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.

7.Содержание начального  общего образования по учебному  предмету

1 класс (99 часов)

Знания о физической культуре 3 часа

Физическая культура как  система разнообразных форм занятий  физическими упражнениями. Возникновение  физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим  дня и личная гигиена.

Способы физкультурной деятельности 3 часа

Оздоровительные занятия  в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные  игры во время прогулок: правила  организации и проведения игр, выбор  одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

Физическое совершенствование 70 часов

Гимнастика с основами акробатики 18 часов

Организующие команды  и приемы: построение в шеренгу  и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в  шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в  шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка  из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке  и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и  вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом  правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные  ходьба и бег); хождение по наклонной  гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя  ногами (с помощью).

Легкая атлетика 17 часов

Информация о работе Физическое воспитание