Физическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами хореографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:51, реферат

Краткое описание

Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека - средству гармонизации воспитания личности.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 57.99 Кб (Скачать файл)

Гигиеническое нормирование физических нагрузок, определение  оптимальных их величин для лиц  разного пола и возраста основаны на результатах комплексного изучения реакции организма ребенка на дозированную физическую нагрузку. Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при  занятиях физическими упражнениями (в частности, тренировкой) — соответствие мощности и объема выполняемых физических нагрузок возрастно-половым функциональным возможностям растущего организма [.

Физическая нагрузка на организм ребенка во время тренировки юных танцовщиков по своей плотности  и интенсивности практически  равняется нагрузке юных спортсменов. Всем известно о влиянии двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Но для танцовщиков характерна гиперкинезия – чрезмерная двигательная активность. Характерная и основная причина этому – ранняя специализация детей в танце и высокая плотность физической нагрузки на тренировке [8,с.53].

Для гиперкинезии (также как и для гипокинезии) характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений состояния здоровья ребенка. Во время приёма учащихся в балетную школу часто приходится сталкиваться с таким распространённым явлением среди детей, как нарушение осанки.

 В таком  случае сами занятия хореографией  являются важным корригирующим  фактором телосложения. В то же  время специфическая нагрузка  во время тренировок также  может привести к нарушениям  осанки.

В результате напряженных  нагрузок в организме происходит ряд закономерных изменений: уменьшение его энергетических, ферментных и  пластических ресурсов, изменение химизма  крови, накопление продуктов распада  и т. д. Все это ведет к изменению  общего состояния занимающихся, появлению  чувства усталости, падению работоспособности. Например, тазобедренный сустав юного  танцовщика имеет гораздо более  высокую амплитуду движений, чем  у других людей и значительную выворотность ног. Выворотность — основное условие исполнения танца, вырабатывается упорным трудом с юных лет. Большая выворотность ног достигается благодаря наличию врожденной неглубокой вертлужной впадины, хорошей супинации бедра и голени в коленном суставе, расслаблению пронаторов бедра. Сильный наклон таза ведет к появлению поясничного лордоза, в результате возникает быстрое утомление мышц и патологические изменения. Наклон таза кзади делает спину плоской [5,с.23-37].

Большая подвижность  позвоночного столба способствует созданию апломба – устойчивости в большом разнообразии поз и движений танца. У большинства юных танцовщиков наблюдается сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Спина ровная, с красивыми прямыми линиями. Однако, такая осанка может привести и к нежелательным последствиям.

Стопа – наиболее вариабельный отдел скелета, здесь  могут встречаться и сверхкомплектные кости. От постоянных чрезмерных нагрузок могут возникнуть перестроечные  процессы костей, которые ошибочно принимают за травматические переломы. Это патологические переломы на почве перестроечных процессов – результат нарушения функционального состояния стопы и усиленного бессистемного напряжения во время исполнения хореографических элементов. Нередко отмечается «рабочая гипертрофия» компактного вещества 2 и 3 плюсневых костей как результат реакции костей на не физиологичную, профессиональную нагрузку. Основная нагрузка при исполнении танцев ложится на 1, 2 и 3 плюсневые кости, компактное вещество при этом достигает 14-15 мм, уменьшается костномозговая полость. 2 и 3 плюсневые кости приобретают веретеновидную форму. Это явление обратимо при снижении нагрузки. Уже в юном возрасте у хореографов отмечается распластанность переднего отдела стопы – поперечное плоскостопие: расхождение крайних плюсневых костей и расширение переднего отдела стопы – наружная деформация большого пальца. Поперечное плоскостопие отмечается у 82,1 % исполнителей классического танца [10,с.45].

Таким образом, двигательная активность является важнейшим  компонентом образа жизни и поведения  школьников, занимающихся танцем, она  определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического  воспитания, тренировки, а также  и индивидуально-типологическими  особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными  особенностями и возможностями  школьников.

Уровень суточной двигательной активности, способствующей нормальному росту, физическому  развитию и сохранению и укреплению здоровья, считается нормой и применяется  в качестве основного критерия для  оптимизации организации танцевальной деятельности школьников разных возрастно-половых  групп.

Особое внимание необходимо уделять к соблюдению гигиенических факторов организации занятий танцем. К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, занимающихся танцем, относятся:

– благоприятные гигиенические факторы (рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окружающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи, ранняя диагностика и своевременная коррекция различных нарушений физического развития и здоровья);

– неблагоприятные гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе, в студии и дома; нарушение режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе, отсутствие должного медицинского контроля за состоянием здоровья занимающихся танцем детей) [4,с. 152].

Сочетание неблагоприятных  социальных, биологических и гигиенических  факторов, формирующих привычную  двигательную активность школьников, приводит к формированию у них  очень низкого ее уровня и, как  следствие, к увеличению риска различных  нарушений морфологического и функционального  развития, возникновению различных  хронических заболеваний.

«Двигательная активность принадлежит к числу  основных факторов, определяющих уровень  обменных процессов организма и  состояние его костной, мышечной и сердечнососудистой систем», –  писал академик В.В. Парин в 1969 году [8,с.67]. Оздоровительный и профилактический и коррекционный эффект физических упражнений неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Современные учения показали, что существует тесная взаимосвязь между деятельностью двигательного аппарата, скелетных мышц и физическим развитием ребенка. Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним уровнем физического развития (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75%. Напротив, хорошо тренированные люди с высоким уровнем физического развития по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или превышает их [16,с. 59].

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Приведем их определения из спортивной литературы.

Для тестирования физических качеств детей используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Быстрота — это способность выполнять двигательные действия и минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается, в первую очередь, силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата  [16,с.67].

Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия и соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений в окружающей обстановке [15,с.77].

Выносливость — это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Гибкость – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Полученные при  тестировании данные нужно сравнить со стандартами оценки физического  развития.

Вопрос о периодизации развития неразрывно связан с выбором  информативных критериев, которые  должны быть положены в ее основу. Это  возвращает нас к представлению  о возрастной норме. Можно полностью  согласиться с высказыванием  П.Н. Василевского о том, что «оптимальные режимы деятельности функциональных систем организма являются не среднестатистическими величинами, а непрерывными динамическими процессами, протекающими во времени в сложной сети коадаптированных регуляторных механизмов» [2,с.152]. Есть все основания считать, что наиболее информативными критериями возрастных преобразований могут служить те показатели, которые характеризуют состояние физиологических систем в условиях деятельности, максимально приближающейся к той, с которой объект исследования — ребенок — сталкивается в своей повседневной жизни, т.е. показатели, отражающие реальную приспособляемость к условиям окружающей среды и адекватность реагирования на внешние воздействия.

Основываясь на концепции системной организации  адаптивных реакций, можно полагать, что в качестве таких показателей  должны быть, прежде всего, рассмотрены те, которые отражают не столько зрелость отдельных структур, сколько возможность и специфику их взаимодействия. Это относится как к параметрам, характеризующим возрастные особенности каждой физиологической системы в отдельности, так и к показателям целостного функционирования организма. Все вышеизложенное требует комплексного подхода к анализу возрастных преобразований на внутрисистемном и межсистемном уровнях.

Не менее важным при разработке проблем возрастной периодизации является вопрос о границах функционально различных этапов. Иными словами, физиологически обоснованная периодизация должна опираться на выделении  этапов «актуального» физиологического возраста.

Выделение функционально  различных этапов развития возможно только при наличии данных об особенностях адаптивного функционирования различных  физиологических систем в пределах каждого года жизни ребенка. Многолетние  исследования, проведенные в Институте  возрастной физиологии РАО с учетом высказанных позиций, позволили выявить качественные перестройки в деятельности физиологических систем внутри периодов, рассматриваемых по существующим периодизациям, как социальным, так и биологическим, качественные перестройки в деятельности физиологических систем. Несмотря на гетерохронию развития органов, и систем, внутри периодов, рассматриваемых как единые, выявлены узловые моменты, характеризующиеся существенными морфофункциональными преобразованиями, приводящими к качественным адаптивным перестройкам организма. В дошкольном возрасте это возраст от 3—4 к 5—6 годам, в младшем школьном — от 7—8 к 9—10 годам. В подростковом возрасте качественные изменения деятельности физиологических систем приурочены не к определенному паспортному возрасту, а к степени биологической зрелости (определенным стадиям полового созревания — 2—3 стадиям) [2,с.51].

Из этих данных видно, что в младшем школьном возрасте имеются большие возможности  для коррекции развития детей, оптимизации  двигательного режима, приобщения к  здоровому образу жизни.

Исходя из природной  любознательности этого возраста, наличию  хороших учебных качеств таких как интерес, мотивация, активное развитие самосознания, можно сделать вывод о том, что в этом возрасте взрослые должны в полной мере способствовать всемерному гармоничному физическому развитию, в частности использования занятий хореографией.

       1.2. Возрастные особенности младших школьников.

Начало обучения в школе ведет к коренному  изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально  значимые обязанности, выполнение которых  получает общественную оценку. Вся  система жизненных отношений  ребенка, перестраивается и во многом определяется тем, справляется с  новыми требованиями [8,с.185].

В энциклопедическом  словаре дано определение гармонии как соразмерности частей, слияния  различных компонентов объекта  в единое органичное целое. Под гармонизацией  мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при  котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого. Следовательно, школа должна создать такие условия  обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая  возможность диспропорции между  интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным  развитием личности.

Информация о работе Физическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами хореографии