Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:51, реферат
Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека - средству гармонизации воспитания личности.
Заключительная часть урока продолжительностью 3-5 минут, предназначена для постепенной нормализации двигательной активности учащихся и восстановления дыхания [12с.37-41].
Одежда для занятий не должна стеснять движений, должна хорошо пропускать воздух, поэтому лучше, чтобы она была из натуральных тканей. Обычно это облегающее тело трико, купальник – для девочек и плавки и майка для мальчиков. На ногах носки или мягкие туфли. Для занятий на полу используют детское одеяло или коврик.
Педагогический процесс должен преследовать две важнейшие цели: во-первых, учащиеся должны освоить как можно больший программный материал и, во-вторых, освоить его хорошо.
К средствам хореографии относятся – элементы классического, народного, бального танцев, вращения, трюковые элементы. Экзерсис у станка предназначен для подготовки опорно-двигательного аппарата для исполнения сложных элементов на середине зала. Упражнения для первого урока должны быть простыми, но включать в себя определённую трудность для исполнителя. Доступная выполнимость упражнения - залог успеха первых уроков. Если же учащиеся быстро и правильно выполняют учебное задание, то в следующих уроках можно предложить более сложное по технике исполнения (изменение темпа, амплитуды движений), благодаря этому педагог может держать учащихся в состоянии мобилизационной активности. Если такое состояние будет сохраняться в течение каждого урока, то у учащихся формируется психологическая ориентация на продуктивную работу [4,с.64].
Лёгкие упражнения расхолаживают интерес учащихся к занятиям, что в результате скажется на качестве последующей подготовки. Излишне сложные упражнения способны подорвать веру исполнителя в свои возможности. В этом случае степень активности учащихся на уроках также будет снижаться.
В работе с детьми разных возрастных групп, равно как и при подборе упражнений, эти особенности необходимо учитывать.
Так для детей
6-8 лет достаточно эффективны простые
общеразвивающие упражнения. Необходимо
максимально разнообразить
Для детей 9-10 лет применяют те же упражнения, но в усложнённом варианте, с добавлением национальных элементов. Для детей и подростков от 11 до 14 лет нужно предполагать упражнения на координацию с постепенно возрастающей сложностью, используя трюковые и акробатические элементы [4,с.94].
Активная гибкость – проявление собственных мышечных усилий. Пассивная гибкость – при участии партнёра, использовании тяжести и т.д. Наиболее оптимальные условия для развития гибкости приходятся на подростковый возраст (10-16 лет). У девочек и девушек подвижность в суставах больше, чем у мальчиков и юношей. Разрыв в развитии гибкости мальчиков от девочек по ряду показателей может составлять примерно 20-30%.
Гибкость проявляется в эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок; или мышц, с помощью которых выполняются упражнения; формы суставов, степени соответствия и размеры соединяющихся суставных концов костей и т.д. Растягивание, разогрев мышц повышает их эластичность. При утомлении мышц их сила и эластичность снижается. Гибкость следует развивать, обеспечивая выполнение необходимых движений, но лишь до разумных пределов.
Наиболее эффективным способом развития гибкости является выполнение упражнений сериями (по несколько повторений в каждой). Для плечевых и тазобедренных суставов можно использовать подходы от 10 до 20 повторений (в 7-8 лет) и от 20 до 40 (в 13-17 лет). Пассивные и статистические упражнения увеличивают массу мышц и укрепляют связочный аппарат [1,с.64].
Общая физическая подготовка учащихся хореографических классов способствует овладению разнообразными двигательными умениями и навыками.
Процесс восприятия учащимися хореографических классов программного материала, связанного с формированием двигательных навыков, условно можно разделить на три этапа:
Разучивание упражнений обеспечивается комплексом методом и приёмов техники исполнения упражнений, ощущения движений, фиксации положений и др.
Для достижения результативности исполнения движений, от учащихся требуется большее число повторений. Исправление ошибок и неточностей должно быть последовательным. Необходимо следить за тем, чтобы приобретаемые навыки не превращались в динамические стереотипы. Это важно ещё и потому, что с возрастом, в соответствии и с изменениями размеров тела, изменяется и техника движений. Сгибание и разгибание конечностей, амплитуда движений, частота повторений, должны воздействовать на те или иные группы мышц. По мере освоения комплекса, отдельные упражнения могут выполняться с нарастающей интенсивностью и с большим количеством повторений. Каждое упражнение следует выполнять под музыку [11,с.66].
В последние годы актуальным средством коррекции является музыкотерапия.
Огромная сила
воздействия музыки на человека всегда
поражала величайших мыслителей мира,
поэтов, художников, писателей и
композиторов. Влияние музыки испытывается
и оценивается в той или
иной мере каждым из нас в виде стимулирующего,
раздражающего или
Возможность выразить
свои чувства в движении, внимательно
слушая музыку, в огромной степени
влияет на способность ребёнка
Педагог-хореограф должен приучить детей перед выполнением движения под музыку правильно занять исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за правильной осанкой. Главным правилом выступает – свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения [3,с.142].
В процессе слушания музыки дети узнают, какие чувства передаёт музыка, о чём и как она рассказывает. Большое значение в музыкальном воспитании уделяется упражнениям. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляет навыки общения с различными предметами.
С первых уроков нужно стремиться к созданию психологически благоприятной обстановки. Музыка способна создать настроение, активизировать движение, содействовать развитию двигательных навыков.
Занятия хореографией содействуют гармоничному физическому развитию людей, особенно подростков: легкой и красивой становится походка, изящнее фигура, осанка, появляются и развиваются выносливость и координация движений, подвижность, работоспособность.
Значение танца чаще всего ограничивается видом искусства в формах художественной самодеятельности и профессионального театра. Написаны различные методические рекомендации для педагогов и руководителей хореографических коллективов по преподаванию классического, народно-сценического, бального танца, а также по эстетическому воспитанию детей средствами зрелищного танца. Методические разработки по детскому хореографическому творчеству, как правило, рассчитаны на профессионалов хореографов, имеющих специальное образование.
Сегодня важно определить роль, место и значение хореографии в физической культуре и признать, что эстетические параметры танца являются важнейшими, но не единственными характеристиками. Задачи физического, творческого и эстетического воспитания детей младшего школьного возраста заставляют пересмотреть разновидности и многообразие типов танца в социальном контексте развития личности. При таком подходе мы остановимся на многофункциональности танца как важного феномена, который в силу недостаточной исследованности ограниченно и пассивно используется в системе воспитания, образования и в процессе физического обучения [18].
1. Барышникова Т. Основы хореографии. / Т.Барышникова – Москва,
2001. – 272 с.
2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития
ребенка). / М.М.Безруких – Москва: ИЦ «Академия», 2002. – С. 393-398.
3.Безуглая Г.А. Координация
музыкального и
в процессе осуществления музыкального сопровождения урока
классического танца / Г.А. Безуглая – Вестник академии русского балета
имени А.Я. Вагановой. – №7, 1999. – с. 142-151.
4.Вайнбаум Я.С., Коваль
В.И., Родионова Т.А. Гигиена
воспитания и спорта. – М.: «Академия», 2002
ВЛАДОС, 1999.
с .175-186.
СпортАкадемПресс, 2001. –444 с.
Иваницкая – Москва: Медицина, 1987. – с. 27-29.
спортивной морфологии./ М.Ф. Иваницкий – Москва, 1985.
10. Котельникова
Е.Г. Биомеханика
Е.Г. Котельникова – Ленинград, 1986.
11. Сухарев А.Г. Двигательная
активность и здоровье
поколения./ А.Г. Сухарев – Москва: Медицина, 1996.
12.
Тарасова, Н.Б. Теория и методика
преподавания народно-
танца: учеб. пособие / Н.Б. Тарасова. – СПб.: ИГПУ, 1996.
13.
Фомин Н.А. Физиологические
Н.А.Фомин – Москва, 1981. – с. 44-45.
14. Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия./ К.Хендрикс – Москва,
2004. – с. 64-69.
15. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – Москва, 2001. – с. 175-178.
16.
http://komkur. info/kultura-i-dosug/za-
17. http://www.fizkult-ura.ru/
18. http://tsk-maksimum.at.ua/
Информация о работе Физическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами хореографии