Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:38, реферат
Физические (телесные) наказания – это использование физической силы с намерением воздействовать на ребенка, чтобы он почувствовал боль, но без нанесения серьезного ущерба (ран, увечий, ожогов и прочее), с целью исправления или контроля его поведение. Так что физическое наказание – это и легкие шлепки по рукам и ягодицам, и увесистые подзатыльники, и порка. Здесь важным является и как сам причиненный вред, так и намерение причинить вред. Иными словами, целью такого «воспитательного» воздействия является не только вызов болезненных ощущений, которые и делают это наказание действенным, но и стремление родителя причинить боль. Эти два момента позволяют дифференцировать наказание от многих других действий родителей, которые могут причинять боль ребенку непреднамеренно (например, хватание падающего малыша, обрабатывание ссадины йодом и прочее).
Исторически сложилось так, что многие культуры не только терпимо относились к суровому физическому обращению с детьми, но и поощряли его. В настоящее время это кажется шокирующим и чрезмерно жестоким. Физические наказания, даже не в столь далекие времена, применялись достаточно часто и широко: и для поддержания дисциплины, и как средство повышения усердия в учебе, и для изгнания злых духов или для умиротворения богов. Традиционно дети считались собственностью родителей, и родители имели право обращаться с ними так, как посчитают нужным.
Физические (телесные) наказания – это использование физической силы с намерением воздействовать на ребенка, чтобы он почувствовал боль, но без нанесения серьезного ущерба (ран, увечий, ожогов и прочее), с целью исправления или контроля его поведение. Так что физическое наказание – это и легкие шлепки по рукам и ягодицам, и увесистые подзатыльники, и порка. Здесь важным является и как сам причиненный вред, так и намерение причинить вред. Иными словами, целью такого «воспитательного» воздействия является не только вызов болезненных ощущений, которые и делают это наказание действенным, но и стремление родителя причинить боль. Эти два момента позволяют дифференцировать наказание от многих других действий родителей, которые могут причинять боль ребенку непреднамеренно (например, хватание падающего малыша, обрабатывание ссадины йодом и прочее).
Типы наказания
Физические наказания можно разделить на общих четыре категории: «порка/битье» (шлепание и удары по разным частям тела); «физическое сдерживание» (удержание, ограничения, подталкивание); «наказание для примера» (используется для демонстрации ребенку последствий его действий: щипание, дергание за волосы, кусание); «физическое принуждение» (включает насильственное мытье, кормление, одевание).
Обзор многочисленных исследований показывает: большинство детей во многих странах мира подвергается физическим наказаниям. Вместе с тем, частота наказаний зависит от возраста детей. В частности, установлено, что чаще всего физическим наказаниям подвергаются дети в возрасте от 1 года до 4 лет (по некоторым данным в 80-90% случаев дисциплинирования ребенка), в дальнейшем частота такого рода воздействий постепенно снижается, достигая к подростковому возрасту 25-30%. Однако часто данные об использовании физических наказаний в семье получены лишь от одного из наказывающих родителей, поэтому к ним нужно относиться достаточно критически, так как ребенок может подвергаться физическим наказаниям и со стороны другого родителя.
Использование физических наказаний – одна из многих форм родительского поведения, которая часто передается от одного поколения к другому («эстафета насилия»). Основной причиной использования родителями физических наказаний по отношению к собственным детям является то, что в детстве они сами подвергались такого рода насилию. При этом частота и основательность, с которой родители бьют своих детей, тесно связана с некоторыми характеристиками семьи и особенностями взаимоотношений в ней: в большей мере с такими, как стабильность брака и психическое здоровье родителей и в меньшей – с демографическими индикаторами и социально-экономическим статусом семьи.
Как отмечают многие родители, иногда, чтобы дисциплинировать ребенка, «хорошая взбучка» просто необходима. Часть уверена, что лучший способ пресечения детской агрессии – это отшлепать его, то есть проявить контрагрессию. Некоторые родители считают, что битье детей является не только наиболее радикальным способом изменения поведения ребенка, а также может служить для того, чтобы уменьшить родительский стресс и обрести контроль над поведением ребенка. Большинство родителей отмечают, что бьют детей в состоянии крайнего раздражения и озлобленности, но вместе с тем предпочли бы альтернативную модель поведения.
Часто в семье возникает ситуация «кругооборота насилия»: плохое поведение детей провоцирует родителей на применение физических наказаний, а битье детей «заставляет», в свою очередь, их протестовать и вести себя плохо. Таким образом, с одной стороны, ребенок, который проявляет агрессию, должен быть наказан, с другой – использование родителями физических наказаний приводит к повышению агрессивности у детей. Порочный причинно-следственный круг: абсолютно не понятно, кто из участников этого процесса является его первоисточником.
Многочисленные исследования показывают, что дети, которые подвергаются физическим наказаниям, имеют большее количество эмоциональных и поведенческих проблем, особенно связанных с агрессией, депрессией и насилием по отношению к окружающим.
Агрессия и асоциальное поведение
Были обнаружены корреляционные связи между физическими наказаниями и проявлениями агрессии вне зависимости от возраста детей. Например, в результате обследования годовалых детей было обнаружено, что тех, кого часто шлепали их матери, на 58 % чаще не выполняли требования матерей, чем дети, чьи родители редко или никогда физически не наказывали. Обследование детей младшего школьного возраста показало, что те школьники, по отношению к которым дома использовались физические наказания, были вдвое более агрессивными, чем другие дети. Изучив поведение детей различных возрастов, М. А. Строос выявил, что дети, которые подвергались физическим наказаниям, в 4 раза чаще проявляли агрессию по отношению к сиблингам, чем дети, которых не наказывали. Кроме того, как отметили родители в своих самоотчетах, те из них, кто в детстве имел опыт физических наказаний, в 3 раза чаще проявляли физическую агрессию по отношению к собственному супругу.
Вместе с тем, в большинстве исследований вывод о взаимосвязи физических наказаний и агрессии делается на основе результатов корреляционного анализа, который не позволяет однозначно утверждать, что причиной эмоциональных и поведенческих проблем ребенка являются физические наказания. Немногочисленные лонгитюдные исследования не всегда подтверждают усиление детской агрессивности с возрастом или смешивают физические наказания (шлепки, тычки, подзатыльники) с другими более суровыми дисциплинарными воздействиями.
М. Строос с коллегами предпринял масштабное исследование взаимосвязи между телесными наказаниями и асоциальным поведением. В ходе этого исследования было проведено интервью с 807 матерями детей в возрасте от 6 до 9 лет. В качестве гипотезы выдвигалось предположение, что, когда родители используют телесное наказание в надежде предотвратить асоциальные действия ребенка, на самом деле создают предпосылки для асоциального поведения в будущем. В ходе исследования фиксировались уровень асоциального поведения в начале диагностики, социально-экономический статус семьи, пол ребенка, а также способы обеспечения эмоциональной поддержки и познавательного стимулирования дома.
Было установлено, что независимо от того, обеспечивают ли родители удовлетворительную социальную среду в других отношениях, использование ими физических наказаний имеет тенденцию увеличивать риск появления асоциального поведения. Более того, тенденция применения физических наказаний связана с увеличением уровня асоциального поведения независимо от степени обеспечения родителями когнитивного стимулирования и эмоциональной поддержки и независимо от социально-экономического статуса семьи и пола ребенка. Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод – когда родители используют телесные наказания, чтобы уменьшить асоциальные проявления у своих детей, через некоторое время они получают совершенно противоположный результат: чем чаще матерями используются физические наказания, тем больше вероятность появления асоциального поведения в будущем. И, наоборот, если родители заменяют телесные наказания ненасильственными способами дисциплинирования, то это уменьшает риск возникновения асоциального поведения.
Социальные навыки
Сравнение социального поведения и статуса детей, подвергающихся физическому насилию, и их одноклассников (возраста 8-12 лет) показало, что первые имели более низкий социометрический статус среди сверстников и меньше выбирались одноклассниками в качестве друзей. Вместе с тем, они же оценивались сверстниками как более агрессивные и менее склонные к сотрудничеству, а родителями и преподавателями – как более тревожные. Сходные данные были получены и на детях в возрасте 3-6 лет.
П. Трикетт, сравнив семьи, имеющие детей в возрасте 4-11 лет, с использованием физических наказаний и без, обнаружил, что там, где родители применяли силовые методы воздействия, дети имели более низкую познавательную зрелость, слаборазвитые способности разрешения межличностных проблем и низкую социальную компетентность.
П. Курц и его коллеги сравнили группы детей, по отношению к которым использовались физические наказания с ненадлежащим уходом, и контрольную группы (возраста 8-16) и установили, что дети, подвергающиеся физическому насилию, имели низкую успеваемость, трудности социальной адаптации и эмоциональные проблемы в школе.
Личностные проблемы
Было обнаружено, что дети, подвергающиеся физическим наказаниям, имеют более выраженные дисфорические (депрессивно-враждебные) характеристики, более высокую интернальность, низкую самооценку и более пессимистичны в оценках собственного будущего.
Небезынтересны результаты изучения самооценки детей 4-14 лет, которые подверглись серьезному физическому насилию со стороны родителей. Используя структурированные интервью и шкалу самооценки, психологи выявили, что дети, подвергающиеся телесным наказаниям, имели значительно меньшее количество друзей, были менее честолюбивы и имели более низкую самооценку. Однако эти исследования не учитывали социально-экономический статус этих детей. По этому поводу М. Раттер указывал, что, так как социальные фрустрации идут рука об руку с проблемами воспитания, трудно установить, являются ли эти характеристики результатом использования физических наказаний или они относятся к более широкому контексту условий окружающей среды.
Проблемы психического здоровья
Вызывают интерес данные, которые были получены в результате изучения признаков психического дистресса у нормальных подростков, которые сообщили о применении их родителями физических наказаний. У этих подростков были выявлены более высокий уровень проявления психиатрических симптомов (показатели соматизации, обсессивности, межличностной сезитивности, депрессивности, тревожности, враждебности, фобической тревоги, параноидальных идей и психотичности) и низкий уровень проявления благополучия (волнение по поводу здоровья, энергетический уровень, интерес и удовлетворенность жизнью, эмоционально-поведенческий контроль, способность справиться с тревогой и другое). Полученные данные подтвердили гипотезу о тесной корреляционной связи между физическим наказанием и психическим дистрессом у подростков, а также зависимости этих последствий от образования и местожительства семьи и отношений ребенка с родителями.
Достаточно часто физические наказания смешивают с другими родительскими методами и стилями воспитания. Например, некоторые психологи квалифицируют родительское отвержение и недостаток эмоциональности как проявление явной агрессии родителя против ребенка. Возможно, именно поэтому Р. Саймонс и другие не обнаружили связи физических наказаний с подростковой агрессивностью, делинквентностью и психологическим благополучием после контрольного измерения родительского окружения. Именно поэтому необходимо рассматривать физические наказания в контексте родительско-детских отношений и учитывать влияние эффектов от других родительских стилей воспитания ребенка.
Кроме того, некоторые считают, что негативное влияние физических наказаний может амортизироваться, например, эмоциональной теплотой и когнитивной стимуляцией ребенка.Однако, как уже отмечалось выше, предположение, что дети родителей, которые обеспечивают эмоциональную теплоту и когнитивную стимуляцию, не страдают от негативного влияния физических наказаний – не нашло подтверждения.
Существуют данные, что поскольку мальчики демонстрируют более высокий уровень нарушений поведения (прогулы школьных занятий, деструктивность, вербальная и физическая агрессия), чем девочки, то родители, более часто используют в отношении их физические наказания. Кроме того, исследования свидетельствуют, что использование физических наказаний связано с социоэкономическим статусом семьи. Противоречивые данные существуют и в отношении возраста детей, на которых оказывают влияние физические наказания – до сих пор такой критический возраст точно не определен.
Структура семьи
Существуют многочисленные данные, что частота и сила физических наказаний связана с композиционными особенностями семьи. В частности, утверждается, что степень использования физических наказаний будет различной в полных и неполных семьях.
Некоторые авторы полагают, что одинокие матери будут применять физические наказания более часто и сильнее. Такое мнение складывается в результате предположения, что родители-одиночки являются в семье обычно единственным лицом, на которое ложится ответственность за контроль над поведением детей. Эта повышенная («удвоенная») ответственность выступает как своего рода компенсация вследствие отсутствия второго родителя, контролирующего дисциплину детей в семье. Кроме того, различного рода социальные неудобства, сопровождающие жизнь в неполной семье, особенно, бедность, низкий уровень образования и интеллектуального развития родителя, могут вызывать стресс и ухудшать родительско-детские отношения настолько, что приведут к более частому использованию физических наказаний, а в последующем, возможно, и физического насилия.
Другим фактором, который провоцирует использование физических наказаний в отношении детей, являются межличностные разногласия. Считалось, что одинокая (никогда не бывшая замужем) мать будет меньше использовать физические наказания против детей, чем замужняя. В свою очередь, ожидалось, что разведенные или разводящиеся матери могут проявлять больше физической агрессии, так как высокий уровень разногласий и межличностной напряженности может сохраняться и после сепарации. Однако исследования показали, что матери-одиночки используют не больше насилия в отношении собственных детей, чем замужние матери. Вместе с тем, степень использования «очень сурового» насилия одинокими матерями была на 71 % выше, чем замужними.
В исследованиях Г. Нобиса и М. Смит, основанного на самоотчетах матерей, не было установлено различий в частоте и силе физических наказаний между одинокими и замужними матерями. Однако такие различия были обнаружены при изучении самоотчетов отцов, которые отметили, что дети из полных семей подвергаются физическим наказаниям значительно чаще и сильнее, чем дети, воспитывающиеся одним родителем.