Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:38, реферат
Физические (телесные) наказания – это использование физической силы с намерением воздействовать на ребенка, чтобы он почувствовал боль, но без нанесения серьезного ущерба (ран, увечий, ожогов и прочее), с целью исправления или контроля его поведение. Так что физическое наказание – это и легкие шлепки по рукам и ягодицам, и увесистые подзатыльники, и порка. Здесь важным является и как сам причиненный вред, так и намерение причинить вред. Иными словами, целью такого «воспитательного» воздействия является не только вызов болезненных ощущений, которые и делают это наказание действенным, но и стремление родителя причинить боль. Эти два момента позволяют дифференцировать наказание от многих других действий родителей, которые могут причинять боль ребенку непреднамеренно (например, хватание падающего малыша, обрабатывание ссадины йодом и прочее).
Кроме того, было установлено, что «бедственное» положение одиноких матерей, не совсем однозначно определяет использование ими физических наказаний. Так, в частности, несмотря на низкий экономический статус, одинокие матери не были более агрессивны в отношении собственных детей, чем замужние. Наоборот, отмечается тенденция к использованию физическим наказаниям у одиноких матерей, имеющих более высокий доход. Помимо всего, замужние матери с нарушениями психического здоровья, чаще и суровее наказывают своих детей чем, одинокие. Например, только 6 % одиноких матерей с низким психическим статусом используют суровые наказания собственных детей.
Эти данные несколько не согласуются, а в некотором смысле противоречат данным других исследований. Однако эти противоречия устраняются, если учесть, что в полных семьях наказывать ребенка может не только мать, но и отец. Другой причиной таких результатов могло стать то, что матери-одиночки с низким экономическим статусом имеют более благоприятные межличностные отношения со своими детьми, чем такая же категория замужних женщин, что и делает их менее наказывающими. Возможно, одинокие матери и их дети взаимодействуют более гармонично в неблагоприятных условиях существования семьи.
Сложнее объяснить факт более позитивного отношения к детям у одиноких матерей с низким психическим статусом. Возможно, можно провести параллель с матерями, испытывающими финансовые трудности: в неблагоприятной семейной обстановке матери с низким психическим статусом больше удовлетворены жизнью, чаще проявляют к детям нежные чувства, меньше критикуют их. Другое объяснение состоит в том, что наличие отца в семье может создавать дополнительные проблемы матерям, делая их более депрессивными и тревожными. Таким образом, супруги в семье могут выступать друг для друга дополнительным стрессогенным фактором, что усиливает их разногласия и повышает вероятность использования насилия и между супругами, и между родителями и детьми. Разногласия в супружеских отношениях часто рассматривается как самостоятельный стрессовый фактор, провоцирующий насилие над детьми. Согласно этой модели, напряжение каждого из супругов усиливается другим, и ребенок может превратиться в «козла отпущения». Возможно, это как-то объясняет взаимосвязь между нарушениями психического здоровья в полных семьях и использованием физических наказаний. Исследования показывают, что в полных семьях насилие используется гораздо чаще, чем в неполных, и что присутствие в семье неблагополучного партнера гораздо хуже, чем его полное отсутствие.
Таким образом, исследования, проведенные Г. Нобисом и М. Смит, показали, что одинокие матери не компенсируют в семье отсутствие наказывающего отца. Напротив, они реже используют физические наказания, чем замужние матери, и проявляют большую мягкость в отношениях со своими детьми. Это позволяет сделать заключение, что дети матерей-одиночек не составляют группу риска и имеют даже более низкие шансы подвергнуться насилию. Кроме того, нерегулярность использования матерями-одиночками суровых физических наказаний вообще ставит под сомнение роль таких факторов, как низкий экономический и психический статус в провокации насильственного поведения родителей в отношении детей. Создается впечатление, что матери проявляют тенденцию к наказанию детей только при наличии отца в семье. Если это так, то неполную семью можно рассматривать как защитный фактор, предотвращающий наказания и насилие в случае неблагоприятного положения семьи. Еще более важно, что структура семьи, являющаяся источником психосоциального и экономического стресса, определяет степень угрозы использования наказания, но не простое количество родителей в семье.
Обобщение многочисленных исследований позволило разработать интегративную модель для объяснения использования физических наказаний, включающую целый ряд факторов.
Культурный статус, семейные традиции и телесные наказания
Методы воспитания ребенка, вообще, и использование физических наказаний, в частности, в значительной степени зависит от приобретенного родителями культурного капитала, а именно культурных норм и ценностей. В этом смысле культурный опыт родителей во многих случаях является основным ресурсом в воспитании детей. Поскольку родители в качестве доминирующих культурных ценностей могут усваивают те, которые одобряют использование физической силы и телесных наказаний, насилие над детьми становится приемлемым и культурно оправданным. Это согласуется с идеями, сформулированными М. А. Строосом, как теория культурного распада. Основная мысль автора состоит в том, что насилие в одной сфере жизни имеет тенденцию порождать насилие в других сферах и что этот процесс переноса нарушает границы между законным и криминальным применением силы. Поэтому чем больше в обществе существует легитимных возможностей использования силы, тем сильнее будет проявляться тенденция использования родителями насилия в отношении детей для достижения воспитательных целей.
Поэтому, пока существуют указанные тенденции, культурный опыт, вероятно, будет передаваться из поколения в поколение. В частности, опираясь на социологическую теорию ритуалов, Р. Коллинз и С. Колтрейн полагают, что телесное наказание могут являться составной частью семейных ритуалов, обеспечивающих сплоченность семьи. Как они утверждают, ритуал – это тип взаимодействия, который создает условия и подкрепляет чувство социальной общности, членства, принадлежности к группе. Следовательно, физические наказания могут стать таким ритуалом в отношениях родителей и детей. В этом смысле Р. Коллинз и С. Колтрейн разделяют точку зрения других авторов, что дети, которые подвергались в семье физическим наказаниям, будут использовать те же методы дисциплинирования, когда станут родителями. Так они будут продолжать традиции семейной солидарности. Это доказывает, что физические наказания, интернализуясь, становятся тем процессом социализации, который базируется на культурном опыте, приобретенном родителями в детстве.
Еще одним специфическим типом культурного опыта родителей являются их вероисповедания и религиозные убеждения. В частности, была установлена сильная и положительная взаимосвязь между религиозными установками и использованием физических наказаний. Это объясняется тем, что многие христиане верят – те, кто нарушает религиозные заповеди, должен быть наказан. В этом случае они, с большей вероятностью, будут использовать силу и авторитарное дисциплинирование для достижения воспитательных целей. Например, такое поведение характерно для консервативных или фундаменталистских протестантских родителей.
Социальный статус и телесные наказания
Фактически основу социального статуса человека составляют такие три основные показателя, как уровень образования, престижность работы и уровень доходов. Как показывают социологические исследования, социальный статус родителей может оказывать влияние на используемые методы воспитания ребенка. В частности, в классическом исследовании Ю. Бронфенбреннер установил, что родители, имеющие более низкий социальный статус, чаще одобряют и используют телесные наказания при воспитании детей. Вводится даже понятие «авторитаризм рабочего класса», объясняемый недостатком знаний и навыков воспитания детей. Было также обнаружено, что родители, имеющие низкий социальный статус, в своих воспитательных установках ориентированы в большей мере на детское повиновение, чем на детскую автономию. Более поздние исследования подтверждают отрицательную корреляционную связь между уровнем социально-экономического статуса родителей и частотой использования телесных наказаний в отношении детей.
Уровень образования также является важнейшим фактором, определяющим использование телесных наказаний. Например, рядом исследований было показано, что лица с более низким образованием в среднем в два раза чаще одобряют физические наказания детей.
Еще одной составляющей социального статуса является – статус здоровья человека, особенно, его психического здоровья. Например, при разработке ситуативной модели было доказано, что статус психического здоровья родителей непосредственно связан с уровнем физического насилия в отношении детей. В этом отношении достаточно иллюстративны исследования Д. Дювалля и А. Бута, которые выявили, что низкий психический статус влияет на частоту использования матерями физических наказаний.
Коммуникативные сети и телесные наказания
Коммуникативная сеть человека включает все межличностные отношения с окружающими, особенно неформальную сеть общения и поддержки со стороны других людей или организаций.
Как часть более широкой социальной структуры, коммуникативные сети родителей могут быть ориентированы и связаны с поиском социальной поддержки в воспитании детей. Поскольку коммуникативная сеть родителей положительно связана с эффективностью родительского функционирования, она может определять особенности дисциплинирования и воспитания ребенка. То есть родители, которые имеют более разветвленную сеть возможностей получения поддержки, будет иметь большее количество времени и ресурсов для коммуникации с собственными детьми, снижая тем самым риск применения телесных наказаний. Это теоретическое суждение нашло эмпирическое подтверждение: было установлено, что матери, которые имели обедненную коммуникативную среду, в большей мере ориентированы на установление домашних правил и использование авторитарных наказаний.
Демографические переменные и телесные наказания
Как показывают исследования, количество детей в семье играют важную роль в динамике вероятности использования родителями физических наказаний. В частности, было установлено, что родители, имеющие большое количество детей, и в большей степени склонны использовать телесные наказания в воспитании. Другие исследования, проведенные Д. Дюваллем и А. Бутом, показали, что количество детей в семье положительно коррелировали с использованием физических наказаний со стороны матерей. Это объясняется тем, что распределение времени и ресурсов, связанное с большим количеством детей, вынуждало родителей быть более авторитарными, строгими и жесткими по отношению к детям. Также была выявлена тенденция родителей, имеющих значительное количество детей, более благосклонно относится к физическим наказаниям. Причем, особенно рельефно эти установки проявляются у родителей, имеющих четырех и более детей.
Эмпирическая исследования также свидетельствуют, что возраст родителей – важный индикатор использования родителями телесных наказаний. Поскольку молодые родители имеют малый опыт воспитания ребенка – они имеют более сильную тенденцию применять телесные наказание, чем родители старшего возраста.
Некоторые исследования демонстрируют, что наличие или отсутствие гендерного паритета в родительских ролях может оказывать влияние на использование телесных наказаний. Были основания полагать, поскольку большинство матерей «львиную долю» своего времени тратят на уход за ребенком, чего не скажешь об отцах, – следовательно, матери имеют больше возможностей и оснований быть более требовательными и склонными к наказаниям.
Однако, исследования показывают, что матери и отцы почти не отличаются по частоте использования физических наказаний в отношении своих детей. По сообщениям матерей и отцов, они примерно в равном соотношении использовали физические наказания еженедельно или даже более часто (Таблица 1). Исключением в этой общей тенденции было более частое использование отцами такого наказания, как «физическое сдерживание».
Таблица 1. Частота использования родителями физических наказаний (по G. Nobes, et al, 1999)
В отношении использования такого наказания, как «порка/битье», также не было обнаружено значимых различий между матерями и отцами. Вместе с тем в ситуации выбора наказания (то есть «бить или не бить») отцы чаще отдают предпочтение сдерживанию, а матери порке и битью. Полученные данные согласуются и с другими исследованиями, в частности, Г. Максвелл установил, что 24,4 % матерей и 15,6 % отцов шлепают своего ребенок еженедельно, более того матери вообще на 40 % больше используют физические наказания еженедельно и чаще, чем отцы. В целом, матери более склонны к использованию карательных мер в воспитании детей, чем отцы. Возможно, предпочтение отцами сдерживания объясняется тем, что отцы являются более сильными, чем матери, и, следовательно, лучше справляются с задачами воспитания. Кроме того, у отцов, вероятно, существует опасение, что, используя силу, они могут легко травмировать ребенка.
Исследования Г. Нобиса и другие не выявили существенных различий в степени суровости наказаний в отношении детей между матерями и отцами, хотя есть основания предполагать, что отцы наказывают детей более сурово. В частности, большее количество отцов, чем матерей, сообщило, что используют «ремень», и оценили используемые наказания как суровые. Также обнаружена тенденция более сурового наказания отцами сыновей, чем дочерей. Возможно, это связано с тем, что матери больше времени проводят вместе с детьми. Поэтому ограниченное время, которое отцы проводят с детьми, может побуждать их к более частому использованию физических наказаний. Однако в тех семьях, где забота о детях распределялась равномерно между родителями, дисциплинарные меры также распределялись равномерно.
Следует отметить, что исследования влияния расовых или этнических различий относительно использования телесных наказаний дают весьма противоречивые результаты и не позволяют сделать однозначных выводов.
Детское поведение и физические наказания
«Непослушное» поведение детей делает процесс воспитание трудным и затратным. Дети, которые ведут себя плохо, так или иначе сталкиваются с наказаниями.
Как уже отмечалось, дети, имеющие высокий уровень активности, непослушания, агрессивности и нарушения поведения, чаше других сталкиваются с использованием физических наказаний со стороны родителей. Это очевидно, так как названные характеристики детей ставят под вопрос эффективность родительского авторитета и воспитания в целом, а, следовательно, заставляют родителей применять аверсивные методы подкрепления в случаях нежелательного поведения.
Супружеское насилие и телесные наказания
Было установлено, что супружеское насилие напрямую связано с физическим насилием в отношении детей. Кросскультурные исследования Д. Левинсона показали, что использование физических наказаний как способа социализации детей связано с частотой насилия над женами в семье. Другими словами, супруги, отличающиеся насильственным отношением друг к другу, чаще будут использовать физические наказания и в отношении собственных детей.
Таким образом, физические наказания являются крайне неэффективным способом воздействия на ребенка. В первую очередь это связано с тем, что физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка. Более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям.
Во-вторых, у взрослых всегда существует множество других возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Когда взаимодействие оказывается неэффективным, прежде чем прибегать к насилию, необходимо задуматься, с чем это связано и в самом ли деле применение наказаний в таких обстоятельствах поможет.