Физическое развитие детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «детские церебральные параличи» и их проявления.
1. Исследовать основные формы проявления ДЦП у детей.
2. Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз ДЦП.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
1.1. Особенности физического развития детей младшего школьного
возраста с церебральными параличами …………………………………………6
Глава 2. Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста с ДЦП.
2.1. Эффективные средства и методы физического воспитания для профилактики и коррекции отклонений детей младшего школьного возраста с ДЦП…………………………………………………………..........…12
2.2. Показания и противопоказания использования средств физической культуры для уроков с детьми с ДЦП …………………………………………14
Заключение…………………………………………………………….………..20
Список использованной литературы ………………………………….……23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

 

Глава 1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста с детским церебральным  параличом.

 

    1. Особенности физического развития детей младшего школьного    

возраста с церебральными  параличами …………………………………………6

 

 Глава 2. Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста с ДЦП.

 

2.1. Эффективные средства и методы физического воспитания для профилактики и  коррекции отклонений детей младшего школьного возраста с ДЦП…………………………………………………………..........…12

 

2.2. Показания и противопоказания использования средств физической культуры для уроков с детьми с ДЦП …………………………………………14

 

Заключение…………………………………………………………….………..20

 

Список использованной литературы ………………………………….……23

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Врожденные заболевания, сопровождающиеся параличами, были известны еще во времена Гиппократа и Галена. Однако используемый в настоящее  время термин для обозначения  этого заболевания впервые появился в обиходе врачей лишь в первой половине XIX века.

 

     Детский церебральный паралич — это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. 

 

  Поэтому проблеме лечения детского церебрального паралича нужно уделять более пристальное внимание. К изучению этой патологии приковано внимание многих ученых не только у нас, но и за рубежом. Однако до настоящего времени мало изучена распространенность детского церебрального паралича.

 

   При изучении современного состояния данной проблемы можно заметить следующие противоречия: вопросы физической реабилитации  школьников с ДЦП рассмотрены недостаточно; формирование программ и выбор средств физической реабилитации происходит без соблюдения многих условий, в том числе энергоемкости физических упражнений; наблюдается рассогласование между «щадящим» режимом программ физической реабилитации инвалидов с детским церебральным параличом (ДЦП) и недостаточной двигательной активностью занимающихся в процессе физической реабилитации.

 

   Выявленные противоречия позволили сформировать проблему исследования: для повышения эффективности коррекции физического развития школьников с ДЦП, необходимо использовать эффективные технологии с учетом средств физической культуры, обеспечивающих значительную компенсацию дефицита двигательной активности.

 

   Итак, цель исследования - рассмотреть эффективные технологии в комплексной физической коррекции детей младшего  школьного возраста с детским церебральным параличом.

 

Объект исследования: коррекционная работа с детьми младшего  школьного возраста с ДЦП.

 

Предметом исследования являются технологии, используемые для коррекции детей младшего  школьного возраста с детским церебральным параличом.

 

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие  «детские церебральные параличи» и их  проявления.

  1. Исследовать основные формы проявления ДЦП у детей.
  2. Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз ДЦП.
  3. Изучить особенности физического развития детей младшего школьного возраста с церебральными параличами.
  4. Раскрыть основные средства и методы коррекции двигательных навыков у детей с ДЦП.
  5. Установить особенности коррекционной работы при детском церебральном параличе в младшем школьном возрасте.
  6. Проанализировать современные технологии, используемые для коррекции двигательных навыков детей с ДЦП.

 

В настоящее время  проблема ДЦП приобретает не только медицинскую, но и социально-психологическую  значимость, так как психомоторные  нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах такие дети не могут реализовать свои способности, не имеют возможности стать полноправными членами общества. Поэтому особо актуальной является проблема коррекции негативных проявлений детского церебрального паралича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста с детским  церебральным  параличом.

 

1.1. Особенности физического развития детей младшего школьного

возраста с  церебральными параличами.

      ДЦП (Детский Церебральный Паралич) – это заболевание центральной нервной системы, появляющееся из-за поражения головного мозга. ДЦП может быть вызван большинством факторов, нарушающих развитие мозга.

    ДЦП отличаются большим разнообразием клинических проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание.

      Стандартная российская классификация 1978 года все церебральные параличи в зависимости от тяжести и распространенности подразделяются на следующие формы: спастическую диплегию, двойную гемиплегию, параплегию, моноплегию, атонически-астатический синдром («вялая» форма детского церебрального паралича), гиперкинетическую форму.

     Спастическая диплегия (синдром Литтла) - наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Большинство детей с этой формой заболевания при своевременном комплексном лечении и психолого-педагогической работе осваивают ходьбу, у них развиваются речь, познавательные функции, многие из них способны к обучению по программе общеобразовательной школы. У некоторых детей наблюдаются односторонние двигательные нарушения — гемипарезы. При этом отмечается более тяжелое поражение одноименных руки и ноги. У многих детей наблюдается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных и речедвигательных расстройств.

Известно, что ходьба детей со спастической диплегией характеризуется тем, что они даже после длительно проводимых реабилитационных мероприятий не могут автоматически, как это делает здоровый ребенок, переносить вес тела с одной ноги на другую. Вес тела сосредоточивается в основном на внутренней стороне стопы.

Ребенку как  бы не хватает равновесия и наружной ротации стопы, поэтому при ходьбе он «падает» с одной ноги на другую. Для сохранения равновесия в вертикальном положении он использует движения рук, компенсаторные движения головы, верхней части туловища, что формирует своеобразный порочный вариант ходьбы. Этот пример демонстрирует сложный механизм формирования двигательного акта при церебральном параличе.

         Двойная гемиплегия (тетраплегия) - одна из наиболее тяжелых форм ДЦП, при которой двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и ногах, либо руки поражены сильнее чем ноги. Больные с трудом овладевают навыком сидения. Стояние и ходьба невозможны. Любая попытка движения приводит к содружественным реакциям, проявляющимся в нарастании мышечного тонуса и фиксации ребенка в патологической позе. В 35-45% случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха. У 90% детей отмечают снижение интеллекта. У 45-60% больных двойной гемиплегии сопутствуют судороги. Прогноз двигательных возможностей неблагоприятный - даже в тех редких случаях, когда больные овладевают навыками сидения, вставания и стояния, тяжелые отклонения в психическом развитии препятствуют их социальной адаптации и обучению. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность. 

           Атонически-астатическая форма (в раннем возрасте - гипотоническая форма) - при этой форме двигательные расстройства проявляются в неспособности больного удерживать вертикальную позу. Контроль головы, функции сидения, стояния и ходьбы практически не развиваются или формируются очень медленно. Позу сидя дети начинают удерживать только к полутора-двум годам, при этом она долго остается нестабильной, отмечаются качательные движения туловища. Захват предмета осуществляется с пронацией кисти. Развитие манипулятивной деятельности рук задерживается на длительное время из-за низкого уровня мотивации и боязни потерять равновесие. Стояние и ходьба начинают формироваться в возрасте 4-8 лет. Вначале ребенок может стоять только короткое время при поддержке взрослых или у стены. Если лишить ребенка поддержки, он падает под действием силы тяжести, при этом защитная реакция рук и компенсаторные движения туловища, направленные на сохранение равновесия, отсутствуют. Самостоятельно дети не ходят или начинают ходить после 7-9 лет. Походка неустойчивая, неритмичная. Голова и туловище совершают избыточные качательные движения. Дети часто падают. В реакциях равновесия руки практически не участвуют. Ходить на большие расстояния дети не могут, передвигаются в основном по квартире. В непривычной обстановке двигательные реакции подавляются. У 87—90% детей с атонически-астатической формой церебрального паралича отмечается выраженное снижение интеллекта, сочетающееся с негативизмом, малой эмоциональностью, агрессивностью. Характерно общее грубое недоразвитие речи. У 40—50 % больных наблюдаются судороги. Патология черепных нервов проявляется атрофией зрительных нервов, косоглазием, нистагмом. Прогноз в отношении двигательных возможностей и социальной адаптации неблагоприятный. 

      Гиперкинетическая форма. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. Произвольные движения дискоординированные, скачкообразные, размашистые. Гиперподвижность может быть причиной подвывихов тазобедренных, плечевых, челюстно-лицевых и других суставов. Стояние и ходьба формируются очень поздно и только в случаях, когда ноги поражены в меньшей степени, чем туловище и руки, а контроль головы и реакции равновесия достаточно развиты. Препятствовать стоянию и ходьбе могут сгибательные деформации в тазобедренных и коленных суставах, формирующиеся вследствие того, что большую часть времени больные проводят сидя. Перенос массы тела на внутренние поверхности стоп при стоянии приводит к их вальгусной деформации. При гиперкинетической форме церебрального паралича наряду с двигательными расстройствами в 30-45% случаев наблюдается снижение слуха, в 30-35% - парез взора вверх, в 60-70% -псевдобульбарные расстройства (слюнотечение, трудности жевания, глотания), в 10-15% - судороги. У большинства больных речь нарушена. В 60-73% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, в особенности тонкая моторика, в значительной степени нарушены. В ряде случаев это делает невозможным процесс обучения. При умеренных двигательных расстройствах дети могут научиться писать, рисовать. Больные с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения и адаптируются к определенной трудовой деятельности. 

          Гемиплегическая форма (спастическая гемиплегия, гемипарез) - характеризуется односторонним поражением конечностей. Рука обычно поражается больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Со временем формируется стойкая патологическая установка конечностей и туловища. Паретичные конечности атрофируются, отстают в развитии, особенно при тяжелых формах поражения, рука обычно в большей степени, чем нога. Двигательные нарушения сочетаются с патологией черепных нервов — одно- или двусторонней атрофией зрительного нерва, гемианопсией, сходящимся косоглазием, слабостью мышц лица. Расстройства чувствительности проявляются обычно астереогнозом и нарушениями дискриминационной чувствительности: болевая, температурная и тактильная чувствительность нарушены реже. Судорожные приступы отмечают у 30-40 % больных, патологию речи в виде псевдобульбарной или корковой дизартрии, дислалии — у 35-40%. Степень умственной отсталости, выявляемой примерно у 40 % больных, вариабельна — от легкой задержки психического развития до грубого интеллектуального дефекта, при этом снижение интеллекта не всегда коррелирует с тяжестью двигательных нарушений. Перцептивные расстройства осложняют процесс обучения даже при нормальном интеллекте: нарушено восприятие образцов, затруднены чтение, письмо, счет. Прогноз двигательного развития зависит от степени тяжести гемипареза, но в большинстве случаев при своевременно начатом и адекватном лечении он благоприятный. Практически все больные ходят самостоятельно. Возможность самообслуживания зависит от степени поражения руки, однако даже при выраженном ограничении ее функции, но сохранном интеллекте дети обучаются пользоваться ею. Поэтому уровень социальной адаптации в большей мере определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка.  

        Атактическая форма - доминирует нарушение координации движений и равновесия. Однако на первом году жизни поражение проявляется лишь мышечной гипотонией и задержкой темпа возрастного психомоторного развития, и лишь по мере формирования статических и локомоторных функций, произвольной двигательной активности рук атаксия становится отчетливой. Статическая атаксия выражена в меньшей степени, чем локомоторная. Функция удержания вертикальной позы в положениях сидя и стоя формируется с умеренной задержкой. К 2—3 годам дети начинают ходить; при ходьбе атаксия выражена преимущественно в конечностях. Мышечный тонус снижен. Атактическая форма церебрального паралича редко сопровождается патологией черепных нервов. Психическое развитие нерезко задержано, хотя возможно и выраженное снижение интеллекта. Речевые нарушения проявляются умеренной задержкой развития и мозжечковой дизартрией. Прогноз двигательного развития и социальной адаптации у большинства больных благоприятный. Дети обучаются в специальных школах-интернатах или массовых школах и в дальнейшем осваивают профессии, не требующие тонкой дифференцировки движений рук.  
 
     Наряду с перечисленными, в клинической практике встречаются смешанные формы ДЦП - случаи сочетания двух или более типов церебральных параличей — спастико-атактическую, спастико-гиперкинетическую и атактико-гиперкинетическую формы. Смешанные типы церебральных параличей формируются обычно в старшем возрасте на основе спастических, гиперкинетичсской, атактической или атонически-астатической форм. 

Информация о работе Физическое развитие детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом