Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 08:17, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «детские церебральные параличи» и их проявления.
1. Исследовать основные формы проявления ДЦП у детей.
2. Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз ДЦП.
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
1.1. Особенности физического развития детей младшего школьного
возраста с церебральными параличами …………………………………………6
Глава 2. Роль физического воспитания в развитии детей младшего школьного возраста с ДЦП.
2.1. Эффективные средства и методы физического воспитания для профилактики и коррекции отклонений детей младшего школьного возраста с ДЦП…………………………………………………………..........…12
2.2. Показания и противопоказания использования средств физической культуры для уроков с детьми с ДЦП …………………………………………14
Заключение…………………………………………………………….………..20
Список использованной литературы ………………………………….……23
Глава 2. Роль физического воспитания в развитии
детей младшего школьного возраста с ДЦП.
2.1. Эффективные средства и методы физического воспитания для профилактики и коррекции детей младшего школьного возраста с ДЦП
В связи с особенностями патологии, реабилитационно - коррекционные мероприятия должны носить комплексный характер, так как чаще всего вместе с основным диагнозом у детей с ДЦП идет еще и ЗПРР, нарушения осанки, различные формы плоскостопия, а иногда, не только соматические, но и психо - эмоциональные заболевания. Также для этих детей характерно затруднение в процессе социальной адаптации и коммуникациях за пределами учебных, реабилитационных учреждений или дома. Поэтому с детьми чаще всего помимо врачей ЛФК, педиатра и невропатолога работают еще и логопед и дефектолог.
Развития двигательных навыков младших школьников чаще всего основываются на игровой деятельности. Это позволяет более полно реализовать задачи воспитательного и образовательного характера. Все учащиеся нуждаются в повышенном индивидуальном внимании. Индивидуальный подход к детям с данным дефектом (ДЦП) осуществляется в зависимости от тяжести дефекта и форм заболевания.
Дети с ДЦП нуждаются в строгом выполнении требований гигиены, организации учебных занятий и отдыха (постоянное снижение или повышение нагрузки и т.д.). На занятиях с использованием физкультминуток в занимательной форме будет повышение положительного эмоционального настроения, интерес, активность детей при выполнении предложенных упражнений. На всем протяжении занятий необходимо проводить воспитательную работу. При проведении занятий использовать основные принципы обучения: последовательность, постепенность, переход от простого к сложному, индивидуальный подход.
Так как у детей младшего школьного возраста игровая деятельность является одной из ведущих, то игровой метод при проведении учебных, тренировочных и реабилитационных занятий является одним из основных. Игры должны удовлетворять всем основным требованиям и особенностям возраста, а также индивидуальным особенностям каждого ребенка, поэтому занятия должны проводиться мало групповым методом, а иногда и индивидуально.
Игры делятся на пять основных блоков:
1. Игры для развития моторики
- Игры для развития тонкой моторики
- Игры для развития крупной моторики
2. Игры для развития психических процессов (памяти, внимания мышления)
3. Игры для сенсорного развития
- для развития чувства равновесия
- зрительной чувствительности
- для развития кинестетики и тактильной чувствительности
- для развития слухового анализатора
4. Для развития речи
- для развития собственно речевых функций
- артикуляционной моторики
- речевого дыхания
2.2. Показания
и противопоказания
Реабилитация детей с двигательными нарушениями - это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е. адаптировать к окружающей среде. Используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата.
Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно-мышечную, но и сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданных условиях (тренажерах), в комплексе с дыхательной гимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только физическую, но и умственную деятельность. (Гросс Н.А.)
При физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется дифференцируемый подход. Прежде всего, нужно знать развернутый диагноз больного ребенка, его возраст, степень нарушения опорно-двигательного аппарата, а также его общее состояние, состояние сердечно-сосудистой системы и функциональную подготовленность.
С учетом всех перечисленных факторов должны подбираться физическая нагрузка и лечебные мероприятия. При этом необходим строгий контроль за их воздействием на организм ребенка, и в частности на сердце.
Основной задачей физического воспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализация движений.
Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.
С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:
1. Развитие реакций
выпрямления и равновесия, т.е.
так называемого постурального
механизма, обеспечивающего
2. Развитие функций руки и предметно-манипулятивной деятельности.
3. Развитие зрительно-моторной координации.
4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
5. Предупреждение формирования
вторичного порочного
Поэтому, развивая движения ребенка, надо следить за тем, чтобы они выполнялись правильно, точно. Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом правильность выполнения движений должна быть строго фиксирована специальными приспособлениями или руками того, кто проводит занятия. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать развитию у ребенка правильного двигательного стереотипа. При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Таким образом, лечебная гимнастика при детском церебральном параличе является одной из основных форм развития движений. С помощью лечебной гимнастики создаются необходимые предпосылки движений, формируются статические и локомоторные функции, двигательные навыки и умения, предупреждается развитие неправильных установок туловища, атрофий мышц, укорочений конечностей, а также различных нарушений осанки.
Естественное желание двигаться не может быть удовлетворено 20-30 минутными занятиями лечебной гимнастикой. Важно проводить также коллективные физкультурные занятия с детьми, страдающими ДЦП, в процессе которых у детей формируются и укрепляются основные жизненно важные двигательные умения и навыки, а также развиваются воля, чувство товарищества и взаимопомощи, формируется интерес к движениям.
Основными задачами физкультурных занятий являются стимуляция общего физического развития ребенка и коррекция его нарушенных двигательных функций. Занятия включают в себя выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений, прикладных упражнений, проведение подвижных игр и спортивных мероприятий - катание на велосипеде, лыжах, плавание. Каждое физкультурное занятие является комплексным, включающим все виды упражнений и подвижные игры. Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений. У детей с ДЦП на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила и выносливость. Поэтому для них крайне важно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. К таким упражнениям относится ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами. Для детей с ДЦП особое значение имеет проведение многих физкультурных занятий на воздухе. Это обеспечивает выполнение одной из основных задач физического воспитания - совершенствование систем организма и закаливание ребенка. При обучении движениям детей с ДЦП решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета особенностей двигательных нарушений, так как даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Необходимо комплексное использование разнообразных средств и приемов физического воспитания, которые должны отвечать оздоровительным, коррекционным, развивающим и воспитательным задачам. При проведении всех видов занятий по развитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Одним из показателей адекватной нагрузки является частота пульса. После вводной части физкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15-20%, а после основной части - на 40%. После занятий пульс приближается к исходному через 1-2 мин. В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания у детей. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.
В ходе физкультурных занятий нельзя проводить упражнения, которые могут вызвать переразгибание суставов, усилить приведение и внутренний поворот бедер, асимметричное положение головы и конечностей, а также те, выполнение которых требует длительного наклона головы вниз, постоянного использования одной руки или ноги. Крайне важно избегать даже незначительных ушибов головы.
Физическое воспитание детей с церебральным параличом тесно связано с лечебно-коррекционными мероприятиями. Поэтому при проведении всех видов физических занятий должны быть тщательно проанализированы и учтены медицинские данные о ребенке. Почти во всех случаях физическое воспитание сочетается с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, ортопедическим режимом. Лечебная гимнастика проводится индивидуально и малогрупповым методом, физкультурные занятия - малогрупповым методом и фронтально с половиной группы детей (6-7 человек). Начальные спортивные навыки усваиваются индивидуально под руководством методиста лечебной физкультуры или воспитателя.
Заключение
Физическая реабилитация детей с ДЦП должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру.
Детям с таким серьезным
заболеванием, как церебральный паралич
важна не только медицинская, но и
педагогическая помощь. Их родителям
нужно вместе со специалистами —
педагогами, врачами составить единый комплекс воздействия
на ребенка. Детей необходимо обучать
правильным движениям, применять соответствующую
дефекту лечебную гимнастику работу на
тренажерах, водолечение, длительный массаж,
ортопедические средства. Огромное значение
имеет ранняя логопедическая работа. Эффективность
физиотерапевтического и логопедического
воздействия возрастает за счет медикаментозного
лечения.
Вместе с тем должна проводиться
необходимая коррекционная работа, направленная
на общее развитие ребенка, предупреждение
возникновения у него нежелательных личностных
черт, таких как упрямство, раздражительность,
слезливость, неуверенность, боязливость
и т.п. Необходимо формировать познавательную
деятельность малыша, воспитывать активность
и разнообразие интересов, тем более, что
у многих детей с ДЦП имеются потенциально
сохранные предпосылки к развитию мышления,
в том числе и его высших форм.
Очень важно воспитание прочных
навыков самообслуживания и гигиены, а
также других бытовых навыков. Ребенок
должен твердо знать, что он имеет обязанности,
выполнение которых значимо для других
членов семьи, и стремится справляться
с ними. Постоянное соблюдение режима,
спокойная доброжелательная обстановка
в семье способствуют укреплению нервной
системы ребенка, его умственному, физическому
и нравственному развитию.
Ребенка с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата,
как и всякого другого, необходимо всячески
оберегать от травм. Однако его нельзя
постоянно ограждать от трудностей. Вырастая
в тепличных условиях, он впоследствии
окажется беспомощным, неприспособленным
к повседневной жизни. Очень важно сформировать
у него правильное отношение к себе, к
своим возможностям и способностям. Для
этого следует многократно подчеркивать,
что наряду с недостатками у него есть
большие достоинства, что он сможет многого
добиться в жизни, если приложит усилия.
Некоторые дети с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
до школы воспитываются дома. Другие посещают
специальные детские сады. Для более старших
организованы специальные школы, часть
из них интернатного типа. Обучение в них
проводится по программам массовых школ.
В дальнейшем выпускники получают возможность
иметь различные профессии с учетом их
физических особенностей.