Философы Древней Греции о воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 11:06, реферат

Краткое описание

Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпо¬ху античности. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древ¬ней Греции, эллинистических государствах и осмысление их античными риторами и философами явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли.

Содержание

Введение 3
Воспитание в Древней Греции 6
Философы Древней Греции о воспитании 12
Заключение 18
Библиографический список: 19

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 46.60 Кб (Скачать файл)

     Платон  требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины.

     В трактате "Государство", говоря об идеалах и программе разностороннего  воспитания, Платон, по сути, развивает  афинскую педагогическую традицию, полагая, что надлежит обеспечить "для  тела гимнастику, для души музыку". В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматривается как  подготовка к прохождению нового образовательного высшего этапа. Этот этап делится на два длительных цикла - 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании, в программу которого включались лишь теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Идея ввода  в программу заключительного  воспитания трудовых процессов чужда  Платону.

     В трактате "Законы" Платон изложил  свои педагогические воззрения, особо  выделив значение социальных функций  воспитания - "сделать совершенным  гражданином, умеющим справедливо  подчиняться или начальствовать".

     В идеальном обществе, которое представлено в "Законах", руководитель дела образования  является первым лицом государства. Государство опекает будущих  матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает  принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: "Стар и млад должны по мере сил получить образование". В программе он сделал попытку соединить положительные стороны спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом "золотую середину". Особое внимание он предлагает уделять физическому воспитанию, в частности, посредством спортивных упражнений и танцев.

     Платон  полагает, что при обучении следует  обеспечить "свободу призвания" (личные склонности), - сегодня это  именуется дифференциацией образования  сообразно призванию человека и  общественным потребностям. "Я говорю и утверждаю, - замечал в этой связи  Платон, - что человек, желающий стать  выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться... Например, кто хочет стать хорошим  земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские  сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие  орудия - подражания настоящим. Точно  так же пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например, строителя пусть научит измерять и пользоваться правилом, воина ездить верхом и так далее. Пусть он пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства". В программу всеобщего образования включалось обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с "малыми инструментами - воспроизведением настоящих".

     Программа подобного обучения адресовалась лишь свободным гражданам общества.

     Весьма  привлекательными выглядят у Платона  идеи игрового обучения, принцип воспитывающего обучения ("самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание").

     Хотя  Платон не оставил специальных трактатов  по воспитанию, его с полным основанием считают выдающимся мыслителем по вопросам воспитания и обучения. Уже более  двух тысяч лет наследие Платона  пользуется особым вниманием педагогической мысли. И это закономерно. Ведь Платон стоит у истоков разработки обширного  комплекса проблем воспитания непреходящей теоретико-практической значимости. Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации. Раннее христианство видело в нем  своего идеолога при осмыслении цели воспитания. Взлет интереса к идее разностороннего воспитания Платона  наблюдался в эпоху Возрождения. Новое звучание Платоновы мысли  об идеальном воспитании нашли в  педагогических построениях утопистов  Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Своеобразная преемственность  существует между педагогическими идеями Платона и Ж.Ж. Руссо. "Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите... Платона", - писал Ж. Ж. Руссо.

     Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э.) отразил вопросы воспитания в таких сочинениях, как "Политик" и "Этика". Педагогические воззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной.

     Этим  трем видам души соответствуют три  стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые неразрывны. Цель воспитания - развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).

     Одним из первых Аристотель высказал мысль  о природосообразности воспитания и сделал попытку возрастной периодизации - до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости, от 14 лет до 21 года.

     Главная цель воспитания по Аристотелю - нравственное развитие личности, воспитание таких  качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства  и чести, храбрость, мужество. Основной путь формирования моральных черт личности - это воспитание привычки к той  или иной деятельности [1, с.157-158]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Идеи  античной педагогики, активно использовались на всем протяжении Средневековья вплоть до Нового времени. В истории развития научной педагогики это стало  началом начал. Многие из них воплотились  в образовании и продолжают существовать и в настоящее время. Так, сегодня  мы говорим о том, что сотрудничество является наиболее продуктивным и эффективным видом учебной и педагогической деятельности.

     Прототипом  таких отношений можно считать  метод диалога Сократа. Еще одна мысль, получившая свое развитие в дальнейшем - это добровольное участие учеников в учебной деятельности (Сократ). В современном воспитательно-образовательном  процессе она лежит в основе личностно-ориентированного подхода.

     Педагогические  идеи Сократа, Платона и Аристотеля представляют большую ценность для  исследования. Основной тезис древнегреческой  философско-педагогической мысли состоял  в том, что процесс познания невозможен без стремления к нему (Аристотель) и активной целенаправленной самостоятельной  деятельности (Платон).

     Важность  и воспитательное значение детства  понимали во все времена и во всех народах. Древнегреческий философ  Демокрит (460— 370 г. до Р. X.) считал воспитание и обучение единственными возможностями улучшить, возвысить человека, склонного от рождения ко многим слабостям. «Хорошими людьми, — писал он, — становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу» 

Библиографический список:

 
  1. Графский  В.Г. История политических и правовых учений: Учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005. - 600 с.
  2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1998. - 346 с.
  3. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 1998. - 1 часть - 678 с.
  4. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 1998. - 2 часть - 690 с.
  5. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека., Т. 1 — М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 1997

Информация о работе Философы Древней Греции о воспитании