Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидакти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 17:19, реферат

Краткое описание

Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка – часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию [5].

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс оригинал.docx

— 121.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование активного словаря имен прилагательных

у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем – это важное условие речевого развития ребенка.  Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство же словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня интеллектуального развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению [8].

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М. М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой,           А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.

Вопросам изучения, развития и обогащения словаря детей с нарушениями речи занимались К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях целенаправленного педагогического процесса при специально организованном обучении. Поэтому они нуждаются в дополнительной стимуляции активного словаря. Это обстоятельство указывает на актуальность нашего исследования.

Становление имени прилагательного в онтогенезе происходит позднее остальных. Оно выражает не только качества разной сложности, но и отношения. У детей с нарушениями речи употребление этой части речи вызывает наибольшие затруднения.

Исходя из этого, цель работы – формирование активного словаря  имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр.

Объект исследования – активный словарь имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет – психолого–педагогические условия, способствующие формированию  активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза – процесс формирования активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет максимально эффективным при выполнении следующих условий:

  1. определение психолого–педагогических условий формирования активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

  1. создание системы работ по формированию активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы проблемы формирования активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

  1. Выявить психолого–педагогические условия формирования активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Методы исследования:

  1. Анализ психолого–педагогической литературы по исследуемой проблеме;

  1. Психолого–педагогический эксперимент;

  1. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Методологической основой исследования явились основополагающие законы и принципы диалектико–материалистической философии; ключевые теоретические положения концепции Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

База исследования: КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы формирования активного словаря имен прилагательных

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

 

1.1. Сущность и структура словаря имен прилагательных.

Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной, коммуникативной речи. Для овладения такой речью необходимо развитие активного словаря.

Вопросами изучения активного словаря прилагательных занимались

 А. М. Бородич, Т. Ф. Ефремова, В. П. Канакина, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, М. В. Панов, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина, Л. В. Щерба,

В. В, Яншина и др. Методики обследования разработаны Л. Ф. Спировой,

Т. Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Г. Р. Шашкиной, А. В. Ястребовой и др.

В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение понятия «словарь» – совокупность слов какого–нибудь языка, а также слов, употреблённых в каком–нибудь одном произведении, в произведениях какого–нибудь писателя или вообще употребляемых кем–нибудь [25].

Т. Ф. Ефремова дает такое определение словаря: «совокупность слов, используемых в чьей–либо речи» [11].

Понятие активного и пассивного запаса языка в лексико– графическую теорию и практику ввел Л.В. Щерба [38].

А. М. Бородич и В. И. Яншина раскрывают понятия активный и пассивный словарь следующим образом:

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка – часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию [5].

Состав активного и пассивного словаря разных лиц зависит от их специальности, возраста, образования, общего культурного уровня (знание языков, начитанность и т. п.), места жительства (город, деревня) и личных качеств, вкусов, интересов, – утверждает М. В. Панов [1].

Есть люди, – считает автор,  которые охотно употребляют специальные термины), слова, связанные с ручным трудом, техникой (типа бампер, фюзеляж, ригель, струбцина, пассатижи), хотя в ряде случаев в языке имеются их простые заменители (пассатижи — плоскогубцы). Другие же люди подобные слова не употребляют, а некоторых из них даже не знают. Городской житель знает лишь пассивно многие слова деревенского быта (гумно, рига, овин, поветь и др.). Значительную часть пассивного словаря современного человека составляют архаизмы. Слова, относящиеся к пассивному словарю, мы часто их понимаем приблизительно, неточно, только в контексте. Читая, мы проскальзываем мимо этих слов, но в словарь не смотрим, контекст нам служит единственной опорой. Однако если бы нас попросили объяснить такие слова, мы бы вряд ли смогли это сделать [1].

Различается активный и пассивный словарь, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов, – считают А. Р. Соболева и Т. Б. Филичева. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Важно не только умение детей пользоваться большим количеством слов, но и владеть навыками словообразования. Формирование лексических средств зависит от многих факторов: специальных условий, в которых воспитывается ребенок, его речевого окружения, активной речевой практики, а также особенностей возрастного и психического развития.

У детей пятого года жизни число прилагательных, связанных с цветом, составляет 2 — 3% от каждых 100 слов, употребляемых в процессе игры, – приводится в их исследованиях. К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные формы, выделяют измерения противоположных величин — высоту, длину, ширину. Пространственные представления в этом возрасте называются достаточно дифференцированно и точно (впереди, ниже, сзади и т. д.). После пяти лет дети уверенно выделяют части предметов, сравнивают их по различным и общим признакам, усваивают свойства предметов, сделанных из различных материалов. В это же время они начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия, связанные с настроением (грусть, радость, веселье); военной тематикой (отряд, победа, война); деятельностью (строительство, ремонт); нравственными ценностями (смелость, забота, защита, предательство) [34].

Существует несколько определений понятия «имя прилагательное». Например в «Русской грамматике» дается такое: «Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа» [6].

В. П. Канакина дает такое определение имени прилагательного: «самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?» [17].

Авторы считают, что с учетом содержательной стороны признаков в составе качественных прилагательных могут быть выделены различные тематические группы:

  1. Признаки цвета и цветные оттенки: синий, красный, голубой, желтый, зеленый, фиолетовый, оранжевый, черный, белый, светлый, серый, красно-синий, светло-зеленый;

  1. Признаки пространства и места: далекий, близкий, длинны, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий;

  1. Нравственно-интеллектуальные признаки человека: умный, глупый, добрый, злой, смелый, храбрый, мужественный, отважный, трусливый, робкий, правдивый, лживый, фальшивый, сердечный, бессердечный;

  1. Признаки эмоционального состояния человека: радостный, веселый, добрый, грустный, печальный, тоскливый, мрачный;

  1. Признаки качества: отличный, отменный, прекрасный, хороший, приличный, удовлетворительный, посредственный, плохой, скверный, негодный и другие признаки.

В современном русском языке имена прилагательные — это самая многочисленная после имен существительных армия слов. При этом больше всего имен прилагательных, производных от основ существительных или глаголов. Качественность ищется в формах отношений между лицами, предметами, отвлеченными понятиями. Она выводится из отношения к предмету или действию. Не подлежит сомнению, что этот сложный процесс формирования отвлеченных качественных значений имени прилагательного не мог не отразиться и на судьбе тех форм имени существительного и глагола, которые были способны обозначать качество. Именно в связи с этими изменениями языка и мышления находится живой, быстрый рост родительного качества или родительного определительного в системе имен существительных и расширение его семантических функций. В широком употреблении этого родительного качества, который представляет конструкцию, синонимическую имени прилагательному (высокой цены — высокоценный, большого ума — очень умный и т. п.), рельефно выступает тенденция «заменить определение указанием на отношение определяемого к тому отвлеченному представлению, с которым связывается представление о тех или иных качествах, свойствах», отмечал В. В. Виноградов [7]. Чаще всего форму родительного определительного принимает целое словосочетание из имени существительного и прилагательного (люди сороковых годов; специалист высокой квалификации). С помощью родительного определительного выражаются более сложные, тонкие и разнообразные свойства, характеристические признаки, чем посредством имени прилагательного. Однако и в том и другом случае качество отыскивается в отношении предмета к предмету. Отношение к предмету ложится в основу качественной характеристики, – утверждает А. А. Шахматов [37].

Таким образом, исследования различных авторов по проблеме активного и пассивного словаря прилагательных, его структуре и характеристиках показали необходимость выявления уровня овладения словарем прилагательных детьми с нарушениями речи.

 

 

1.2. Особенности развития активного словаря имен прилагательных у детей с ОНР.

Изучением особенностей лексики детей с нарушениями речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, О. Н. Громова, Л. П. Ефименкова,  Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А. Н. Леонтьев, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Н.С. Рождественский, Г. Л. Розенгард–Пупко, В.И. Селиверстов, Н. В. Серебрякова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Н. А, Чевелева, Г.В. Чиркина и др.

На значение обогащения словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С. Рождественский. Он писал: «обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями» [27].

Г. Л. Розенгард–Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи [26]

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1.    подготовительный - до одного года;

2.    преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;

3.    дошкольный - до 7 лет;

4.    школьный, как отмечается в работах Т. Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной [32]. 

Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Через две недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре ребенок уже может реагировать на интонацию голоса.

Около 2 мес. Он начинает гулить, и к началу 3-го мес.– лепетать (агу-агу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок пытается подражать речи взрослых.

С 6 мес. ребенок путем подражания пытается произнети отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (гик–гак, дай–дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

Информация о работе Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидакти