Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидакти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 17:19, реферат

Краткое описание

Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту. Если у взрослого в пассивный словарь чаще всего входят специальные термины, диалектизмы, архаизмы, то у ребенка – часть слов общеупотребительной лексики, более сложных по содержанию [5].

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс оригинал.docx

— 121.79 Кб (Скачать файл)

Е. С. Слепович отмечает, что для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.

Работая над словом, Е. С. Слепович отмечала, надо учитывать, что любое речевое действие, высказывание представляет собой процесс постановки и решения своеобразной мыслительной задачи: «Речь не есть просто вербализация, подыскивание и подклеивание словесных ярлычков к мыслительным сущностям: это творческая интеллектуальная деятельность, включаемая в общую систему психической и иной деятельности. Это решение познавательной задачи, это действие в проблемной ситуации, которое может осуществляться с опорой на язык» [3, с.22].

Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова – ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными, – отмечает автор.

На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.

Широко используется упражнение «Подбери определение»: дети подбирают к слову определение, например, яблоко какое? – спелое, сочное, румяное. В таких упражнениях ребенок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться, – считает Е. С. Слепович [3].

Также автор отмечает, что прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия.

 Секрет успешной организации  игры заключается в том, что  воспитатель, обучая детей, сохраняет  вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает  их, укрепляет их дружбу. Дети  постепенно начинают понимать, что  их поведение в игре может  быть иным, чем на занятии.

Таким образом, важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания, – отмечается в исследованиях Е.С. Слепович.

Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить условия формирования активного словаря прилагательный у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

  1. обогащение словаря новыми словами,

  1. усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе;

  1. закрепление и уточнение словаря;

  1. активизация словаря;

  1. устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно–экспериментальная работа по формированию активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр

 

2.1. Цели, задачи  и методики исследования на  констатирующем этапе исследования

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №2» г. Чебоксары. В нем приняли участие 10 детей.

Цель эксперимента – выявить уровень развития активного словаря прилагательных у детей с ОНР.

Задачи констатирующего этапа исследования:

  1. Определить уровень развития активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

  1. Выявить особенности активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие диагностические методики Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой [19]: 1) «Определение уровня активного словаря прилагательных», 2) «Определение уровня активного словаря прилагательных на основе зрительного восприятия».

  1. Методика «Определение уровня активного словаря прилагательных».

Цель: выявить уровень активного словаря ребенка посредством предоставления ему предметных и сюжетных картинок.

Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова, отражающие:

  • цвета: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, фиолетовый, оранжевый.

  • вкусовые ощущения: вкусный, кислый, сладкий, горький, безвкусный

  • температуру: горячий, холодный.

  • вес: тяжелый, легкий.

  • силу: сильный, слабый.

  • величину: большой, средний, маленький.

  • высоту: высокий, низкий.

  • толщину: толстый, тонкий.

  • длину: длинный, короткий.

  • ширину: широкий, узкий.

  • форму: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.

  • тактильные ощущения: гладкий, колючий, пушистый.

Процедура и инструкция: Перед началом исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду показывать картинки, а ты постарайся их правильно назвать. Это какой …(цвет и т.д.)?»

Уровни оценки активного словаря:

5 баллов – правильное  называние 39 – 37 слов (высокий уровень)

4 балла – правильное  называние от 37 до 20 слов (средний  уровень).

3 балла – правильное  называние менее 20 слов (низкий уровень).

  1. Методика «Определение уровня активного словаря прилагательных на основе зрительного восприятия».

Цель: выявить уровень активного словаря прилагательных ребенка посредством предоставления ему  предметов.

Материал: яблоко, игрушка – медвежонок, карандаш.

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается осмотреть предложенные предметы, ощупать. Важно установить, знакомы ли ребенку предложенные предметы. Далее задается вопрос: «Какой он/она?». Результаты записываются. Если ребенок затрудняется в подборе прилагательных, ему задаются наводящие вопросы: «Какого он цвета/формы/длины?»,  «Какой он/она на ощупь?».

Уровни оценки активного словаря:

5 баллов – ребенок  называет 3  или более прилагательных  к каждому предмету без посторонней  помощи (высокий уровень);

4 балла – ребенок называет  по 3 и более прилагательных с  наводящими вопросами (средний уровень);

3 балла – ребенок называет  по 1–2 прилагательных самостоятельно  или с посторонней помощью (низкий  уровень).

 

 

2.2. Количественный  и качественный анализ результатов  констатирующего этапа эксперимента

Констатирующий эксперимент проводился в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №2».

В результате проведенного констатирующего этапа эксперимента были получены следующие результаты:

 

Таблица 1 – Результаты по выявлению уровня развития активного словаря прилагательных по методике № 1 «Определение уровня активного словаря прилагательных»

Испытуемые

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Дети с ОНР 3 ур.

9

90

1

10


 

 

Из таблицы видно, что 90% испытуемых имеет средний уровень развития словаря прилагательных. 10% детей соответствует низкому уровню. В среднем, дети называли  37–40 слов, что и соответствует среднему уровню развития активного словаря прилагательных. Детям сложно назвать признаки изображения предмета, так как у них ограниченный словарный запас. Всем ребятам требовалась помощь исследователя, наводящие вопросы, подсказки, – все это соответствует среднему уровню. Кирилл в процессе исследования в ответ на предложенные картинки вообще отказался выполнять задание. После проведения с ним воспитательной беседы, ребенка привели за руку и он нехотя начал отвечать на вопросы и показал средний уровень.  Максим и Саша выразили желание вместе отвечать на вопросы, в связи с этим была проведена разъяснительная беседа. По одиночке мальчики показали средний уровень, однако Саша был более успешен при выполнении заданий. Маша, имеющая низкий уровень развития словаря имен прилагательных не знала названия цветов: голубой, коричневый, фиолетовый, оранжевый; форм: прямоугольный, овальный.  У нее также возникли трудности с определением прилагательных: сильный, слабый. Девочка не знала, как объяснить многие картинки, хотя косвенно понимала, что они значат. Следовательно у нее ограничен словарный запас.

Для наибольшей наглядности, данные представлены в виде диаграммы:

Рисунок 1 – Данные о распределении испытуемых по уровням развития активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста (методика №1), %

 

По методике № 2 «Определение уровня активного словаря прилагательных на основе зрительного восприятия» данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты по выявлению уровня развития активного словаря прилагательных на основе зрительного восприятия

Испытуемые

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Дети с ОНР 3 ур.

3

30

6

60

1

10


 

 

Из таблицы 2 видно, что 30% испытуемых имеют высокий уровень развития активного словаря прилагательных, 60% – средний уровень, 10% – низкий уровень. Трое детей, Максим, Гриша и Саша, получили высокий уровень – они верно назвали признаки предметов, не забывали указывать характеристики: цвет, размер, материал, качества. Им не требовались подсказки и наводящие вопросы. Однако Саша по сравнению с двумя другими испытуемыми, показал самые лучшие результаты. Он назвал почти максимальное количество правильных ответов. Средний уровень показали шесть человек, а именно: Вова, Кирилл, Витя, Александра, Миша и Влад. Им требовались подсказки, без них испытуемые не могли вспомнить подходящие определения размера и формы. Влад был более успешен, ему не хватило 2 балла до высокого уровня. Мальчик казался невыспавшимся – возможно именно это послужило причиной такого результата.  Низкий уровень показал 1 человек, Маша. Она не смогла найти подходящие признаки предметов даже с наводящими вопросами, либо самостоятельно выдвигала неверные предположения.

Результаты по 2–й методике оказались лучше, чем по 1–й, а значит, можно сделать вывод, что детям с ОНР проще называть характеристики реальных предметов, а не изображений предметов. Однако, детям приходилось задавать наводящие вопросы, они не могли подобрать подходящие прилагательные без посторонней помощи. Например, типичными прилагательными при определении слова «яблоко» были: красивое, красное, вкусное. Самостоятельно дети не могли назвать форму – круглое, размер – среднее и поверхность – гладкое.

Информация о работе Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидакти