Формирование готовности к профессиональному самоопределению у выпускников специальной (коррекционной) школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:45, методичка

Краткое описание

В настоящее время предъявляются существенно более высокие требования к профессиональной подготовке выпускников специальной (коррекционной) школы. Это делает особо актуальной проблему качественной подготовки детей с нарушениями в развитии к самостоятельной жизни и профессиональному труду.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование готовности к профессиональному самоопределению.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

Стройка не кончается, поэтому плиточники-облицовщики  будут востребованы.

 

Помимо профессиограммы используем другие задания, и занимательные и познавательные.

 

Формы организации  профориентационной работы в 5-х -7-х  классах.

 

 

1.Знакомство с профессиями лучше  начинать с помощью рифмованного  материала. Ребятам показывают  представителя какой либо профессии  и к нему  подбирается стихотворение  об этой профессии.

  Например.

 

                           МАЛЯРЫ.

       Маляры пришли  вдвоем,

      Обновили старый  дом!

      Был облезлый, скучный,  голый,

      Стал нарядный  и веселый!

      Все ребята со  двора

      Малярам кричат: «Ура»!

 

                      КАМЕНЩИК.

      В переулке дом  растет,

      Стены каменщик  кадет.

      С ним помощник  – мастерок,

      Мастерок – лопатка.

      Будет дом построен  в срок,

      Прочной будет  кладка.

 

 

 

2. Для определения места работы  можно проводить  игру:

«Соедини профессию и место  работы».

 

      Музей                                Каменщик

      Театр                                 Металлург

      Стройка                            Экскурсовод

      Шахта                               Штукатур

      Ателье                              Шахтер

      Завод                                Маляр

                                                Артист

                                                Металлург

 

3. Подчеркни профессии людей, которые строят здания.

Доярка, экскаваторщик, бетонщик, артист, крановщик, тракторист, штукатур, учитель, плотник, маляр, пожарный, сантехник, электрик, кровельщик, плиточник, шофер, парикмахер.

 

  1. Игра «Угадай профессию».

 

На доске раскладывают картинки с изображением представителей разных профессий. Ребенок называет профессию и к ней находит еще картинки с атрибутами к этой профессии:  спецодежду,   инструменты,  материалы.

 

 

  1. Задание. Какие личностные качества должны быть у маляра?

На доске крепится картинка с  изображением маляра.

Ученик из предложенных карточек выбирает карточки с личностными качествами, присущими этой профессии объясняет значение этих качеств.

 

Аккуратный,     внимательный,     терпеливый,    трудолюбивый,    бережливый,

 психически устойчивый,     физически выносливый,

 

  1. При изучении общепрофессиональных умений и навыков предлагается разгадать или составить кроссворды на тему «Инструменты»,  «Операции».       

 

                                     КИСТИ

НОЖНИЦЫ

                        СТАМЕСКА             

                              ШПАТЕЛЬ   

                                         РУЛЕТКА

                                         У

                                        МОЛОТОК

                                 ОТВЕС

                                         Н 

                                         Т

                                         Ы

 

 

  1. Изучая общепрофессиональные умения и навыки можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу.

 

«Малярные работы».

 

ОПЕРАЦИЯ

МАТЕРИАЛЫ

ИНСТРУМЕНТЫ

1.Очистка                                

 

шпатель, скребок

2.Расшивка трещин                

 

шпатель, нож

3. Огрунтовка              

грунтовки, олифа            

кисти, валики, краскораспылители

4. Окраска                   

водные и неводные          

кисти, валики, краски                                краскораспылители


 

 

8.Лото «Малярные работы».

 

 

Шпатель, скребок       

     

 

Кисти, валики

 

Молоток, долото

 

Какие инструменты           используются для              вырубки сучков?   

          

 

Какие инструменты  используются для  огрунтовки?                                           

 

Какие инструменты используются для  шпатлевания? 


 

 

9. Рассматривая «Место работы по городу», берем городские газеты «Из рук в руки»,  «Магнитогорский рабочий», «Магнитогорский металл» и читаем заголовки «Требуются». Анализируя газеты определяем, что наиболее востребованы на рынке  труда строительные специальности: каменщики, штукатуры, плиточники-облицовщики, маляры.

Формы организации профориентационной работы в выпускных классах.

Данная работа ведется не только учителями трудового обучения. Эти упражнения были подобраны и учителями предметниками, и продолжают ее воспитатели и педагог психолог. В старших классах эта работа организована в виде клуба «Твой выбор». У нас есть программа . ЕЕ образец – на слайде.

 

Тема  занятия

Цель  занятия

Используемые  упражнения.

1.Суть жизненного и профессионального самоопределения.

Получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся. Формирование установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации. Сбор ожиданий учащихся от занятий.

Оригинальное знакомство.

Суть жизненного определения. –  беседа.

« Ежедневник»

«Автобусная остановка»

«Силовое поле выбора профессии»

2. Межличностное взаимодействие.

Формирование коммуникативных  навыков.

Подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими. Оценка стиля межличностного общения.

«Место в маршрутке»

«Монета»

«Паровоз»

«Плотный круг»

«Глаза в глаза»

3.Принятие решений при выборе профессий.

Ознакомиться с разными алгоритмами  принятия решений, связанных с выбором профессии. Показать последствия случайного выбора профессии. Понять необходимость активных действий по выбору профессий.

«Алгоритм принятия решения – графическое  изображение».

«Игра в лотерею».

«Рука судьбы».

4. Зачем нужно знать себя? (характер, темперамент,)

 Умение учитывать сильные  и слабые стороны своих способностей  при выборе профессий.

Формирование теоретических представлений  о  темпераменте, характере.

Развитие навыков работы с диагностическим  материалом Изучение собственного темперамента, характера, работоспособности.

Бланки диагностических методик.

«Послушный робот»

«Автопортрет»

 

5. Роль жизненных ценностей при выборе профессий.

Исследование влияния окружения  и разных обстоятельств на выбор  профессии. Побуждение интереса учащихся к осознанному профессиональному самоопределению.

«Если бы… я стал был…»

 

6. П У №90. Экскурсия. Трудоустройство после ПУ.

Расширение социальных контактов. Знакомство  с ПУ № 90. Возможности  выпускника. Обращение в приемную комиссию. Условия приема.

Расширение информированности  о многообразии профессионального  труда.

Возможности самоопределения после  училища.

Презентация.

Экскурсия.

7. Знакомство с миром профессий. -Встречи с выпускниками,      -

родителями.

  Профессия. Специальность.    - Должность.

 

Повышение уровня осознания понятия  специализация в рамках той или  иной профессии. Расширение информированности  о многообразии профессионального  труда.

 

«Профессия – специальность»

«Самая – самая»

«Капкан»

 

8. Пути поиска работы.

Формирование информационного пространства. Знакомство с вариантами поиска работы. Знакомство с содержанием объявлений о вакансиях в газетах на телевидении и на информационных стендах города. Обучение отбору главной информации, пониманию прочитываемых объявлений.

« Ищу работу».

Экскурсия по городу (информационные стенды).

Ролевая игра обращение с просьбой о трудоустройстве к родственникам.

Прочтение объявлений о вакансиях  в газетах: «Из рук в руки», «Работа», « Магнитогорские вести», « Магнитогорский рабочий», «Магнитогорский металл».

 

9. Служба занятости. Экскурсия

Осознание потребности рынка труда  в разных профессиях ( том числе  потребности в рабочих специальностях). Практическое ознакомление с работой  службы занятости.

Ролевая игра «Служба занятости».

«Робинзонада»

Экскурсия.

Тренинг по заполнению документов для  службы занятости.

Составление устного обращения  к специалистам службы занятости.

10. Ситуация выбора профессии.

Осознание своих профессиональных желаний.

Установление связи своих профессиональных желаний с предполагаемыми местами работы.

«Мои профессиональные желания».

«Состязание мотивов».

«Контрольные списки»

11. Пакет документов, необходимых при трудоустройстве.

Научить комплектовать пакет документов, необходимых для поступления  в училище, при трудоустройстве; заполнять  заявление, составлять анкеты.

Тренинги  по заполнению различной  документации, которая может встречаться  в обстановке реального общения  с работодателем.

 

12. Трудоустройство: прием и увольнение.

Практическое ознакомление с работой  всех служб, занимающихся трудоустройством, которые могут встречаться в обстановке реального общения с работодателем. Формирование коммуникативных навыков учащихся при общении с предполагаемым работодателем.

Ролевая игра «Начальник – подчиненный».

Тренинг по заполнению заявлений о приеме на работу и об увольнении.

Составление обращения в отдел  кадров предприятия по трудоустройству.

13. Правила выбора профессии: ошибки и затруднения.

Повышение индивидуального уровня осознания возможных препятствий  на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Анализ ошибок при выборе профессии.

Нахождение способов защиты от ошибок.

 « Твой выбор»

«Заборы и овраги»

«Рейтинг ошибок»

14. Здоровье и выбор профессии.

Научить адекватно, оценивать  свои возможности в соответствии с состоянием здоровья.

тест

15. Техника безопасности на производстве.

Познакомить с понятием «техника безопасности».  Правила соблюдения Т.Б. штукатура  – маляра, столяра-плотника, швеи, цветовода.

Ролевая игра.

Карточки.

16. Права и обязанности работников.

Формирование информационного  пространства

об обязанностях и правах работников. Рассмотрение ситуаций. Знакомство с  функциональными обязанностями.

«Страшный суд».

Ролевая игра.

17.Профессионально-производственная физическая подготовка: столяр-плотник, штукатур-маляр, швея, цветовод.

Познакомить со схемой анализа профессий (профессиограма).

Расширение знаний о мире профессионального  труда.

Актуализация уже имеющихся  знаний о профессиях. Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

«Профессия на букву…»

«Цепочка профессий»

«Угадай профессию»

18. Планирование профессионального пути. «Мое будущее»

Осознание промежуточных этапов и  возможных путей достижения своей  профессиональной цели.

«Дорожная карта»

«Лабиринт»

«События моей жизни»

               19..Применение полученных знаний в решении проблемы выбора профессии.

 

Применение  полученных знаний в решении вопроса  выбора профессии.

Научить участников находить свою долю ответственности за принятые решения.

 

« Жил-был у бабушки серенький  козлик»

«Личные истории и сказки»

«Карта жизни»

 20.Профессиональная зрелость:

Обобщение полученных знаний и навыков  по принятию решения о выборе профессии.

Получение каждым участником занятий набора рекомендаций, и профессиональном будущем, сделанных другими учащимися.

«Советчик»

« Формула успеха»

«Чемодан»


 

Помимо игровых заданий, работой  с профессиограммой, мы много работаем над профессиональным ориентрованием учащихся, для чего используем блок анкет, психологических тестов, упражнений.

     Занятия в клубе  проходят нетрадиционно.

  1. Анкета «Твой выбор после окончания 9-го класса».

 

    Вид занятости             Профессия           Специальность          Должность


 

Школа

Профессиональное 

училище

Работа

Временная занятость

в каникулы

 

Анкеты обрабатываются, учитель делает сравнительный анализ, видит степень зрелости  учеников, определяет адекватность их выбора, намечает рекомендации по дальнейшему выбору обучения или трудоустройства.

 

2. Психологический практикум.

 

А). Упражнение «Мои цели».

Это упражнение полезно для профессионального  и для жизненного самоопределения. Ребята отвечают на вопросы быстро.

  1. Каковы 2 наиболее важных ценностей в вашей жизни, за которые вы готовы бороться?
  2. Быстро запишите 3 наиболее важные цели в вашей жизни сейчас?
  3. Что бы вы делали, если бы выиграли в лотерею 1миллион рублей?
  4. Что бы вы делали и как провели бы время, если бы узнали, что вам осталось жить полгода? 
  5. Что бы вы всегда хотели сделать, но боялись попробовать?
  6. Волшебник дал вам возможность осуществить только одну цель, какова та единственная цель, о которой вы мечтаете?

Так определились некоторые жизненные  цели, которые ребята сформулировали словесно, свою мечту.

 

Б). Упражнение «Личные проекты».

Определенные цели и задачи, которые  человек стремиться поставить перед  собой, можно назвать  п р о  е к т а м и.

Ребята, кто самостоятельно, а кто  с помощью учителя, вписывают  свои собственные цели в каждую графу. Они могут быть связаны с работой, досугом, отношениями с друзьями, состоянием здоровья.

 

1.________________________________________________________

 

2_________________________________________________________

 

3.________________________________________________________

 

4.________________________________________________________

 

Затем пользуясь приведенной таблицей оцените каждый свой проект по 10 параметрам от 1 до10 баллов.

Выполняя это упражнение, ребята узнают, какими качествами для реализации какого-либо проекта они обладают, какими нужно еще овладеть, какие цели можно отнести к разряду «ближних», какие «дальних», от чего можно вообще отказаться. Можно вообще поставить новые цели.

  Характеристика     проекта                                    1        2        3         4

1. Значимость

2. Вероятность осуществления

3. Потребность в вашем участии

4. Продвижение (как далеко вы  продвинулись

в реализации проекта).

5. Количество работы

6. Зависимость от других

7.Способности, навыки, имеющиеся  у вас для осуществления проекта

8. Положительные эмоции проекта

9.Отрицательные эмоции проекта 

 

 

В) Упражнение «Уверенность в себе»

Если согласны с утверждением ставится «+», если нет «-«.

 

Обычно я рассчитываю на успех  в своих делах.

Чаще всего у меня хорошее  настроение.

Со мной все ребята советуются, считаются.

Я уверенный в себе человек.

Считаю что я сообразительный  и находчивый.

Я уверен, что всегда всем нужен.

Я все делаю хорошо.

В будущем я обязательно осуществлю свою мечту.

Люди часто помогают мне.

Я стараюсь обсуждать мои планы  с близкими людьми.

Я проявляю самостоятельность в  учебе и труде.

Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.

Меня мало беспокоят возможные  неудачи.

Я стараюсь планировать свою деятельность.

Я редко жалею о том, что уже  сделал.

Я уверен, что в будущем добьюсь  успеха.

Мне нравится принимать участие  в различных соревнованиях и  конкурсах.

Я учусь лучше, чем остальные.

Мне чаще везет, чем не везет.

Учеба для меня не представляет труда.

 

 

17-20 баллов – это высокая степень  уверенности в себе. В сложных ситуациях этот человек проявит решительность, самостоятельность в принятии решений.

 

11-16 баллов. Этот человек обсуждает  свои действия с друзьями и  родителями. Он предпочитает задачи  средней трудности, чтобы избежать  неудач.

 

1-10 баллов. Этот человек неуверен в себе. Эта неуверенность проявляется и в учебе и в труде. Для этого человека характерна некритичность в оценке достигнутого, заниженный уровень притязаний в планировании своей судьбы.

Информация о работе Формирование готовности к профессиональному самоопределению у выпускников специальной (коррекционной) школы