Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:45, методичка
В настоящее время предъявляются существенно более высокие требования к профессиональной подготовке выпускников специальной (коррекционной) школы. Это делает особо актуальной проблему качественной подготовки детей с нарушениями в развитии к самостоятельной жизни и профессиональному труду.
«Выбор»
Представьте, что вы находитесь в незнакомом городе. Без друзей, знакомых родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, на первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того, чтобы выжить. Вам нужны деньги, и их вы можете получить за работу, но у вас нет образования.
Необходимо ответить на вопросы.
1.В каком городе или даже стране вы находитесь?
2. Какое у вас время года?
3. Что вы будете делать?
4. Что вы умеете делать?
5. Что будет потом?
Время работы 30 минут.
Обсуждение.
Вывод: подсобные рабочие временный заработок. Для того, чтобы научиться какому – либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для того узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.
«Человек – профессия»
Цель- на ассоциативном уровне научиться соотносить человека с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.
1.По желанию выбирается
2. приглашается водящий, садится в круг. Каждый участник должен быстро назвать профессию.
3. после того как все дали свои варианты ассоциаций, водящий называет тех, кто по его мнению соответствует этим профессиям.
«День из жизни профессионала».
Цель: повысить уровень осознания
учащимися типического и
Нужно составить рассказ о трудовом дне любого на выбор специалиста. Только с помощью существительных. Например, учителя: звонок – завтрак – урок – двоечник – вопрос – ответ- тройка – директор- урок – отличники – звонок – дом – постель.
«Профессия на букву»
Цель: расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Ведущий называет букву, а участники по очереди называют профессии на эту букву. Если игрок не называет профессию, то тот выбывает из игры или из круга на время.
Учащимся важно хотя бы
приблизительно обозначить ту
или иную деятельность и
Ведущему желательно больше 5-7 букв не предлагать. Например буквы: м, с, п, о.
«Самая – самая»
Цель: повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда.
Ведущий называет характеристику деятельности, а участники должны по кругу предлагать свои варианты профессий.
«Цепочка профессий»
Цель: развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.
По кругу выстраивается
«Если бы… я стал бы…»
Цель: побуждение интереса к осознанному профессиональному самоопределению;
исследование влияния
Участники вместе с психологом составляют список условий и обстоятельств, влияющих на выбор профессии. Например, если бы у меня родители были малярами, то я бы…, если бы я жил в глухой деревне, если бы я свободно говорил на китайском языке…
Далее участники просматривают
список и выбирают себе одно обстоятельство,
которое будет интересно
Группа может быть разбита как на пары, так и на тройки.
«Звездный час»
Цель: помочь лучше осознавать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека;
соотнести эти смыслы со своим личным представлением о счастье.
Участники описывают какие существуют
радостные, приятные минуты в жизни
типичного представителя
«Профессия – требуемые качества»
Цель: расширение информированности о профессиональных качествах требуемых к различным профессиям.
Ведущий называет профессию, а остальные называют качества, которые необходимы в данной профессии.
«Игра в лотерею»
Цель: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
Понять необходимость активных действий по выбору профессий.
Материал: ручки, карточки.
Участники пишут на отдельных карточках названия профессий, которыми они хотели бы заняться в течении жизни. Заполняется от 1 до 3 карточек. Далее карточки перемешиваются и каждый участник тянет только одну ( как лотерейный билет).
Затем обсуждаются результаты.
Вывод: на судьбу надейся, а сам не плошай.
« Силовое поле выбора»
Цель: анализ факторов, влияющих на выбор профессии,
Определение степени влияния этих сил.
На раздаточных бланках знаком «+» отмечаются те факторы, которые положительно влияют на выбор профессии, а знаком « - » те, которые влияют отрицательно.
«Рейтинг ошибок»
Цель: анализ типичных ошибок при выборе профессии
Нахождение способов защиты от ошибок.
В раздаточных материалах «ошибки в выборе профессии» учащиеся отбирают для себя 3 наиболее «опасные» по их мнению. Т.е. существует большая вероятность совершить именно эту ошибку.
После этого участники называют номера. Потом выделяются ошибки, которые имеют наибольший рейтинг среди учащихся.
Обсуждение:
«Жил – был у бабушки серенький козлик»
Цель: научить участников находить свою долю ответственности за принятые решения.
Рассказ: жил-был у бабушки серенький козлик… Всем известно, что потом с ним стало. Кто в ответе за то, что остались от козлика рожки да ножки? Виноват ли сам козлик, что отлучился в дремучий лес? А может, виноват злой Серый Волк, задравший с голодухи несчастное животное?
Некоторые уверены, что за ситуацию полностью отвечает та самая бабушка, которая оставила козлика без присмотра… Вы согласны?
Попробуйте выразить свое мнение в виде графической диаграммы.
Теперь участники должны подумать и высказать свое мнение о том, кто больше влияет на самих учеников по вопросу выбора профессии. И показать это графически.
3. ИГРЫ
Участники игры садятся
в круг. В центре – ведущий.
Он говорит: «Внимание!» - и
указывает на любого игрока, называя
громко и четко любую букву
(кроме ъ, ь, й, ы). Игрок, на
которого указал ведущий,
Тот, кто не успевает, выбывает из игры. Победителю присваивается звание «Знаток профессий».
Все рассаживаются
на стульях, расставленных
Каждый игрок поднятием
руки заявляет о своем желании
правильно назвать профессию.
За верные ответы игроки
В игре используются
профессии, наиболее доступные
для пантомимы. Например, милиционер
– регулировщик, маляр, плотник,
скрипач, пианист, шофер,
Учащиеся встают в круг около столов. Ведущий учитель.
Учитель задает вопросы, составленные на основе профессиограммы.
Например.
Слушая ответы учащихся учитель определяет слабые звенья и объявляет победителя «Сильное звено». Иногда ведущим можно ставить ученика, у которого хорошие знания по предмету.
4. ВИКТОРИНЫ.
А). Почти или совсем исчезли.
Б). Появились только в 20-м веке.
В). Появились в последние
( Оператор ЭВМ, тракторист–моторист, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, летчик, врач, бухгалтер, экскурсовод, клоун, гувернер, педагог).
5. РЕБУСЫ.
6. КОНКУРСЫ.
Ведущий перечисляет несколько названий кинофильмов и просит учащихся назвать профессии, встречающиеся в этих фильмах, Каждой команде на размышления дается 3-4 мин.
Ведущий предлагает из трех названных слов одно лишнее по смыслу.
Например, программист,
компьютер, закройщик. Здесь
Примеры связок слов:
Ведущий на карточке показывает какую-либо букву и задает вопрос о профессии, которая должна начинаться с этой буквы. Учащиеся отвечают. Например, буква Б – рабочий-строитель, участвующий в закладке фундамента здания (бетонщик); буква П – человек, профессия которого помогает людям иметь красивые прически (парикмахер), и так далее.
Участники из каждой команды по очереди выходят из строя, начинают маршировать и на каждый шаг называют профессию.
Если участник одной команды сбился или повторился, он останавливается. Затем выходит участник второй команды и делает то же самое, не повторяя уже названные профессии. Если он собьется, право хода переходит к первой команде. Каждый участник выступает только один раз.