Формирование готовности к профессиональному самоопределению у выпускников специальной (коррекционной) школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:45, методичка

Краткое описание

В настоящее время предъявляются существенно более высокие требования к профессиональной подготовке выпускников специальной (коррекционной) школы. Это делает особо актуальной проблему качественной подготовки детей с нарушениями в развитии к самостоятельной жизни и профессиональному труду.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование готовности к профессиональному самоопределению.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

«Выбор»

Представьте, что вы находитесь в  незнакомом городе. Без друзей, знакомых родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, на первое время… Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того, чтобы выжить. Вам нужны деньги, и их вы можете получить за работу, но у вас нет образования.

Необходимо ответить на вопросы.

1.В каком городе или даже  стране вы находитесь?

2. Какое у вас время года?

3. Что вы будете делать?

4. Что вы умеете делать?

5. Что будет потом?

Время работы 30 минут.

Обсуждение.

Вывод: подсобные рабочие временный заработок. Для того, чтобы научиться какому – либо делу, необходимо для начала все-таки определиться  в выборе, а для того узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.

 

«Человек – профессия»

Цель- на ассоциативном уровне научиться  соотносить человека с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.

1.По желанию выбирается доброволец-водящий  и отправляется на некоторое  время в коридор, а остальные  быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом загадываемым может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.

2. приглашается водящий, садится  в круг. Каждый участник должен  быстро назвать профессию.

3. после того как все дали свои варианты ассоциаций, водящий называет тех, кто по его мнению соответствует этим профессиям.

 

«День из жизни профессионала».

Цель: повысить уровень осознания  учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Нужно составить рассказ о трудовом дне любого на выбор специалиста. Только с помощью существительных. Например,  учителя: звонок – завтрак  – урок – двоечник – вопрос –  ответ- тройка – директор- урок –  отличники – звонок – дом  – постель.

 

 

«Профессия на букву»

Цель: расширение у участников знаний о мире профессионального труда  или актуализация уже имеющихся  знаний о профессиях.

Ведущий называет букву, а участники  по очереди называют профессии на эту букву. Если игрок не называет профессию, то тот выбывает из игры или из круга на время.

 Учащимся важно хотя бы  приблизительно обозначить ту  или иную деятельность и суметь  ответить на уточняющие вопросы.

Ведущему желательно больше 5-7 букв не предлагать. Например буквы: м, с, п, о.

 

«Самая – самая»

Цель: повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда.

Ведущий называет характеристику деятельности, а участники должны по кругу предлагать свои варианты профессий.

«Цепочка профессий»

Цель: развитие умения выделять общее  в различных видах трудовой деятельности.

По кругу выстраивается цепочка  профессий. Ведущий называет первую профессию остальные схожие с  ней. Например, маляр – художник, оба имеют дело с кистями, красками, бумагой…

 

«Если бы… я стал бы…»

Цель:  побуждение интереса к осознанному профессиональному самоопределению;

            исследование влияния окружения  и разных обстоятельств на  выбор профессии.

Участники вместе с психологом составляют список условий и обстоятельств, влияющих на выбор профессии. Например, если бы у меня родители были малярами, то я бы…, если бы я жил в глухой деревне, если бы я свободно говорил на китайском языке…

Далее участники просматривают  список и выбирают себе одно обстоятельство, которое будет интересно исследовать  на предмет того, как оно повлияет на выбор профессии.

Группа может быть разбита как  на пары, так и на тройки.

 

«Звездный час»

Цель:   помочь лучше осознавать основные личностные смыслы той или  иной профессиональной деятельности для  человека;

            соотнести эти смыслы со своим личным представлением о счастье.

 

Участники описывают какие существуют радостные, приятные минуты в жизни  типичного представителя определенной профессии, т.е. фиксируют «звездные  часы» для этой профессии. Работа проходит в малых группах по 2-5 человек.

 

«Профессия – требуемые  качества»

Цель: расширение информированности  о профессиональных качествах требуемых  к различным профессиям.

Ведущий называет профессию, а остальные  называют качества, которые необходимы в данной профессии.

 

«Игра в лотерею»

Цель: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

Понять необходимость активных действий по выбору профессий.

Материал: ручки, карточки.

Участники пишут на отдельных карточках  названия профессий, которыми они хотели бы заняться в течении жизни. Заполняется от 1 до 3 карточек. Далее карточки перемешиваются и каждый участник тянет только одну ( как лотерейный билет).

Затем обсуждаются результаты.

Вывод: на судьбу надейся, а сам  не плошай.

 

« Силовое поле выбора»

Цель: анализ факторов, влияющих на выбор профессии,

Определение степени влияния этих сил.

На раздаточных бланках знаком «+» отмечаются те факторы, которые положительно влияют на выбор профессии, а знаком « - » те, которые влияют отрицательно.

 

«Рейтинг ошибок»

Цель: анализ типичных ошибок при выборе профессии

Нахождение способов защиты от ошибок.

В раздаточных материалах «ошибки  в выборе профессии» учащиеся отбирают для себя 3 наиболее  «опасные»  по их мнению. Т.е. существует большая  вероятность совершить именно эту  ошибку.

После этого участники называют номера. Потом выделяются ошибки, которые имеют наибольший рейтинг среди учащихся.


Обсуждение:

  1. Что нужно ПРЕКРАТИТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?
  2. Что нужно ПРОДОЛЖАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?
  3. Что нужно НАЧАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?

 

«Жил – был у  бабушки серенький козлик»

Цель: научить участников находить свою долю ответственности за принятые решения.

Рассказ: жил-был у бабушки серенький  козлик… Всем известно, что потом  с ним стало. Кто в ответе за то, что остались от козлика рожки да ножки? Виноват ли сам козлик, что отлучился в дремучий лес? А может, виноват злой Серый Волк, задравший с голодухи несчастное животное?

Некоторые уверены, что за ситуацию полностью отвечает та самая бабушка, которая оставила козлика без присмотра…   Вы согласны?

Попробуйте выразить свое мнение в  виде графической диаграммы.

 Теперь участники должны  подумать и высказать свое  мнение о том, кто больше  влияет на самих учеников по  вопросу выбора профессии. И  показать это графически.

 

 

3. ИГРЫ 

    1. Знатоки профессий.

     Участники игры садятся  в круг. В центре – ведущий.  Он говорит: «Внимание!» - и  указывает на любого игрока, называя  громко и четко любую букву  (кроме ъ, ь, й, ы). Игрок, на  которого указал ведущий, должен  быстро назвать профессию на эту букву. (Например: М – маляр, У – учитель).

    Тот, кто не успевает, выбывает из игры. Победителю  присваивается звание «Знаток  профессий».

 

    1. Пантомима.

     Все рассаживаются  на стульях, расставленных вдоль  стены помещения. Один из участников игры – ведущий. Он показывает жестами и мимикой характерные признаки (особенности) одной из профессий.

     Каждый игрок поднятием  руки заявляет о своем желании  правильно назвать профессию.  За верные ответы игроки получают  жетоны. По окончании игры объявляется победитель.

     В игре используются  профессии, наиболее доступные  для пантомимы. Например, милиционер  – регулировщик, маляр, плотник,  скрипач, пианист, шофер, официант, бармен, пианист, почтальон, врач  и др..

 

 

    1. Слабое звено.

Учащиеся встают в круг около столов. Ведущий учитель.

Учитель задает вопросы, составленные на основе профессиограммы.

Например.

  1. Назовите профессию, которая начинается с буквы – М?
  2. Перечислите работы, которые выполняет маляр.
  3. Какие виды ответственности вы знаете?
  4. Что включает в себя административная ответственность?
  5. Что включает в себя материальная ответственность?
  6. За что маляр несет уголовную ответственность?
  7. Что такое – спецодежда?
  8. Перечисли элементы спецодежды маляра.
  9. Какими личностными качествами должен обладать маляр?
  10. Объясните личностное качество –развитое чувство самоконтроля.
  11. Зачем маляру нужно хорошее зрение?
  12. Что должен знать маляр?
  13. Почему краска называется – МАСЛЯНОЙ?
  14. Из чего делают олифу?   И так далее.

 

Слушая ответы учащихся учитель  определяет слабые звенья и объявляет победителя «Сильное звено». Иногда ведущим можно ставить ученика, у которого хорошие знания по предмету.

 

4. ВИКТОРИНЫ.

 

      1. Это интересно.

 

  1. В каком году и кем  была создана швейная машинка?
  2. Кто первый: мужчины или женщины – начали вязать на спицах?
  3. Назовите профессию, которая заканчивается на букву – Р.
  4. Из приведенного списка назовите те профессии, которые:

А). Почти или совсем исчезли.

Б). Появились только в 20-м веке.

В). Появились в последние десятилетия.

       ( Оператор ЭВМ,  тракторист–моторист, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, летчик, врач, бухгалтер, экскурсовод, клоун, гувернер, педагог).

  1. Из перечня приведенных понятий выберете те, которые обозначают специальности: ( токарь, хирург, директор школы, пианист, шахтер, маляр).
  2. Выберите из приведенного списка профессий и специальностей те, которые входят в производственную сферу: (сборщик часов, овощевод, кулинар, учитель, медсестра, инженер-строитель, водитель трамвая).  
  3. Из каких исходных продуктов вырабатываются ткани: капрон, нитрон, полиэстр?
  4. В сказке А. С. Пушкина «о попе и о работнике его Балде» упоминается вареная полба. Из какой хлебной культуры изготавливается это блюдо?
  5. « По сусекам поскреби, по амбарам  помети» - из русской народной сказки. Что такое амбар, сусека, закром?

 

 

      1. Вопросы – загадки.

 

  1. Кто из русских царей владел четырнадцатью ремеслами?
  2. Кто по профессии был А. П. Чехов?
  3. Определите профессии, для которой необходимы следующие предметы: одеколон, ножницы, расческа.
  4. Определите профессии, для которой необходимы ножницы и линейка.
  5. Назовите профессии, которые начинаются на –Ш.
  6. Что такое безработица?
  7. Как называется документ, с помощью которого можно оформить человека на работу?
  8. Чем занимается провизор?
  9. Он несет, не пашет, но отвечает за урожай. Кто он?

 

 

5. РЕБУСЫ.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. КОНКУРСЫ.

 

  1. Мини-конкурс  «Кино».

Ведущий перечисляет несколько  названий кинофильмов и просит учащихся назвать профессии, встречающиеся  в этих фильмах, Каждой команде на размышления дается 3-4 мин.

 

  1. «Третий лишний».

     Ведущий предлагает из трех названных слов одно лишнее по смыслу.

     Например, программист,  компьютер, закройщик. Здесь лишнее  слово –           компьютер, так как оно обозначает  средство труда, а остальные  – профессии.

     Примеры связок слов:

  1. Режиссер, кинофильм, кинооператор.
  2. Маляр, штукатур, шпатлевка.
  3. Дрель, коловорот, рубанок.
  4. Азбука профессий.

Ведущий на карточке показывает какую-либо букву и задает вопрос о профессии, которая должна начинаться с этой буквы. Учащиеся отвечают. Например, буква  Б – рабочий-строитель, участвующий в закладке фундамента здания (бетонщик);  буква П – человек, профессия которого помогает людям иметь красивые прически (парикмахер), и так далее.

 

     

  1. Что ни шаг, то профессия.

Участники из каждой команды по очереди  выходят из строя, начинают маршировать и на каждый шаг называют профессию.

Если участник одной команды  сбился или повторился, он останавливается. Затем выходит участник второй команды  и делает то же самое, не повторяя уже  названные профессии. Если он собьется, право хода переходит к первой команде. Каждый участник выступает только один раз.

Информация о работе Формирование готовности к профессиональному самоопределению у выпускников специальной (коррекционной) школы