Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:45, методичка
В настоящее время предъявляются существенно более высокие требования к профессиональной подготовке выпускников специальной (коррекционной) школы. Это делает особо актуальной проблему качественной подготовки детей с нарушениями в развитии к самостоятельной жизни и профессиональному труду.
Формирование готовности к профессиональному самоопределению у выпускников специальной (коррекционной) школы.
В настоящее время предъявляются
существенно более высокие
Все это позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленной ранней профориентационной работы среди учащихся для облегчения их последующего трудоустройства.
Структурные основные элементы профориентационной работы среди детей с отклонениями в развитии наполняются содержанием в зависимости от возрастных этапов развития ребенка, от имеющихся у него нарушений, реабилитационного потенциала и трудового прогноза.
Подготовительный этап:
1 – 4 классы
На первом этапе идет:
- знакомство с миром профессий
через профессии их родственник
- развитие интересов и способностей,
- формирование навыков саморегуляции, коррекция эмоциональных и психологических нарушений,
- привлечение учащихся к
После 4 класса перед началом
Ориентировочный этап:
5 – 7 классы
На втором этапе основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий. Идет расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости и пластичности психических функций, изучение основ домашней экономики.
В профессиональном плане продолжается профпропаганда и профориентация на доступные виды деятельности, формируются реальные профессиональные планы и установка на общественно-полезную деятельность, проводятся трудовые пробы.
Формирующий этап:
8 – 9 классы
На третьем этапе
Производственный этап:
10 класс
Основной целью данного этапа является формирование готовности к профессиональному самоопределению, участие в производительном труде, формирование навыков делового общения и адекватной самооценки, гибкости психических функций, установок на принятие ролевых позиций. Продолжаются осуществление профдиагностики и тестирования, формирование и коррекция профессиональных планов. Педагоги вместе с родителями помогают подростку в выборе места профессиональной подготовки или в трудоустройстве.
Помимо 4 основных профилей трудового обучения, мы вводим в программу изучение элементов смежных профессий. Для штукатурно-малярного дела – это элементы профессий облицовщик, каменщик. Поэтому, мы столкнулись с необходимостью разрабатывать профессиограммы и для названных специальностей и сейчас на уроках постоянно с ними работаем. Профессиограмма позволяет нам подробно рассмотреть профессию, определить в ней психологические качества, познакомить учащихся с содержанием и характером труда, психофизическими требованиями.
ПРОФЕССИОГРАММА
1.Название профессии. ПЛИТОЧНИК-ОБЛИЦОВЩИК
2.Описание видов работ.
Облицовка плиточными материалами – это слой отделки поверхностей из искусственных плиток, плит, профильных деталей, прикрепляемых к отделываемой поверхности на растворе, на клею или иными крепежными элементами.
К плиточным работам относятся подготовка поверхностей под облицовку, провешивание поверхностей, подготовка материалов (плиток), резка и заточка облицовочных плиток, подготовка растворов для наклейки плиток, наклеивание плиток, заполнение раствором швов между плиток.
3.Виды ответственности.
Ответственность
за неисполнение своих
-добросовестно исполнять свои трудовые обязанности,
-соблюдать правила
-соблюдать трудовую
- выполнять установленные нормы труда,
-соблюдать требования по
- бережно относиться к
- незамедлительно сообщать работодателю или непосредственному руководителю о возникновении ситуаций, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Материальная
ответственность за
Уголовная ответственность за:
- преднамеренное использование
неисправных средств
- преднамеренное использование
экологически опасных
4.Предполагаемая специальная одежда.
Индивидуальные средства защиты должны создавать благоприятные для организма человека соотношения с окружающей внешней средой и обеспечивать оптимальные условия для трудовой деятельности, обеспечивать высокую степень защитной эффективности и удобство при эксплуатации, отвечать требованиям технической эстетики.
Таковыми являются:
костюмы, полусапоги кожаные,
сапоги резиновые, каска,
5.Требования к личностным качествам плиточника-облицовщика.
Плиточник-облицовщик должен иметь хорошее зрение и глазомер (линейный, плоскостной, объемный), хорошее цветоразличение.
Плиточнику-облицовщику
Облицовочные работы требуют ловких, соразмерных и точных движений.
6.Требования к физическим качествам.
Профессии плиточника-облицовщика учащиеся могут обучаться в школе и училище, а после окончании работать по этой специальности на производстве учащиеся, имеющие допустимые нарушения основных функций организма:
Медицинские противопоказания к профессии:
Специфические требования: возраст приема на работу - 18 лет ЛУО, пол не регламентируется. Медицинские ограничения регламентированы «Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ».
7.Общепрофессиональные умения и навыки.
По школьной программе предусмотрено
освоение профессии плиточника-
Плиточник-облицовщик II разряда должен уметь:
Выполнять простейшие работы при облицовке керамическими, стеклянными, другими плитками:
По городу выпускники могут работать: в строительных управлениях «Отделстрой», «Ремстрой», в бригадах, которые организовываются стихийно из специалистов – профессионалов, которые выполняют малярные работы старательно и квалифицированно и где поддерживается строгая дисциплина, в различных строительных фирмах.
Для лиц с легкой степенью умственной отсталости оптимальная форма организации труда является групповая (звено, бригада) с участием здоровых работников, которые оказывают положительное влияние (создают условия для взаимопонимания, выработки адекватных трудовых навыков, стимулирование интереса к труду.
9. Возможная карьера.
В первый раз тарификационный разряд устанавливается в соответствии с действующей в строительной отрасли системой тарификации по окончании ПУ. Далее повышение квалификации плиточника-облицовщика осуществляется на предприятиях с целью обновления и расширения знаний и умений, повышения профессиональной квалификации на базе средних и высших учебных заведений.
У нас в городе для повышения квалификации отделочников существует «Учебно-курсовой комбинат».
На производстве, в строительных управлениях заработную плату плиточники-облицовщики получают в зависимости от качества сделанной работы и соответствующего разряда с учетом тарифных коэффициентов.
Заработная плата специалиста 6 разряда в 2 раза больше, чем у рабочего 1 разряда. Согласно расценкам плиточных работ, действующим по городу, заработная плата плиточника-облицовщика составляет от 5 до 10 тысяч рублей в месяц.
В настоящее время у нас в
России сложились рыночные отношения.
Рынок удовлетворяет любые
Профессия «отделочник» очень
востребована в нашем городе.
Если посмотреть городские
В стране идет большая реконструкция
старых предприятий, вводится в действие
и осваиваются новые
В строительстве применяются