Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа
Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).
Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
6 -47
6– 19
18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226
Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся различать., где гудит пароход (у-у-у), далеко (тихо) или близко (громко), какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом); кто плачет: мальчик (а-а-а низким голосом) или девочка (а-а-а высоким голосом).
4. Логопед выставляет перед
5. Детям раздаются картинки
IIIэтап. На занятиях этого этапа мы учили детей различать слова, близкие по звуковому составу. При этом мы использовали следующие игры.
1.Логопед показывает детям
Вначале мы брали слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
Усложнение подобных игр – упражнений состояло в следующем. Детям предлагается поднимать красный кружок, если логопед «ошибается», и зеленый, если слово, по их мнени, произнесено правильно. Это требует от ребенка большей внимательности.
2. Логопед выставляет на
3. Логопед выставляет на
ком бак сук ветка
дом рак лук клетка
сом мак жук пятка
лом моток
4. “Недовольный Саша”. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
5. “Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
6. “Незнайка запутался”.
Логопед рассказывает детям
7. “Придумай слово”. Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).
8. “Чем отличаются слова”.
Логопед предлагает детям
9. “Лишнее слово”. Логопед
четко произносит слова и
канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т.д.
10. “Лишнее слово” (второй вариант). Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
мак, бак, так, банан;
сом, ком, индюк, дом;
лимон, вагон, кот, бутон;
мак,бак, веник, рак;
совок, гном, венок, каток;
пятка, ватка, лимон, кадка;
ветка, диван, клетка, сетка;
каток, моток, дом, поток и т. д.
11.“Мое слово”. Логопед
предлагает ребенку три
картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;
картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;
картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.
12. “Поэт”. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису, белку).
Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.
13. “Расставь по местам”.
Логопед читает стихотворение
и предлагает ребенку выбрать
из близких по звуковому
Я тебе задачу дам — все расставить по местам:
Что скатали мы зимой...? Что построили с тобой...? На крючок в реке попал...? Может все, хоть ростом мал...?
Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.
Я опять задачу дам — все расставить по местам:
Что стащил игривый кот...? Детям мамочка плетет...? С гор спускается, течет? Что за скользкий, ровный лед...?
Слова для выбора: каток, поток, венок, моток и т.д.
IV этап. На этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. Начинали мы с такой игры.
1. Логопед произносит слоговой ряд, например: на – на –на – па. Дети должны определить и сказать, что здесь лишнее.
Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на – но – на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т. д.
2. Логопед вызывает водящего
и говорит ему на ухо
Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять красный кружок, если слоги одинаковые, если разные – спокойно сидеть, или если разные – поднять красный кружок, одинаковые – зеленые.
3. Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками:
та-ка-па |
па-ка—та |
ка-на-па |
га-ба-да |
фа-ха-ка |
ма-на-ва |
ба-да-га |
ка-ва-ха |
и т.д. |
Аналогично — с гласными у, о, ы;
4. Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):
па-ба |
та-да |
по-бо |
ка-га |
пу-бу |
фа-ва |
са-за |
шу-жу |
и т.д. |
па-ба-па |
та-да-та |
ва-фа-ва |
по-бо-по |
да-та-да |
фа-ва-фа |
пу-бу-пу |
ка-га-ка |
са-за—са |
пы-бы-пы |
га-ка-га |
зу-су-су |
и т.д. |
5. Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:
па-пя |
по-пё |
пу-пю |
пы—пи |
ма-мя |
мо-мё |
му-мю |
мы-ми |
ва-вя |
во-вё |
ву-вю |
вы-ви |
та-тя |
то-тё |
ту-тю |
ты-ти |
и т.д. |
6. Повторение серий слогов
с наращиванием стечения
па-тпа |
на-пна |
ка-фка |
фа—тфа |
та-пта |
на-фна |
ка-тка |
ка-пка |
та~фта |
ма-кма |
на-кна |
та-кта |
и т.д. |
Аналогично — с другими гласными звуками.
7. Повторение серии слогов
с общим стечением двух
пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фту-фты тпа-тпо-тпу-тпы и т.д. |
тма-тмо-тму—тмы кна-кно-кну-кны фка-фко-фку-фкы пна-пно-пну—пны |
8. Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении:
пта-тпа пка-кпа фпа-пфа и т.д. |
кта-тка фка-кфа гда-дга |
фта—тфа хта-тха вба-бва |
9. Игра “Телефон”. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, су—су—со, па—па—са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
10.Игра “Какой отличается?”.
Логопед произносит серию
Постепенно в течение этого периода дети овладевают умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Vэтап. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти. Причем начинали мы обязательно с дифференциации гласных звуков.
1. Логопед раздает детям
Затем мы усложняли эту игру следующим образом:
Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН