Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа
Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).
Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
6 -47
6– 19
18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226
С целью выявления возможных причин нарушения звуков изучались особенности строения артикуляционного аппарата (губ, языка, зубного ряда, твердого и мягкого неба). Кроме того, в нашей работе была поставлена задача изучения психомоторики детей экспериментальной группы по двум направлениям: исследование орального праксиса, а также моторики кистей и пальцев рук. Нами использовались специально подобранные упражнения теста Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адаптирована Н. А. Рычковой применительно к разным возрастам), с помощью которого мы определяли двигательные функции (объем и точность движения, возможность переключения, истощаемость и т. д.). При составлении схемы обследования орального праксиса внимание было направлено на изучение сохранности кинестетической и динамической организации движений, возможность выполнения действий в условном плане по речевой инструкции. Детальное изучение моторики кистей и пальцев рук проводилось по следующим параметрам: статическая координация движений, динамическая координация движений, переключаемость, ритмичность движений, сохранность сложных форм праксиса. праксис
Для исследования состояния звукового анализа использовалась методика, уже апробированная в работах Г. А. Каше, Р. И. Лалаевой, В. К. Орфинской, Е. Ф. Соботович и др. При подборе речевого материала на этом этапе мы учитывали, во – первых, влияние звуковых соседей на заданный звук и его положение в слоге и слове, т.е. фонетические условия (В. И. Бельтюков, В. К. Орфинская, Л. В. Щерба); во – вторых, состояние произносительных навыков обследуемых дошкольников.
Методика эксперимента включала серию из пяти заданий.
В серии, цель которой состояла в выявлении у детей общей направленности на звуковую сторону речи, вошли два задания. В первом детям предлагалось назвать звук, который встречается во всех предложенных словах, например: марка, лампа, дом, Дима. Во втором задании испытуемые должны были отобрать предметные картинки, в название которых входит заданный звук. Всего было предложено 5 наборов. Каждый набор содержал картинки с изображениями предметов, в названия которых входит заданный звук, и предметов, в названиях которых данный звук отсутствовал. Картинки подбирались с таким расчетом, чтобы этот звук находился в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова.
Следующие задания серии были направлены на выявление умения выделять звуки разных фонетических групп (гласные, согласные) из слов разной слоговой сложности (типа: уши, мак, слон, волк, окно), находящиеся в различных позициях в анализируемом слове. Третье задание требовало выделения ударного гласного в начале слова. В четвертом и пятом заданиях дети должны были выделить начальный и конечный согласный. Подробно методика представлена в приложении №1.
В основу обследования легли методологические принципы.
Применительно к обследованию ребёнка – это требование всестороннего изучения и оценки деятельности ребёнка различными специалистами.
Предполагает обнаружение не просто отдельных симптомов нарушенного развития, а, прежде всего связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а так же наличия сохранных звеньев. Согласно современным представлениям о структуре дефекта для дошкольников с ОНР (III уровня) типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы.
Отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности.
Применительно к обследованию ребёнка – это требование всестороннего изучения и оценки деятельности ребёнка различными специалистами.
Предполагает обнаружение не просто отдельных симптомов нарушенного развития, а, прежде всего связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а так же наличия сохранных звеньев. Согласно современным представлениям о структуре дефекта для дошкольников с ОНР (III уровня) типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы.
Отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности.
Для оценки состояния речевых и неречевых функций и процессов у дошкольников с ОНР (III уровня) использовался количественный метод обработки данных (баллльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты). Следует подчеркнуть, что количественная оценка и составленный на её основе оценочный профиль состояния речевых и неречевых процессов и функций у дошкольника с ОНР (III уровня) ни в коей мере не заменяют речевую карту, направленную на качественный анализ полученных результатов обследования. Сочетание количественного и качественного подходов может обеспечить объективную картину состояния речи у ребёнка с ОНР (III уровня).
2.2. Результаты контрольного эксперимента.
Сопоставление речевых профилей детей позволяет более четко и обоснованно подтвердить наличие общих кардинальных нарушений фонетики и фонематики, характерных для ОНР (Ш уровня), и показать, что выраженные индивидуальные различия не выходят за рамки этой категории. В основном успешность детей характеризуется I уровнем, что свидетельствует о тяжелом системном речевом дефекте – т.е. несформированность всех сторон речи. Это чрезвычайно важно для организации фронтальной и индивидуальной работы.
В результате проведения большого объёма экспериментальной работы, основанной на развёрнутом обследовании речевых и неречевых функций и процессов, были получены среднегрупповые данные. Наиболее неблагоприятной стороной является сенсомоторная. Страдает как фонематическое восприятие (параметр 1 на профиле), так и артикуляционная моторика (2), что является основой для звукопроизносительного дефекта (3).
Как видно из сравнительной диаграммы среднегрупповых результатов диагностики выполнения речевых проб дошкольниками экспериментальной и контрольной групп показатели в процентном отношении приближены (см. график №1,диаграмма №2).
График №1
Сравнительные графики среднегрупповой успешности выполнения
речевых проб дошкольниками экспериментальной и контрольной групп
(начало учебного года)
Диаграмма №2
Среднегрупповая успешность выполенния речевых проб дошкольниками экспериментальной и контрольной групп
(начало учебного года)
Для дошкольников с ОНР (Ш уровня) экспериментальной группы характерно значительное преобладание полиморфных нарушений звукопроизношения над мономорфными. В большинстве случаев нарушения звукопроизношения охватывают три и более фонетические группы звуков. Анализируя полученные данные, мы обнаружили, что в экспериментальной группе у 30 % (3) было нарушено произношение трех групп звуков, а у 70 % (7) нарушенными оказались звуки четырех фонетических групп.
На первом месте
среди звукопроизносительных
У 90 % отмечалась стойкая замена одного звука другим во всех видах речевой деятельности (слогах, словах, фразах). Замене подвергались сонорные р — л, л — л,л — в и и, шипящие звуки ш — с, ж — з.
Овладение произношением
фонем предполагает
Исследование орального праксиса у детей экспериментальной группы показало наличие у них затруднений при выполнении заданий на динамическую организацию движений. Правильно и в нужной последовательности все движения никто не выполнил. С небольшими ошибками выполнили задания 4 ребенка (40%), у остальных результаты были хуже. Некоторым из испытуемых потребовались тренировки для воспроизведения задания. Елена В., Александр К., Денис М., Юлиана Р. не справились с заданием: быстро выполняли первое движение и не могли сразу переключиться на второе, начинали выполнение пробы с последнего движения, теряли последовательность.
Для большого числа детей экспериментальной группы (6 человек —60%) была характерна недостаточная точность речевой моторики, что проявлялось в напряжении мышц языка, трудностях удержания позы языка («трубочка», «чашечка») и переключения органов артикуляции с одного положения на другое - длительных поисках нужного положен
Движения языка при этом были неловкими, неточными. При выполнении заданий типа «сделать язык чашечкой — иголочкой — лопаточкой»: нарушалась плавность переключения и последовательность движений, сами движения выполнялись неорганизованно, хаотично, с несколькими попытками. Большинство испытуемых смогли выполнить предложенные задания только по подражанию после нескольких попыток; некоторые дети действовали более уверенно, но очень медленно.
Наличие затруднений у детей экспериментальной группы при выполнении заданий на оральный праксис говорит об определенной недостаточности динамической и кинестетической основы движений.
Таким образом, при исследовании объема и качества движения мышц лица отмечались затруднения при выполнении произвольных движений: не могли изолированно наморщить лоб, поднять брови вверх. Обследование артикуляционной моторики выявило следующие нарушения:
Овладение произношением фонем в значительной мере зависит от состояния речеслуховой и речедвигательной функций. Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию. Изучение состояния фонематического восприятия выявило у большинства испытуемых 7 детей (70%) наряду с дефектами произношения звуков трудности их дифференциации, причем в последнем случае диапазон звуков был более широким, чем при нарушениях произношения. Так, если отмечалось смешение свистящих и шипящих, свистящих и аффрикат, сонорных р и л, то трудности слуховой дифференциации также касались звуков указанных групп и, кроме того, твердых и мягких, звонких и глухих согласных.
Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН