Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).

Содержание

Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

6 -47
6– 19

18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников .doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

8.  Произношение звука  в связной речи.

Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

  • развитие воображения и творческой фантазии;
  • развитие словотворчества;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

 Используются задания с известными  чистоговорками и поэтическими  произведениями – диалогами и стихами, которые насыщены изучаемыми звуками, занимательны и доступны, и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным).

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.

Развитие связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций. Решение проблемных ситуаций направлено на формирование логических умозаключений

Организуется пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитация движений, разыгрыванием сценок и т.д.)

Кроме того, попутно решаются задачи нравственно-эстетического воспитания детей.

9. Обучение элементам  грамоты – это завершающий этап занятия,  предусматривающий решение следующих задач:

  • познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
  • научить детей прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней;
  • научить писать печатным шрифтом букву, а также слоги и слова с ней.

При решении первых двух задач связывается звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети чётко понимают, что главным отличием звука от буквы является то, что звуки мы слышим, а букву видим и читаем. Варианты заданий для решения этих задач самые разные.

Естественно, что наиболее приемлемой формой организации занятия является игровая и такая, в которой с минимальными затратами решается более полный комплекс задач.

  1. Итог занятия.

 Дети закрепляют полученные  знания в играх «Театр» (гласные  звуки стоят на сцене, согласные  звуки – зрители) дети определяют, куда надо отнести пройденные звуки; определяется их место в Звуко-буквенном городе  (игра «Посели звук в его квартиру»). Цель: закрепление знаний детей о твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.

На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется результативность. Естественно, она не проводится в форме «Это хорошо, а это плохо». Скорее, здесь присутствует положительная эмоциональная оценка типа:

«Спасибо. Дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстр закончилось и приходиться расставаться». Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индививидуальной оценке отмечается активность, удача, пусть даже маленькая, или просто хорошее настроение того или иного ребёнка. А реакция на неудачи – пожелание ребёнку активно работать и всё получится, поселить надежду на успех в последующих занятиях, убедить, что отчаиваться не стоит.

В не меньшей степени важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?» Иногда итог занятия предлагается в игровой форме.

Очень важно, чтобы в заключительном «аккорде» занятия прозвучала положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше.

Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствовало спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Дети на логопедических занятиях вырабатывали навык продуктивной учебной деятельности, устранялась фонетико-фонематическая недостаточность, развивалась связная речь, формировался навык звукового анализа. Работа по звукопроизношению  сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).

В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон потверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время в занятиях воспитателя и в процессе режимных моментов.

Традиционными формами коррекционной работы по развитию двигательной сферы у детей с ОНР, проводимой в логопедических группах, являются: артикуляционная гимнастика (динамическая и статическая), физминутки и физические упражнения, пальцевая гимнастика. Развитием моторики занимаются логопед и воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию на всех типах занятий, во время игр на прогулках, во второй половине дня, во время музыкальных и спортивных развлечений.

  Игровым приемам в работе  с детьми, имеющими ОНР в методической  литературе до недавнего времени  уделялось мало внимания. Поэтому мы разработали и применили на практике комплексы игровых приемов с использованием наглядных средств, которые способствуют более успешному решению задач коррекции у детей с речевой патологией двигательных нарушений. При разработке методики коррекции нарушений двигательной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи мы опирались на приемы и методы, описанные в работах О. С. Бот, Л. Б. Дмитриева, Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Н. И. Озерецкого, Е. Ф. Соботович, Л. С. М. Е. Хватцева .

Среди разнообразных двигательно – оздоровительным моментов, организуемых на дошкольных занятиях, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и т. д. Учитывая важность данной проблемы, мы постарались сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной.

 Однако этот развивающий  потенциал может быть реализован  лишь в том случае, если движения  рук дошкольников будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Активно участвуя в зарождении и передаче образов воображения, движущиеся руки способны в буквальном смысле слова приоткрыть дверь в завтрашний день ребенка и очень многому научить его голову. Впрочем, по словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать, что именно мелкие мышцы руки подобно высшим отделам коры головного мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи.

Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивалась точность руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Проводя работу по развитию мелкой моторики  мы старались:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев рук с речью детей.
  2. Проводить данный вид работы регулярно, включая ее во все виды занятий.
  3. Использовать динамические и статические упражнения.
  4. Повысить интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
  5. Желательно, чтобы ребенок не только создавал и воплощал  посредством движений собственных рук те или иные образы, но еще и эмоционально вживался в них, прислушивался к  своим телесным ощущениям.

Можно выделить три блока в системе работы по развитию ручного праксиса.

Первый блок включает выработку обобщенного двигательного образа предмета:

А/ пальцевая гимнастика:

    • показ конкретных предметов жестом, например: телефон, ложка, дерево;

“Молоточки”. Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет логопеда, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

“Бинокль”. Второй, третий, четвертый, пятый пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

“Филин”. Сделать “бинокль” и разъединить сомкнутые пальцы рук.

“Заборчик”. Поставить локти на стол, соединить ладони рук друг с другом. Последовательно, начиная с мизинцев, переплетать пальцы рук друг с другом.

Вариант: сделать “заборчик”, одновременно переплетая пальцы рук друг с другом.

“Человечки”. Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем — одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.

“Раки”, Положить на стол ладони рук: правая — с сомкнутыми пальцами, левая — с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

 

    • имитация жестом различных действий: есть, забивать гвозди молотком, пилить, вдевание нитки в иголку и т. д.;

       Б/ упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, направленные на преодоление рецепторной апраксии. Сюда вошли следующие виды работы:

    • плетение косичек, вышивание шнурком, завязывание бантов, фартука, галстуков и  наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец ( получается колечко или спираль), завязывание узлов на толстой веревке, на шнуре и т. п.;
    • закручивать шурупы, гайки;
    • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку (леску);
    • застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
    • запускать пальцами мелкие волчки;
    • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
    • мять руками поролоновые шарики, губки;
    • игры с мозаикой, кубиками, конструктором;
    • складывание матрешек;
    • игры с вкладышами
    • зашнуровывать ботинок, сапожек.

       Второй  блок включает выработку обобщенного зрительного образа предмета:

         А/ обводка плоских фигур, изображающих различные предметы и их штриховка;

    Б/  рисование по опорным  точкам;

    В/ дорисовывание второй  половины рисунка, что особенно  эффективно с точки зрения  кинесиологии мозга;

    Г/ рисование по образцу, не отрывая карандаша от бумаги.

       Третий  блок включает выработку обобщенного тактильного образа предмета:

    А/ выкладывание мелкими  предметами (фасоль, гречка, ракушки, косточки, семечки и т. п.) или спичками (палочками) различных узоров по пластилину, нанесенному на фанеру или картон;

    Б/ мозаика из пластилина, бархатной бумаги; выкладывание  заданного рисунка шарами или  колбасками на фанеру или картон; 

    В/ лепка геометрических  фигур, цифр, букв, игрушек или предметов;

    Г/ обклеивание пластилином  пластиковой или стеклянной бутылки и придание ей формы вазы для цветов, чайника, самовара и т. п.

   Остановимся подробнее на  содержании первого блока.

   Умение свободно и непринужденно  пользоваться движениями своих  рук воспитывается специальными  упражнениями. Это – начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом мы следили, чтобы движения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.

Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН