Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, дипломная работа
Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий с использованием игр, направленных на коррекцию фонетико – фонематических нарушений у старших дошкольников с речевыми нарушениями и апробировать ее эффективность.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.).
Введение 2-5
Глава I. Современные взгляды в отечественной логопедии на состояние звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
1.1. Понятие о звуковой культуре речи и фонематических процессах. Развитие этих процессов в онтогенезе.
1.2. Понятие ФФН. Степени ФФН и психолого–педагогическая характеристика дошкольников с ФФН.
1.3. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
1.4. Сравнительный анализ методик формирования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
6 -47
6– 19
18- 40
40 -48
Г лава II. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников.
2.1. Сравнительный анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
2.2 Цель и задачи констатирующего эксперимента, характеристика контингента.
2.3. Структура и содержание эксперимента.
49 – 58
58 -79
Глава III. Результаты эксперимента.
3.1. Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием.
3.2.Результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
3.3. Сравнительный анализ результатов обследования звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с нормальным речевым развитием и ФФН.
3.4. Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
80 - 171
Заключение. 172-175
Библиография. 176-180
Приложение. 181-226
«МЫТЬЕ РУК». Попробуем вместе с детьми проимитировать процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Итак: напор – нормальный. Движения рук – широкие, неспешные, плавные. Но вдруг напор уменьшается. Движения становятся более сосредоточенными и немного напряженными – воду приходится специально растирать по поверхности рук, следя, чтобы был промыт каждый участок этой поверхности. И вот уже струйка совсем стала тонкой. Мы с силой втираем воду в кожу, напряженно смыкая поверхности обеих рук; возможно, начинаем торопиться (а вдруг совсем выключат воду!). Но неожиданно напор вновь становится нормальным, и мы опять моем руки привычным способом. Задание повторяется. Здесь важно вызвать у детей ощущение контраста.
«ДИРИЖИРОВАНИЕ». Произвольные ритмичные движения рук под музыкальное сопровождение или без него. Это упражнение можно включать не только в музыкальные, но и во все остальные занятия. Так, дирижированием полезно сопровождать выполнение упражнений в счете на занятиях по развитию элементарных математических представлений и т. п.
УПРАЖНЕНИЕ «РАДУЖНЫЕ БРЫЗГИ». Встряхивание расслабленных кистей в различном темпе, имитирующее разбрызгивание капель воды.
Но начинали мы с простейших упражнений. Показав его 2 раза, предлагали затем детям выполнять только по нашей команде, без показа. Это развивает слуховое внимание детей.
При этом мы обращали
Предлагая ребенку выполнять различные упражнения для рук, мы постепенно усложняли их. Ребенок при этом исполнял различные «роли».
«Петрушка».
Слегка наклонившись. Прямые провисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.
«Балерина».
Стоя. Широкий взмах руками, разведенными в разные стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.
«Маятник»
Слегка наклонившись. Руки – вниз, перед собой, раскачиваются параллельно вправо-влево.
Для того, чтобы сделать
работу по развитию пальцевой
моторики регулярной и результа
Стихотворные тесты, по мнению
Т. А. Ткаченко, позволяют также нормализовать
темп речи детей, добиться большей
ее плавности, ритмичности, что положительно
сказывается на формировании
слоговой структуры слова, а в
конечном счете – на совершенст
Физминутки проводятся
Мы наблюдали, что сначала у большинства детей возникали трудности: пальцы малоподвижны, движения не точны, темп даже самых легких упражнений замедленный. Но постепенно дети овладели самыми сложными упражнениями. В ходе физминуток, мы предлагали детям как бы «конструировать» из пальцев предметы и объекты. Дети изображали цветы, деревья, животных, птиц, различные предметы. Такая необычная игровая деятельность вызывала у них интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяло максимально мобилизовать их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Разученные сценки – упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх.
В сентябре месяце мы начинали с разминки пальцев рук – сжимание в кулак и разжимание пальцев. Движения производились одновременно двумя руками под счет «Раз – два. Раз – два». Для этого упражнения можно использовать и резиновые игрушки. Повторяется оно 5 раз.
«ЛЕПИМ УМЕЛУЮ И УВЕРЕННУЮ
РУКУ». Ребенку предлагается побывать
в роли скульптора, который превращает
в материале свои
Ваятель разминает глину,
добиваясь пластичности
Только такая крепкая
семья сможет решить сложные
задачи, уверенно преодолевать
Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
«Погладим котенка» - плавные движения, имитирующие соответствующие действия, выполняются сначала одной, потом другой рукой от 3 до 5 раз.
«веселые маляры» - синхронные движения кистей обеих рук вниз – вверх с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево - вправо (3 раза).
«Курочка пьет воду» - исходное положение (ИП): локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.
«Качаем лодочку» - ИП: пальцы сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.
«Веселый оркестр» - имитация игры на различных музыкальных инструментах.
Далее даются задания на удержание позы кисти руки:
«Зайчик» - ИП: рука опирается на локоть, выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
«Кольцо» - ИП: то же, большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
«Гусь» - ИП: то же, большой и указательный пальцы выпрямляются и соединяются в виде клюва, остальные пальцы зажаты в кулак.
На первых занятиях все
упражнения выполняются в
Постепенно задания
Упражнения, состоящие из
серии последовательных
Помимо коррекции движений, эти упражнения развивают память, внимание, четкое произношение, содействуют плавности, выразительности речи, что особенно важно для детей со стертой формой дизартрии, т. к. у них часто страдает просодика речи.
Начинаем с простых упражнений, типа «Пальчик – мальчик». Этот вид упражнений – прикосновение большого пальца к каждому другому пальцу на руке – мы проводим под разными названиями, что давало возможность варьировать задание.
Каждому пальцу поочередно задается вопрос: «Пальчик, пальчик, как тебя зовут?» Пальчики отвечают соответственно: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Кисти рук лежат на столе: ладонями вниз. Каждым пальчиком начиная с первого, когда задается вопрос, обращенный к нему, надо ритмично постукивать по столу. При ответе поднять пальчик как можно выше. У каждого пальчика своя эмоциональная окраска в голосе: низким голосом, с достоинством отвечает 1-й, хвастливо – 2-й, без особых эмоций – 3-й, грустно, с обидой - 4-й, весело, озорно – 5-й.
С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил,
С этим братцем – кашу ел,
С этим братцем – песни пел.
Воспитатель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему. Прикасается кончиком большого пальца поочередно к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.
2Б. Идут четыре брата навстречу старшему.
Мишка – середка, Гришка – сиротка
Да крошка Тимошка.
2В. То же упражнение выполняется
пальцами левой руки, те же
движения производить
2Г.
Воспитатель /В./ Повстречались два котенка. (Соединяются мизинцы обеих рук.)
Ребенок /Р./ мяу-мяу.
В. : Два щенка. (Соединяются безымянные пальцы.)
Р.: Ав-ав.
В.: Два жеребенка. (Соединяются средние пальцы.)
Р.: Иго-го.
В.: Два тигренка. (Соединяются указательные пальцы.)
Р.: Р-Р-Р.
В.: Два быка. (Соединяет большие пальцы.)
Р.: Му-у-у.
Стучит,
бренчит по улице,
Фома
едет по улице,
Тимошка
на кошке –
Туда
же по дорожке.
Более подробно материал представлен в приложении. Мы же в своей работе активно применяем комплексы, разработанные А. Роговиным, А. Толбановой, В. В. Цвынтарным.
Одним из направлений
первого блока нашей системы
развития ручного праксиса
Активно использовались игры в разнообразной предметной деятельности: шнуровка на специальных рамках, нанизывание колец на тесьму, бусинок на нитку, ягод рябины на проволоку – «Сельские украшения», перебор круп – «Золушка».
Информация о работе Формирование звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН