Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: теоретический анализ проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях; разработка учеб-но-методического комплекса по дисциплине «Роспись по ткани в технике ба-тик».
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать ФГОС НПО РФ по профессии 262019.01 – Художник по костюму.
2. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирова-ния знаний и умений у учащихся профессионального училища при изуче-нии курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях.
3. Разработать учебно-методический комплекс, включающий:
– программу дисциплины «Роспись по ткани в технике батик»;
– план конспект лекций;
– план лабораторного занятия;
– дидактические средства обучения учащихся;
– средства контроля и оценки учебных достижений обучаемых.
4. Подготовить педагогический эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях
1.1 Проблема формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища………………………………………………………………………….
1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений……
1.3 Пути решения проблемы формирования знаний и умений учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»………………………………………………………………..
2.Содержание обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
2.1 Современное состояние обучения у учащихся профессиональных училищ росписи по ткани……………………................................................................
2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища…………………………………………
3.Методика обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
3.1 Организация внеурочных занятий по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……........................................................................................................
3.2 Дидактические средства обучения на внеурочных занятиях ………………
3.3 Средства контроля знаний умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……………………………………………................................................
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
4.1Научный аппарат……………………………………………………………….
4.2Сроки и база эксперимента………………..........................................................
4.3Этапы эксперимента……………………………………………………….……
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………........................................................................ 4

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)

КЛЮЧ:

 


Тест №2


Тест №3

Задание: Впишите пропущенные слова-ответы.

1. Батик — batik — индонезийское слово. Часть слова — tik — на всех индонезийских языках означает «_ _ _ _ _» или «капля»; -ba — хлопчатобумажная ткань (точка)

2. Одним из значительных символов индонезийской культуры является «_ _ _ _» — древнейшее оружие яванцев — он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. (Крис)

3. _ _ _ _ _ _ _ он называется потому, что резервирующее вещество используется только в горячем виде. (Горячим)

4. При рисовании батика краски наносят на ткань _ _ _ _ _ _. (Кистью)

5. При _ _ _ _ _ _ _ _ _  росписи ткани резервирующий состав не используют. (Свободной)

6. Это  жгутовый способ окрашивания. Изделие или отдельные участки скручивают жгутом, закрепляя положение туго затянутыми нитями обвязки.

Техника называется  _ _ _ _ _ _ _.(лахерия)

 

Практическое задание № 1

Выполнить образец «стилизация цветка розы» 14-20 см.

Критерии оценки:

                  Есть сходство с розой, цветок декоративен, работа выполнена аккуратно, грамотно выбрано цветовое рещение.-5

                  Есть сходство с розой, цветок не достаточно  декоративен, работа выполнена аккуратно, грамотно выбрано цветовое рещение.-4

                  Есть сходство с розой, работа выполнена достаточно аккуратно, грамотно выбрано цветовое рещение.-3


Практическое задание № 2

Перенести рисунок на ткань, заправленную в пяльцы, используя шаблон.

 

Критерии оценки:

-                     Рисунок перенесен аккуратно и с четкими ровными линиями «5»

-                     Рисунок перенесен аккуратно, но с небольшими дефектами «4»

-                     Рисунок перенесен аккуратно, но с небольшими протеками «3»


4.Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»

 

4.1             Научный аппарат

 

Объект исследования – процесс обучения учащихся профессионального училища.

Предмет исследования – формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик».

Цель исследования – выявление эффективности развития в процессе обучения знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по разработанному учебно-методическому комплексу.

Задачи исследования

1.        Выявить исходный уровень формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища.

2.        Апробировать авторский учебно-методический комплекс.

3.        Обработать данные эксперимента.

4.        Сформулировать вывод о результатах исследования.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения учащийся профессионального училища будет применяться разработанный учебно-методический комплекс, то формирование знаний и умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик» будет происходить наиболее эффективно.

Методы исследования:

        теоретические – сравнение, обобщение, теория и практика решения проблемы исследования;

        эмпирические – наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся,  изучение литературы по теме, эксперимент-тестирование в виде электронной презентации.

Критерии эффективности экспериментальной работы:

Критерием эффективности применения учебно-методического комплекса, определяющим уровень формирования знаний и умений у учащихся, является коэффициент усвоения знаний и умений (к), который возможно выявить при выполнении учащимися тестов и практических заданий:

        высокий уровень:  ≥ 0,81 (обучаемый выполнил задание на «отлично», интересное композиционное решение, аккуратно нанес резервирующий состав, правильное цветовое решение);

        средний уровень:  = 0,7 – 0,8 (обучаемый выполнил задание на « хорошо», интересное композиционное решение, работа выполнена аккуратно, но имеются небольшие дефекты);

        низкий уровень:  ≤ 0,69 (обучаемый выполнил задание на « удовлетворительно», композиционное решение с явными недочетами, в работе имеются дефекты).

 

4.2             Сроки и база эксперимента

 

Эксперимент будет проводиться в 2012-2013 учебном году на базе Брянского профессионального училища № 5 во время педагогической и преддипломной практики.

В эксперименте будет принимать участие одна группа 2 года обучения профессии художник по костюму в количестве 19 человек.

Обучение будет проводиться на дополнительных занятиях. Экспериментальное тестирование будет проводиться дважды: до применения разработанных педагогических материалов с использованием техник и приемов и после их внедрения в учебный процесс данной группы. Заметим, что до проведения эксперимента занятия будут проводиться по методике, разработанной преподавателем данного учебного заведения, а в ходе эксперимента на занятиях будут применены новые эффективные техники и приемы росписи ткани, внедренные в разработанный нами авторский учебно-методический комплекс «роспись по ткани в технике батик». Темы занятий, предложенные в этой работе, соответствуют учебному плану данного учебного заведения. К каждому занятию будет подобрано содержание обучения, разработан план-конспект, электронные презентации, схемы и каталог изображений по курсу «Роспись по ткани в технике батик».

 

4.3    Этапы эксперимента

Эксперимент будет проходить в несколько этапов: пилотажно-поисковый, констатирующий, формирующий и контрольно-оценочный.

1. Пилотажно-поисковый этап

На данном этапе проводился отбор и анализ литературы по проблеме изучения учебных занятий по истории искусств, уточнялись цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования; разрабатывались диагностические   методики проведения эксперимента, производилась их корректировка.

2. Констатирующий этап

Проводился в выбранной группе. Происходило выявление доучебного уровня знаний учащихся, являющихся базовыми для успешного освоения курса «Роспись по ткани в технике батик». Применялись такие методы как наблюдение, изучение литературы по теме, выполнение творческих заданий.

Чтобы диагностировать исходный уровень сформированности знаний у учащихся и умений в экспериментальной группе нами была разработана и апробирована электронная презентация в виде теста по определению уровня сформированности знаний и умений до проведения эксперимента, разработанная на основе материалов уже пройденных тем.


Таблица первоначальных данных по уровню сформированности знаний и умений

         № вопроса

Код уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ку

1. Ч. Т.

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

0,3

2. Ф. А

+

+

+

 

 

+

+

 

 

+

0,6

3. Т. С.

 

+

+

+

+

+

 

+

+

 

0,7

4 С. Н..

 

 

 

 

+

+

+

 

 

+

0,4

5. С. В.

+

 

+

+

 

 

+

+

 

 

0,5

6. Р. Е

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

0,8

7. К. В.

+

 

+

+

+

+

 

 

 

 

0,5

8. К. М.

+

+

 

 

 

+

+

 

+

+

0,6

9. К. Л.

 

 

+

 

 

+

+

 

+

 

0,4

10. Л. О.

+

+

+

+

 

 

 

+

+

+

0,7

11. Л. П.

 

+

+

+

 

+

 

+

+

+/-

6,5

12. П.А.

+

 

+

 

+

+

 

+

 

 

0,5

13. П. Т.

+

+

+

 

+

+/-

+

+

+

 

0,75

14. Д. К..

+

 

 

 

 

+/-

+

+

 

+

0,45

15. Д. Е.

+

+

+

+

+

+

 

 

+

 

0,7

16. Д. Н.

+

 

+

 

+

+

+

 

 

 

0,5

17. С. Д.

 

 

 

+/-

 

 

+

+

+

+

0,45

18. В. Е.

 

 

 

+

 

+/-

 

+

+

+

0,45

19 Б. А...

+

 

 

 

 

+

 

 

+

+

0,4

 


Результаты определения исходного уровня сформированности

знаний и умений у учащихся испытуемой группы на констатирующем этапе эксперимента

Код учащегося

Коэффициент усвоения

Уровень сформированности знаний и умений

1. Ч. Т.

0,3

низкий

2. Ф. А

0,6

средний

3. Т. С.

0,7

средний

4 С. Н..

0,4

низкий

5. С. В.

0,5

низкий

6. Р. Е

0,8

высокий

7. К. В.

0,5

низкий

8. К. М.

0,6

средний

9. К. Л.

0,4

низкий

10. Л. О.

0,7

средний

11. Л. П.

6,5

средний

12. П.А.

0,5

низкий

13. П. Т.

0,75

средний

14. Д. К..

0,45

низкий

15. Д. Е.

0,7

средний

16. Д. Н.

0,5

низкий

17. С. Д.

0,45

низкий

18. В. Е.

0,45

низкий

19 Б. А...

0,4

низкий


 

Уровни сформированности предметных знаний и количество респондентов испытуемой группы по каждому уровню в процентном соотношении

Уровень сформированности знаний

и умений

Количество человек с данным показателем (%)

Высокий

5%

Средний

37%

Низкий

58%


 

Рисунок 1 – Диаграмма уровня сформированности знаний и умений у учащихся до применения разработанных педагогических материалов.

 

В результате тестирования выяснилось, что уровень сформированности знаний и умений у учащихся данной группы по курсу «Роспись ткани в технике батик» на констатирующем этапе в целом находится на уровне ниже среднего и является неудовлетворительным. Для получения оптимальной сформированности знаний и умений обучающимся будет предложено освоение новых техник. На основе полученных данных, далее можно проводить формирующий этап эксперимента.

Информация о работе Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях