Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретический анализ проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях; разработка учеб-но-методического комплекса по дисциплине «Роспись по ткани в технике ба-тик».
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать ФГОС НПО РФ по профессии 262019.01 – Художник по костюму.
2. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирова-ния знаний и умений у учащихся профессионального училища при изуче-нии курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях.
3. Разработать учебно-методический комплекс, включающий:
– программу дисциплины «Роспись по ткани в технике батик»;
– план конспект лекций;
– план лабораторного занятия;
– дидактические средства обучения учащихся;
– средства контроля и оценки учебных достижений обучаемых.
4. Подготовить педагогический эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.
Введение………………………………………………………………………….
1. Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях
1.1 Проблема формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища………………………………………………………………………….
1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений……
1.3 Пути решения проблемы формирования знаний и умений учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»………………………………………………………………..
2.Содержание обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
2.1 Современное состояние обучения у учащихся профессиональных училищ росписи по ткани……………………................................................................
2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища…………………………………………
3.Методика обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
3.1 Организация внеурочных занятий по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……........................................................................................................
3.2 Дидактические средства обучения на внеурочных занятиях ………………
3.3 Средства контроля знаний умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……………………………………………................................................
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
4.1Научный аппарат……………………………………………………………….
4.2Сроки и база эксперимента………………..........................................................
4.3Этапы эксперимента……………………………………………………….……
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………........................................................................ 4
КЛЮЧ:
Тест №2
Тест №3
Задание: Впишите пропущенные слова-ответы.
1. Батик — batik — индонезийское слово. Часть слова — tik — на всех индонезийских языках означает «_ _ _ _ _» или «капля»; -ba — хлопчатобумажная ткань (точка)
2. Одним из значительных символов индонезийской культуры является «_ _ _ _» — древнейшее оружие яванцев — он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. (Крис)
3. _ _ _ _ _ _ _ он называется потому, что резервирующее вещество используется только в горячем виде. (Горячим)
4. При рисовании батика краски наносят на ткань _ _ _ _ _ _. (Кистью)
5. При _ _ _ _ _ _ _ _ _ росписи ткани резервирующий состав не используют. (Свободной)
6. Это жгутовый способ окрашивания. Изделие или отдельные участки скручивают жгутом, закрепляя положение туго затянутыми нитями обвязки.
Техника называется _ _ _ _ _ _ _.(лахерия)
Практическое задание № 1
Выполнить образец «стилизация цветка розы» 14-20 см.
Критерии оценки:
Есть сходство с розой, цветок декоративен, работа выполнена аккуратно, грамотно выбрано цветовое рещение.-5
Есть сходство с розой, цветок не достаточно декоративен, работа выполнена аккуратно, грамотно выбрано цветовое рещение.-4
Есть сходство с розой, работа выполнена достаточно аккуратно, грамотно выбрано цветовое рещение.-3
Практическое задание № 2
Перенести рисунок на ткань, заправленную в пяльцы, используя шаблон.
Критерии оценки:
- Рисунок перенесен аккуратно и с четкими ровными линиями «5»
- Рисунок перенесен аккуратно, но с небольшими дефектами «4»
- Рисунок перенесен аккуратно, но с небольшими протеками «3»
4.Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
4.1 Научный аппарат
Объект исследования – процесс обучения учащихся профессионального училища.
Предмет исследования – формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик».
Цель исследования – выявление эффективности развития в процессе обучения знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по разработанному учебно-методическому комплексу.
Задачи исследования
1. Выявить исходный уровень формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища.
2. Апробировать авторский учебно-методический комплекс.
3. Обработать данные эксперимента.
4. Сформулировать вывод о результатах исследования.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения учащийся профессионального училища будет применяться разработанный учебно-методический комплекс, то формирование знаний и умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик» будет происходить наиболее эффективно.
Методы исследования:
теоретические – сравнение, обобщение, теория и практика решения проблемы исследования;
эмпирические – наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, изучение литературы по теме, эксперимент-тестирование в виде электронной презентации.
Критерии эффективности экспериментальной работы:
Критерием эффективности применения учебно-методического комплекса, определяющим уровень формирования знаний и умений у учащихся, является коэффициент усвоения знаний и умений (к), который возможно выявить при выполнении учащимися тестов и практических заданий:
высокий уровень: ≥ 0,81 (обучаемый выполнил задание на «отлично», интересное композиционное решение, аккуратно нанес резервирующий состав, правильное цветовое решение);
средний уровень: = 0,7 – 0,8 (обучаемый выполнил задание на « хорошо», интересное композиционное решение, работа выполнена аккуратно, но имеются небольшие дефекты);
низкий уровень: ≤ 0,69 (обучаемый выполнил задание на « удовлетворительно», композиционное решение с явными недочетами, в работе имеются дефекты).
4.2 Сроки и база эксперимента
Эксперимент будет проводиться в 2012-2013 учебном году на базе Брянского профессионального училища № 5 во время педагогической и преддипломной практики.
В эксперименте будет принимать участие одна группа 2 года обучения профессии художник по костюму в количестве 19 человек.
Обучение будет проводиться на дополнительных занятиях. Экспериментальное тестирование будет проводиться дважды: до применения разработанных педагогических материалов с использованием техник и приемов и после их внедрения в учебный процесс данной группы. Заметим, что до проведения эксперимента занятия будут проводиться по методике, разработанной преподавателем данного учебного заведения, а в ходе эксперимента на занятиях будут применены новые эффективные техники и приемы росписи ткани, внедренные в разработанный нами авторский учебно-методический комплекс «роспись по ткани в технике батик». Темы занятий, предложенные в этой работе, соответствуют учебному плану данного учебного заведения. К каждому занятию будет подобрано содержание обучения, разработан план-конспект, электронные презентации, схемы и каталог изображений по курсу «Роспись по ткани в технике батик».
Эксперимент будет проходить в несколько этапов: пилотажно-поисковый, констатирующий, формирующий и контрольно-оценочный.
1. Пилотажно-поисковый этап
На данном этапе проводился отбор и анализ литературы по проблеме изучения учебных занятий по истории искусств, уточнялись цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования; разрабатывались диагностические методики проведения эксперимента, производилась их корректировка.
2. Констатирующий этап
Проводился в выбранной группе. Происходило выявление доучебного уровня знаний учащихся, являющихся базовыми для успешного освоения курса «Роспись по ткани в технике батик». Применялись такие методы как наблюдение, изучение литературы по теме, выполнение творческих заданий.
Чтобы диагностировать исходный уровень сформированности знаний у учащихся и умений в экспериментальной группе нами была разработана и апробирована электронная презентация в виде теста по определению уровня сформированности знаний и умений до проведения эксперимента, разработанная на основе материалов уже пройденных тем.
Таблица первоначальных данных по уровню сформированности знаний и умений
№ вопроса Код уч-ся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Ку |
1. Ч. Т. | + |
|
|
| + |
|
|
|
|
| 0,3 |
2. Ф. А | + | + | + |
|
| + | + |
|
| + | 0,6 |
3. Т. С. |
| + | + | + | + | + |
| + | + |
| 0,7 |
4 С. Н.. |
|
|
|
| + | + | + |
|
| + | 0,4 |
5. С. В. | + |
| + | + |
|
| + | + |
|
| 0,5 |
6. Р. Е | + | + | + |
| + | + | + |
| + | + | 0,8 |
7. К. В. | + |
| + | + | + | + |
|
|
|
| 0,5 |
8. К. М. | + | + |
|
|
| + | + |
| + | + | 0,6 |
9. К. Л. |
|
| + |
|
| + | + |
| + |
| 0,4 |
10. Л. О. | + | + | + | + |
|
|
| + | + | + | 0,7 |
11. Л. П. |
| + | + | + |
| + |
| + | + | +/- | 6,5 |
12. П.А. | + |
| + |
| + | + |
| + |
|
| 0,5 |
13. П. Т. | + | + | + |
| + | +/- | + | + | + |
| 0,75 |
14. Д. К.. | + |
|
|
|
| +/- | + | + |
| + | 0,45 |
15. Д. Е. | + | + | + | + | + | + |
|
| + |
| 0,7 |
16. Д. Н. | + |
| + |
| + | + | + |
|
|
| 0,5 |
17. С. Д. |
|
|
| +/- |
|
| + | + | + | + | 0,45 |
18. В. Е. |
|
|
| + |
| +/- |
| + | + | + | 0,45 |
19 Б. А... | + |
|
|
|
| + |
|
| + | + | 0,4 |
Результаты определения исходного уровня сформированности
знаний и умений у учащихся испытуемой группы на констатирующем этапе эксперимента
Код учащегося | Коэффициент усвоения | Уровень сформированности знаний и умений |
1. Ч. Т. | 0,3 | низкий |
2. Ф. А | 0,6 | средний |
3. Т. С. | 0,7 | средний |
4 С. Н.. | 0,4 | низкий |
5. С. В. | 0,5 | низкий |
6. Р. Е | 0,8 | высокий |
7. К. В. | 0,5 | низкий |
8. К. М. | 0,6 | средний |
9. К. Л. | 0,4 | низкий |
10. Л. О. | 0,7 | средний |
11. Л. П. | 6,5 | средний |
12. П.А. | 0,5 | низкий |
13. П. Т. | 0,75 | средний |
14. Д. К.. | 0,45 | низкий |
15. Д. Е. | 0,7 | средний |
16. Д. Н. | 0,5 | низкий |
17. С. Д. | 0,45 | низкий |
18. В. Е. | 0,45 | низкий |
19 Б. А... | 0,4 | низкий |
Уровни сформированности предметных знаний и количество респондентов испытуемой группы по каждому уровню в процентном соотношении
Уровень сформированности знаний и умений | Количество человек с данным показателем (%) |
Высокий | 5% |
Средний | 37% |
Низкий | 58% |
Рисунок 1 – Диаграмма уровня сформированности знаний и умений у учащихся до применения разработанных педагогических материалов.
В результате тестирования выяснилось, что уровень сформированности знаний и умений у учащихся данной группы по курсу «Роспись ткани в технике батик» на констатирующем этапе в целом находится на уровне ниже среднего и является неудовлетворительным. Для получения оптимальной сформированности знаний и умений обучающимся будет предложено освоение новых техник. На основе полученных данных, далее можно проводить формирующий этап эксперимента.