Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: теоретический анализ проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях; разработка учеб-но-методического комплекса по дисциплине «Роспись по ткани в технике ба-тик».
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать ФГОС НПО РФ по профессии 262019.01 – Художник по костюму.
2. Проанализировать педагогическую литературу по проблеме формирова-ния знаний и умений у учащихся профессионального училища при изуче-нии курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях.
3. Разработать учебно-методический комплекс, включающий:
– программу дисциплины «Роспись по ткани в технике батик»;
– план конспект лекций;
– план лабораторного занятия;
– дидактические средства обучения учащихся;
– средства контроля и оценки учебных достижений обучаемых.
4. Подготовить педагогический эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.
Введение………………………………………………………………………….
1. Формирование знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях
1.1 Проблема формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища………………………………………………………………………….
1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений……
1.3 Пути решения проблемы формирования знаний и умений учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»………………………………………………………………..
2.Содержание обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
2.1 Современное состояние обучения у учащихся профессиональных училищ росписи по ткани……………………................................................................
2.2 Авторская программа по курсу «Роспись по ткани в технике батик» для учащихся профессионального училища…………………………………………
3.Методика обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
3.1 Организация внеурочных занятий по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……........................................................................................................
3.2 Дидактические средства обучения на внеурочных занятиях ………………
3.3 Средства контроля знаний умений по курсу «Роспись по ткани в технике батик»……………………………………………................................................
4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
4.1Научный аппарат……………………………………………………………….
4.2Сроки и база эксперимента………………..........................................................
4.3Этапы эксперимента……………………………………………………….……
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………........................................................................ 4
Характеристика умений |
Способы формирования умений |
Включают умения выделять главное, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, вычленять компоненты. | Специальные упражнения, задания, вопросы, которые учитывают уровень психического развития.
|
Исследовательские
Характеристика умений |
Способы формирования умений |
Включают умение формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования. | Включение в исследовательскую деятельность, выполнение практических заданий, индивидуальный подход к каждому ученику. Повышение осмысленности усвоенных знаний, развитие когнитивных способностей учеников. |
Коммуникативные
Характеристика умений |
Способы формирования умений |
Умения слушать, слышать другого. Включают описание поведения – сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им мотивов действия. Коммуникация чувств - ясное сообщение о внутреннем состоянии. Активное слушание – принятие человеком ответственности за то, что он слышит. Обратная связь. | Общение. Наблюдение и сообщение о своих наблюдениях.
|
Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитатательного процесса, одна из форм организации свободного времени учащихся. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, имеющих конкретный результат. Не менее важно уделять внимание и планомерному формированию общенаучных умений и навыков, составляющий выбор которых позволяет учащимся справиться с той или иной конкретной задачей. В работе Блума подчеркивается необходимость обеспечить учащимся обратную связь с первых же шагов выполнения новой учебной задачи, это в равной мере относится и к учебным навыкам и умениям. Поэтому учебные умения и навыки следует формировать в условиях систематической работы в специально отведенное время под руководством наставника.
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность учеников в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях.
1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений
Проблеме формирования знаний умений уделяли внимание К.Д. Ушинский, И.П. Подласый, П.Я. Гальперин и др. Обратимся к некоторым высказываниям 17.
Знания, подлежащие усвоению, как пишет Н.Ф. Талызина, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате определенной деятельности учащихся, т. е. в результате выполнения определенной системы действий 16.
Так, усвоение знаний (по А. Л. Бердичевскому) происходит на четырех уровнях: осознанного восприятия, запоминания (воспроизведения), применения знаний по образцу (в знакомой ситуации) и в творческом применении знаний (в незнакомой ситуации). Четыре уровня усвоения (знакомство, репродукция, полноценное знание, трансформации) характеризуют достигнутые результаты, четыре уровня познавательной активности (информационный, репродуктивный, проблемный, эвристически-
Практика показывает, что учащиеся предпочитают не получать готовую информацию, а исследовать область знания, выявляя определенные закономерности и «добывая» правила. Такие знания, приобретенные через когнитивное обучение, становятся частью опыта студентов и служат мощным средством их мотивации. Для формирования знаний, умений необходимо воздействовать не только на познавательные процессы, но и на направленность, чувства, волю, интересы, психические состояния студентов. При этом решающее значение имеет организация учебной деятельности студентов.
Многие специалисты в области когнитивной психологии (Р. Стернберг, Р. Нисбет, К. Холлиак и др.) задавались вопросом о механизмах получения выводного знания. Исследования позволяют сделать вывод, что здесь имеет место сочетание стратегий двух типов: «снизу-вверх» (базирующихся на сенсорном опыте) и «сверху вниз» (основывающихся на том, что уже известно или предварительно получено в качестве выводного знания).
Планируя процесс обучения, необходимо учитывать, что единичные знания приобретают значимость только при включении в систему существующих знаний, и именно эта система обеспечивает установление новых связей. «Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего».
Следует также учитывать, что единицы знаний не равны по значимости, и что хорошо усвоенное генеративное правило повышает потенциал для последующего учения, обеспечивая достижение высокого уровня компетенции.
Ряд авторов (Б Г. Ананьев, Л. С. Выготский и др.) рассматривают процесс усвоения профессиональных знаний как обеспечивающий своеобразный «иммунитет» к трудностям, когда даже отрицательный результат поиска только углубляет знание о предмете и означает, что одно направление поиска должно быть заменен 2.
Так, А.Л. Бердичевский определяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе и результатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвосхищение определенных результатов в развитии навыков и умений, которые должны быть сформированы в процессе работы над определенным материалом, на определенном занятии. Сюда также включается личная заинтересованность ученика в запланированном результате. Осознанность предмета деятельности основывается на знаниях о качестве и признаках предмета изучения. Осознанность процесса учебной деятельности включает операционные знания о последовательности шагов для усвоения определенного учебного материала. Осознанность же результата стимулирует самооценку и самокоррекцию и способствует совершенствованию навыков.
Эффективность обучения заметно возрастет, если ученик начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений.
1.3.Пути решения проблемы формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что проблему формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу роспись по ткани, можно решить, сделав упор на грамотную организацию внеурочной деятельности и внедрив авторскую программу по курсу «Роспись по ткани в технике батик».
В учебной программе предусматриваются различные виды деятельности: художественная, познавательно-творческая, профессионально-ориентированн
У большинства подростков мотивация к внеурочной деятельности связана с осуществления таковой. К числу условий, делающих внеурочные занятия привлекательными, учащиеся относят: работу без большого напряжения, хорошую психологическую атмосферу. Среди способов удовлетворения потребностей в самовыражении можно выделить следующие: дифференциацию и индивидуализацию обучения, позволяющие использовать полностью личностные особенности и способности; включение учащихся в сложные и важные виды деятельности, которые требуют от них полной самоотдачи, ответственности, разнообразных знаний и умений, самодеятельности; поощрение и развитие у учащихся творческих способностей, опыта творческой деятельности; развитие у подростков и старшеклассников опыта самосовершенствования, гуманистических путей и способов самоутверждения в природно-социальном мире. На занятиях по курсу «роспись по ткани» ученики получают знания и навыки, которые можно применять относительно себя (сделать подарок подруге, расписать платок или платье).
Во внеурочной деятельности целесообразно создать позитивный психологический климат, развить чувство уважения и поддержки; расширять интелектуально-познавательное и коммуникативное пространство, предоставить интересные задания, побуждающие учащихся развивать свои знания и умения; устанавливать четкие цели и задачи; создавать условия для личностного роста учащихся.
Разработанная программа внеурочных занятий «Роспись по ткани в технике батик» позволяет учащимся:
Познакомиться с техниками росписи по ткани.
Овладеть знаниями и умениями колористического и композиционного решения для создания будущего изделия.
Познакомиться с основными материалами, которые понадобятся при работе (ткань, краска, кисти, красители и т.д.).
Выработать умение рисовать эскизы и переносить их на ткань, наносить резервирующий состав, оформлять готовые работы.
Совершенствовать умения слушать и слышать устные инструкции, выполнять действия по образцу, по памяти.
Научиться выполнять коллективные работы.
Итак, для решения проблемы формирования знаний и умений у учащихся училищ по курсу «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях разработана программа и отобраны средства обучения. В начале изучения курса необходимо учеников проверить на наличие базовых знаний. В процессе обучения осуществляется текущий контроль, проверяя знания, умения с помощью вопросов, тестов, творческих заданий. Формой итогового контроля является выставка.
2.Содержание обучения учащихся профессионального училища на внеурочных занятиях по курсу «Роспись по ткани в технике батик»
2.1 Современное состояние обучения у учащихся профессиональных училищ росписи по ткани
В соответствии с темой курсовой работы был рассмотрен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Профессионального Образования по профессии 262019.01 – Художник по костюму. Область профессиональной деятельности выпускников составляют выполнение творческой работы по созданию эскизов модели одежды, разработки их конструкций и технологической обработке изделия. В роли объектов профессиональной деятельности учеников выступают изделия одежды из различных текстильных материалов. Ученики в рамках профессиональной образовательной программы изучают такие предметы как: история костюма, основы материаловедения, основы изобразительного искусства, основы пластической анатомии, художественная графика костюма.