Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 16:31, реферат
На современном этапе развития специального образования в нашей стране определились следующие тенденции: традиционная помощь аномальным детям в условиях специальных дошкольных и школьных учреждениях; интегративный подход к образованию аномальных детей - помощь в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений; открытие новых образовательных учреждений: центров диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитии; школ-центров обучения и коррекции детей с проблемами в развитии и др.
Исследователями показано, что умственное воспитание дошкольников должно быть направлено на систематизацию знаний и представлений об окружающей действительности, а также формирование способов мыслительной деятельности и определенных качеств личности. При этом умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематизированного обучения.
Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей, а также ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, в том числе и с природой.
При знакомстве
с другими профессиями у детей
также необходимо сформировать
образные представления о
При ознакомлении детей с объектами неживой природы (вода, снег, лед, камни, песок, земля) организуется поисково-ориентировочная деятельность в процессе выполнения детьми практических заданий с этими объектами. Например, при ознакомлении с песком детям предлагают построить куличики. Приступив к выполнению задания, дети обнаруживают, что из сухого песка куличики построить нельзя. Надо предложить детям решить эту задачу: «Что нужно сделать, чтобы построить куличики из песка?» Затем дети поливают из лейки песок водой и лепят куличики. После практического выполнения задания педагог обобщает с детьми свойства песка: из сухого песка лепить нельзя, а из мокрого можно.
Практическое ознакомление
со свойствами воды
В процессе обучения нужно совершенствовать временные представления детей, на пятом году жизни они уже должны различать все части суток: утро — день — вечер — ночь38. Можно предложить детям рассматривать сюжетные картинки, изображающие деятельность детей и взрослых в разное время суток. Для этого используется дидактическая игра «Когда это бывает?». В этой игре к большой сюжетной картине с изображением времени суток нужно подобрать маленькие карточки с изображением различной деятельности детей (мальчик спит, девочка ест, малыши гуляют, мама читает книгу, мальчик делает зарядку, бабушка вяжет под абажуром, семья у телевизора и т. п.). Активизировать представления детей об их деятельности в разное время суток можно с помощью беседы, задавая вопросы: «Что ты делал утром? Днем? Когда ты просыпаешься? Когда идешь в детский сад?»
В этом возрасте
необходимо познакомить детей
с таким временны́м
К концу второго
года обучения дошкольники
На третьем году
обучения дети должны
Планирование занятий
по ознакомлению с окружающим.
Приемы и методы этих занятий
зависят от уровня развития
детей, их подготовленности к
восприятию изучаемого
С целью формирования
у детей умения рассуждать, обобщать
накопленные представления, систематизировать
их нужно учить детей
При ознакомлении
детей с предметным миром
Для закрепления у дошкольников представлений, знаний и умений по данным направлениям работы можно использовать следующие виды детской деятельности40:
• формирование
способов восприятия и умения
наблюдать за объектами
• выбор способа репрезентации (обследование и опознание объектов);
• ведение поисково-
• фиксация практических действий детей с объектами неживой природы в речевых высказываниях;
• включение детей
в совместную игровую и
Организация практической преобразующей деятельности детей с объектами неживой природы оказывается наиболее эффективным приемом. Например, в целях формирования представлений о влиянии воды на живую природу можно предложить детям наблюдение весной за двумя веточками с почками. Одну из них ставим в вазу с водой, другую — в вазу без воды. Каждый день организуется наблюдение детей за этими веточками и их сравнение. После двух-трех дней наблюдений дети отмечают, что на первой веточке появились листочки, а на другой — почки увяли. С детьми уточняется: там, где была вода, — появились листочки, а там, где ее не было, — почки завяли. В дальнейшем детям предлагается зарисовать эти веточки и ответить на вопрос: «Почему увяла веточка?» Такого рода занятия способствуют обогащению чувственного опыта детей: их учат наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления. Все это подготавливает детей к восприятию и пониманию художественных произведений, к словесным описаниям явлений окружающей действительности (отгадыванию загадок, решению логических задач). Например: «Летом серый, зимой белый, никого не обижает, а сам всех боится», «Утром девочка Катя проснулась, посмотрела в окно и сказала: „А ночью шел дождь“. Как Катя догадалась, что ночью шел дождь?»
На третьем году
обучения существенно
При формировании
представлений детей о
На четвертом году обучения важно продолжать совершенствовать представления детей о человеке, его возрасте и связях возраста с основной деятельностью человека41. Например, малыш сидит в коляске, играет с мамой; ребенок ходит в детский сад, играет сам или с детьми; школьник ходит в школу; взрослые работают; пожилые люди находятся дома, заботятся о внуках, отдыхают. В процессе коррекционной работы важно закрепить знания детей о своей семье, о работе каждого члена семьи, об их взаимоотношениях, о своем домашнем адресе и пути следования к своему дому.
В процессе наблюдений и дидактических игр нужно расширить представления детей о профессиях почтальона, парикмахера и учителя. С этой целью с детьми проводятся экскурсии в школу, парикмахерскую. После экскурсии с ними проводится беседа по видеоматериалам или фотографиям о деятельности этих людей и о значимости этих профессий для других людей. Дети должны знать о роли этих профессий в человеческом обществе. В повседневной жизни дошкольников нужно стимулировать их самостоятельные действия при организации сюжетно-ролевых игр с опорой на представления о той или иной профессиональной деятельности.
На последнем году
обучения у детей формируются
представления о школе и
При закреплении представлений о предметном мире нужно продолжать формировать представления детей об орудиях человеческого труда (совок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток, грабли); учить детей классифицировать объекты и предметы по категориям «живое», «неживое».
Наряду с этим большое внимание уделяется ознакомлению детей с живой, неживой природой и явлениями природы. Целенаправленные наблюдения на прогулках и экскурсиях должны быть связаны продуктивными видами деятельности на занятиях.
На занятиях углубляются представления детей о характерных признаках, образе жизни, повадках диких, домашних животных и птиц. В процессе дидактических игр необходимо создать условия для того, чтобы дети могли соотнести определенный образ жизни животных и птиц с постоянно меняющимися временами года.
В третьем квартале
последнего года обучения дети
знакомятся с отдельными
Важно подвести
детей к обобщенным
Представления детей
о мире растений также
Продолжать работу по формированию временных представлений у детей: расширяются их представления о частях суток, о цикличности чередования различных частей суток и времен года43. На занятиях с детьми проводятся целенаправленные наблюдения, результаты которых фиксируются в продуктивных видах деятельности, беседы, рассказы по картинкам, дидактические игры «Когда это бывает?», «Что вначале, что потом?».
Важно также формировать
у детей элементарные
К концу года еще раз важно повторить материал о цикличности времен года, об их специфических признаках и своеобразии поведения человека в разные времена года и части суток.
Заключение
В ходе исследования мы выполнили поставленные задачи, анализировали процесс формирования знания дошкольников о природе и окружающем мире в целом.
В процессе общения со сверстниками ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе, формируются общечеловеческие ценности. Дети начинают понимать, что у каждого ребенка и взрослого есть имя, фамилия; есть тело, включая различные внутренние органы; чувства, мысли. Для формирования понятий об этом используются дидактические игры и упражнения, в процессе которых дети учатся узнавать сверстников по группе на фотографиях. При этом важно использовать фотографии (видеозаписи), отражающие жизненный и практический опыт детей данной группы. Детям напоминают, с кем они играли, как зовут каждого ребенка, что они делали в тот момент, который отражен на фотографии.
Информация о работе Формирование знаний о природе у дошкольников с нарушением интеллекта