Формирование игровой деятельности ребенка как культурно - педагогический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: определить особенности педагогической работы, направленной на формирование игровой деятельности ребенка дошкольного возраста
Объект исследования – работа педагога ДОУ, направленная на формирование игровой деятельности ребенка дошкольного возраста .
Предмет исследования – игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАС-ТЕ……………………………………………………5
1.1 Значение игры для развития ребенка дошкольного возрас-та………5
1.2 Психолого-педагогические проблемы развития сюжетной игры у
дошкольни-ков……………………………………………………………..18
1.3 Вопросы педагогического руководства сюжетными играми детей
дошкольного возрас-та…………………………………………………….25

ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ……………………………………..…27
2.1 Констатирующий этап эксперимен-та………………………………27
2.2 Формирующий этап эксперимен-та…………………………………35
2.3 Контрольный этап эксперимен-та…………………………………...44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА КАК КУЛЬТУРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 2012.doc

— 583.50 Кб (Скачать файл)

Анализ бесед позволил установить, что для развития игровых умений воспитатели считают необходимым  использование следующих методов:

- обогащение знаний путем бесед, наблюдений, чтения художественной литературы;

- создание специальной обстановки (игровых зон на определенные темы, например, «Парикмахерская», «Больница» и т.д.);

- советы (какие действия должен выполнять ребенок в «роли», по организации игровой среды, по выбору темы).

Анализ ответов показал, что  воспитатели не имеют правильных представлений по некоторым аспектам игровой деятельности, таких как:

  • обучение детей ролевому поведению;
  • формирование у детей самостоятельности по выбору темы;
  • по особенностям организации предметно-игровой среды.

Полученные результаты позволили  нам приступить к формирующей  части нашего исследования, которое  осуществлялось в соответствии с  выделенной гипотезой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формирующий этап эксперимента

 

На этапе формирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие задачи:

  • сформировать у воспитателей представления об особенностях руководства сюжетной игрой у детей среднего возраста;
  • совместно с воспитателями разработать методику руководства сюжетными играми детей.

В соответствии с поставленными  задачами были продуманы и разработаны формы работы с педагогами, участвующими в нашем эксперименте:

- сформировать представления воспитателей о новых подходах к классификации игр, о роли сюжетных игр в развитии личности ребенка;

- изучить с педагогами этапы развития игровой деятельности, особенности ее развития на каждой возрастной ступени дошкольников;

- познакомить воспитателей с новыми подходами к руководству сюжетными играми детей и помочь внедрить их в практику работы педагогов дошкольного учреждения.

Работа проводилась как со всеми  воспитателями, так и отдельно с  воспитателями разных групп.

Со всеми воспитателями дошкольного  учреждения был проведен семинар-практикум. Нами был составлен план семинара (см. приложение 3), в который были включены следующие вопросы:

  1. Виды сюжетных игр и их значение для всестороннего развития детей.
  2. Режиссерские и сюжетно-ролевые игры, их особенности, этапы развития
  3. Современные подходы к руководству игрой детей дошкольного возраста на всех возрастных этапах.
  4. Создание условий для развития сюжетных игр во всех возрастных группах.

На первом семинарском занятии  вниманию воспитателей была предложена классификация игр, разработанная С.Л. Новоселовой. В соответствии с классификацией педагоги рассмотрели специфику сюжетно - отобразительных, сюжетно-ролевых, режиссерских и театрализованных игр; самостоятельно определили, что в основе этих игр лежит сюжет. Для того, чтобы воспитатели усвоили понятия: сюжет и содержание игры, их вниманию были предложены выдержки из работ А.П. Усовой и Д.Б. Эльконина.

С целью ознакомления воспитателей со значением сюжетных игр для  всестороннего развития детей педагогами была изучена психолого-педагогическая литература: книга А.П. Усовой «Роль игры в воспитании детей», статья Л.А. Венгера «Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка», статья из книги «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой «Всестороннее воспитание детей в игре».

Второе семинарское занятие  было проведено с целью ознакомления воспитателей с особенностями сюжетно-ролевых игр, а также с этапами развития игровой деятельности дошкольников. Внимание воспитателей было акцентировано на положении, отмеченном исследователями детской игры, о том, что для полноценного развития сюжетных игр важен каждый ее этап: от предметно - действенного способа до сюжетосложения.

Для третьего семинарского занятия  мы предложили воспитателям изучить и проанализировать новые подходы к руководству игровой деятельности по методической литературе: статьи Е.В. Зворыгиной и Н.Ф. Комаровой из книги «Игра дошкольника» и книгу Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой « Организация сюжетной игры в детском саду».

На основе анализа литературы воспитатели  выделили условия, необходимые для руководства сюжетной игрой дошкольников на разных этапах ее развития. Материал, составленный педагогами, был представлен на семинарском занятии (см. приложение 4), который был использован для обсуждения данной проблемы.

Повышению знаний также способствовало участие всех педагогов детского сада в составлении подробных аннотаций методической литературы по проблеме развития сюжетной игры у детей на разных возрастных этапах.

Последнему семинарскому занятию, которое носило практический характер, предшествовали открытые показы воспитателями приемов руководства сюжетных игр в разных возрастных группах.

На семинарском занятии мы проанализировали увиденное, определили достоинства  и недостатки, просмотренных показов  руководства игровой деятельностью. Затем воспитателям было дано задание - смоделировать ситуации руководства сюжетными играми детей в соответствии с этапами, выделенными Н.Я. Михайленко, а именно: этап формирования игровых умений, этап формирования ролевого поведения и этап сюжетосложения. Воспитатели использовали разные сюжеты, предложенные в методике Н.Я. Михайленко:

-на этапе формирования условных  действий одноперсонажный сюжет (воспитатель берет на себя роль шофера, стул – это машина; педагог играет, проговаривая свои действия вслух, привлекая к такой же роли ребенка);

-на этапе формирования ролевого поведения многоперсонажный сюжет, (сюжет- «путешествие на корабле»; второстепенная роль у воспитателя – пассажир, у ребенка - капитан; при этом по ходу игры воспитательница поменяла свою роль на другую второстепенную роль - матроса);

- на этапе формирования сюжетосложения  воспитателем был развернут «многотемный» сюжет, который был разыгран в игре-придумывании (воспитателям было предложено рассказать свою сказку, по очереди придумывая сюжет; начало давалось им готовое).

Таким образом, на семинарских занятиях педагоги получили теоретические знания и практические умения по проблеме руководства игровой деятельностью детей.

В своей работе мы использовали и  такую эффективную работы как консультации. Учитывая, что для развития самостоятельной сюжетной игры существенное значение приобретает правильная организация предметно-игровой среды, и она создается воспитателями и детьми под руководством взрослых, мы подготовили и провели коллективную консультацию на тему «Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении», где использовали материал, предложенный С.Л. Новоселовой и Н.А. Реуцкой ( см. приложение 5).

Для воспитателей средней группы нами была подготовлена и проведена консультация по перспективному планированию игровой деятельности, с использованием материала Е.В. Зворыгиной и Н.Ф. Комаровой.

Воспитателям средней группы было предложено познакомиться и проанализировать перспективные планы по формированию игры, представленные в книге «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой. На основе анализа воспитателям было дано задание составить перспективные планы к сюжетным играм в своей возрастной группе (см. приложение 6). Затем эти планы были проанализированы с воспитателями и даны рекомендации к использованию этих планов в практике работы по формированию игровых умений у детей пятого года жизни.

Кроме того, для воспитателей экспериментальной  группы была проведена консультация по теме: «Формирование ролевого поведения дошкольников в сюжетных играх». С целью данной консультации было формирование у воспитателей представлений о том, что ролевое поведение дошкольников формируется успешно при условии, что первоначально воспитатель включается в совместную игру с детьми; воспитатель в игре не руководитель, а партнер; игра должна развертываться так, чтобы у ребенка открылась необходимость соотнесения его роли с другими ролями; в игре у ребенка должна быть возможность смены роли для развертывания интересного сюжета; использовать игры, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными ролями, и в игре должно быть больше персонажей, чем участников.

На консультации воспитатели познакомились  со структурами сюжетов, которые  использовали в своих исследованиях  педагоги Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Воспитателям было предложено разработать аналогичные схемы сюжетов для их возрастной группы. Данные схемы представлены нами в приложении (см. приложение 7).

Таким образом, у воспитателей были сформированы представления о методах  и приемах руководства сюжетными играми дошкольников.

Учитывая, что успешное формирование игры в среднем возрасте будет  зависеть от преемственности в содержании и педагогических приемах всех компонентов  комплексного руководства игрой, на втором этапе формирующего эксперимента мы использовали перспективные планы по формированию и активизации игры детей, разработанные воспитателями и проанализированные на консультации.

По завершению запланированной  работы с воспитателями начала проводиться целенаправленная работа с детьми экспериментальной группы.

Работа проводилась по четырем направлениям:

  • обогащение социального опыта детей в повседневной жизни;
  • обогащение игрового опыта детей (здесь мы использовали совместные с воспитателем игры по методике Н.Я. Михайленко);
  • изменение предметно-игровой среды;
  • игровые проблемные ситуации, побуждающие к ролевому поведению.

Воспитатели побывали с детьми на экскурсии в медицинском кабинете, где медсестра рассказала о своей работе, показала некоторые медицинские инструменты, рассказала о том, как ими пользоваться. Провели экскурсию к поликлинике, где воспитатель обратила внимание детей на машину «скорой помощи». Она рассказала, что у шофера, работающего на этой машине очень важная работа: доставлять врача к больному, для этого он должен хорошо управлять машиной, знать дорогу, чтобы быстро оказать помощь больному.

Затем пригласили в гости к детям  маму Максима Ч. – медсестру. Она  рассказала о своей работе, объяснила, как работает врач (осматривает больного: слушает, смотрит горло,…общается с медсестрой, делает ей указание: выписать направление, сделать прививку и т.д., а также ходит по вызовам к больным).

Воспитатели читали детям такие  художественные произведения, как «Доктор  Айболит» К.И. Чуковского, «Наш доктор»  А. Кардашовой. Без внимания не оставались дети, пришедшие в детский сад после болезни. Воспитатели, привлекая других детей, проводили с ними беседы. Приведем пример такой беседы:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите Таня пришла. Танечка, тебя так долго не было, что случилось.

Таня Ж.: - Я же болела.

Воспитатель: - А что же у тебя болело?

Таня Ж.: - Головка и кашляла.

Воспитатель: - А кто же тебя вылечил?

Таня Ж.: - Мама.

Воспитатель: - Мама тебя любит, поэтому  не хочет, чтобы ты болела. А она  знает как тебя лечить?

Таня Ж.: - К нам же врач приходила, она маме все написала, ну, как меня лечить. Мама и лечила…

Для того, чтобы игра была полноценной, необходимо было научить детей специфическим игровым умениям, которые они могли приобрести в совместной игре с партнером-взрослым. Такая работа проводилась индивидуально с каждым ребенком в утренние и вечерние часы, когда детей в группе было немного. Работа строилась таким образом: воспитатель предлагала ребенку поиграть в «больницу», ему предлагалась роль «врача», воспитатель брала на себя роль «пациента», затем по ходу игры меняла свою роль. Так, в игре с Машей Л. воспитатель обратилась к девочке: « Маша, давай поиграем в «больницу». Ты будешь врач, а я - медсестра. Будем готовиться с тобой к приему больных». Воспитатель одевает халат, девочка тоже, воспитатель как будто моет руки: « Мария Викторовна, скоро придут больные, что еще нужно сделать?» Маша Л.: « Нужны рецепты, чтобы больным выписывать. А больше не знаю чего.» Воспитатель берет листы бумаги : « Вот рецепты готовы. Можно я пойду в прививочный кабинет». Маша Л.: «Да». Воспитатель говорит: «Теперь я буду больным»…

Меняя свои роли в ходе игры, воспитатель  все время фиксировала на этом внимание ребенка, активизировала ролевую  речь девочки своими вопросами.

На следующем этапе воспитатель  брала на себя главную роль, а ребенку предлагала дополнительную. В процессе игры воспитательница стимулировала последовательную смену ребенком игровых ролей: « Давай играть, я буду врач, а ты – больной, придешь ко мне на прием.»… Затем воспитатель предлагала ребенку поменять роль: « Давай, как будто больная ушла, а ты будешь другим врачом…».

Аналогичная работа проводилась со всеми детьми индивидуально, иногда в небольших подгруппах детей, когда на роли пациентов воспитательница привлекала еще нескольких детей: «Давайте как будто, вы тоже заболели и пришли к врачу». При этом воспитатель меняла свои роли, а также и роли детей. Основная же роль «врача» не менялась. Таким образом, воспитатель показала детям, как надо выстраивать игровое взаимодействие с позиции разных ролей.

Такая работа способствовала повышению  игровой активности детей. Они с  интересом отдавались игре, увлеченные ролью.

Информация о работе Формирование игровой деятельности ребенка как культурно - педагогический феномен