Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа
Цель нашего исследования: определить особенности педагогической работы, направленной на формирование игровой деятельности ребенка дошкольного возраста
Объект исследования – работа педагога ДОУ, направленная на формирование игровой деятельности ребенка дошкольного возраста .
Предмет исследования – игровая деятельность детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАС-ТЕ……………………………………………………5
1.1 Значение игры для развития ребенка дошкольного возрас-та………5
1.2 Психолого-педагогические проблемы развития сюжетной игры у
дошкольни-ков……………………………………………………………..18
1.3 Вопросы педагогического руководства сюжетными играми детей
дошкольного возрас-та…………………………………………………….25
ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ……………………………………..…27
2.1 Констатирующий этап эксперимен-та………………………………27
2.2 Формирующий этап эксперимен-та…………………………………35
2.3 Контрольный этап эксперимен-та…………………………………...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..49
Таким образом, мы видим, что:
- 13% (2 детей) имеют низкий уровень развития игровых умений
- 26% (4 детей) имеют средний уровень развития игровых умений
- 61% (9 детей) имеют высокий уровень развития игровых умений
Рис 2. Процентное соотношение уровней развития игровых умений в экспериментальной группе после проведенной работы по формированию игровых умений
Сравнительные данные констатирующего и контрольного экспериментов представлены в таблице 3
Таблица 3 Динамика развития уровня игровой деятельности детей
Имя ребенка |
Уровни развития сюжетной игры | |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |
Вова А. |
Средний |
Высокий |
Федя Б. |
Низкий |
Средний |
Настя Г. |
Высокий |
Высокий |
Лера Д. |
Средний |
Высокий |
Таня Ж. |
Средний |
Высокий |
Яна К. |
Высокий |
Высокий |
Маша Л. |
Средний |
Высокий |
Вероника М. |
Высокий |
Высокий |
Наташа М. |
Низкий |
Низкий |
Алеша М. |
Средний |
Высокий |
Данила С. |
Низкий |
Низкий |
Антон Т. |
Низкий |
Средний |
Аня Х. |
Средний |
Высокий |
Максим Ч. |
Низкий |
Средний |
Вика Ф. |
Низкий |
Средний |
Сопоставительные данные позволяют установить, что значительное количество детей перешло со среднего уровня развития игровой деятельности на высокий (на этапе констатации было 3 ребенка, а на контрольном стало 9 детей) и 4 ребенка с низким уровнем перешли на средний.
Результаты сопоставительного
анализа позволили нам
С целью анализа состояния
Результаты наблюдений за руководством воспитателей игровой деятельностью детей показал, что педагоги чаще являлись партнерами детей по игре, иногда выступали как наблюдатели за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом.
В заключение контрольного эксперимента был проведен педагогический совет по теме: «Организация руководства сюжетными играми дошкольников».
Обсуждение на педагогическом совете
вопросов изучаемой проблемы позволил
нам выявить степень
Повестка включала следующие вопросы:
Воспитатели в своих выступлениях были активны, анализировали свою работу за истекший период времени.
В результате проведенной работы мы увидели как возрос интерес воспитателей к новым знаниям и своей работе. Приобретя теоретические знания, воспитатели стали уверенней и глубже анализировать свою работу.
Результаты нашего исследования позволили нам сделать выводы.
Выводы по результатам исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подведем итоги проделанной работы:
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетными. Сюжетная игра – игра самостоятельная. В ней игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации выступают на первый план.
Анализ психолого-
- принятие детьми роли взрослых;
- формирование в ней ролевых способов отображения окружающей действительности. Ролевые способы имеют свою специфику развития. В младшем дошкольном возрасте дети усваивают эмоционально-выразительные ролевые действия и высказывания, в среднем и старшем возрасте они учатся вступать в ролевой диалог от лица разных персонажей, используя выразительность движений, жестов, мимику.
- наличие взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.
В сюжетно-ролевой игре дети становятся более самостоятельными. Их самостоятельность проявляется в выборе замысла, постановке игровых задач, в выборе игровых предметов, роли и ролевых способов отражения окружающего, а также в выборе партнеров. При правильном руководстве в сюжетно-ролевых играх ярко проявляется индивидуальность ребенка, его творчество.
Нами была проведена экспериментальная работа по формированию у детей игровой деятельности. Анализируя результаты, полученные в ходе нашего эксперимента мы пришли к выводу, что условиями, способствующими формированию и развитию сюжетных игр детей среднего возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей (режиссерские и сюжетно-ролевые игры). Работа по организации руководства сюжетными играми дошкольников заключается в планировании, организации предметно-игровой среды, организации игровых действий ребенка адекватных соответствующему этапу игровой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Формирование игровой деятельности ребенка как культурно - педагогический феномен