Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 10:54, курсовая работа
Актуальность темы.В настоящее время, одной из самых актуальных педагогических проблем, которая не уходит от внимания многих учителей, является формирование познавательного интереса учащихся к истории. Задачу формирования интереса к истории выдвигает также любая из ныне действующих учебных программ.
Среди учителей известно, какую сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьников интерес к нему. Поэтому, когда учитель вызывает интерес к своему предмету у ученика, он так же и мотивирует его на изучение этого предмета.
Введение 6
1. Теоретическая основа формирования интереса к изучению истории в школе 11
1. 1 Психолого-педагогические подходы и мотивация ученика 11
1.2 Развитие познавательного интереса к изучению истории 17
2. Реализация формирования интереса к изучению истории у подростков 22
2.1 Исследования уровня заинтересованности к истории учащихся 6 «А» 22
2.2 Реализация приемов и методов формирования у учащихся интереса к истории 27
2.3 Результаты использование методики формирования интереса к истории у подростков 30
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 37
Существует огромное количество систем вопросов и заданий, которые способствуют укреплению интереса на уроке и развитию мотивации, что приводит к крепкому освоению знаний.
Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
На стадии формирующего эксперимента в 6 классе нами был использован метод проблемного урока.
Данный метод занятия требует от ученика проявления самостоятельности и оригинальности, то есть обеспечивает высокую мотивацию школьников. У учащихся формируется своя точка зрения на проблему, которую они самостоятельно решают, путем выбора научных направлений видения проблемы через собственное открытие факта или события, происходившего в истории. Тем самым они ощущают себя важным и нужным на уроке, понимают, что их точка зрения будет ими высказана и принята, учащиеся осознают значимость своей активности, стремятся к высотам и эффективно работают на уроке.
Исходя из этого, можно представить результаты активности учащихся на уроке:
Рисунок 4 – Результаты активности учащихся на уроке
В данной диаграмме мы видим, что активность учеников на высоком уровне ( 90,4 %), но сохраняется и небольшой процент неактивных учащихся (9,5 %). Из чего можно сделать вывод о том, что подобные задания вызывают интерес к предмету, стимулирует познавательную активность учащихся, а это в свою очередь ведет к повышению успеваемости по предмету в целом. Подобранные нами задания направлены не только на воспроизведение информации, но и позволяют учащимся анализировать ее, высказывать собственную точку зрения, обосновывать оценку тех или иных событий, приводя в защиту аргументы. Происходит формирование познавательного интереса через размышление, самопознание, творческий подход.
Таким образом, реализация приемов и методов формирования интереса к истории у школьников, требует от учителя знания возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. И не стоит забывать о трех факторах, влияющих на интерес:
Если все эти факторы будут на должном высоком уровне, то и показатели будут на высоте.
В ходе экспериментальной работы мы пришли к заключению, что применение таких методических приемов, как проблемное обучение, диалоговая форма, объяснение нового материала учителем с использованием фрагментов источников, документов, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительной литературой, вопросы и задания разной степени сложности - всё это способствует наиболее эффективному усвоению школьниками изучаемого материала. Успех процесса применения различных видов методик, зависит от самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Как показывает практика, нужно осознать свою ответственность и попытаться найти способы наиболее оптимального использования возможностей каждого школьника (а они у каждого разные), нужно научиться проявлять адекватные требования к учащимся в учебной сфере – это все соответственно и ведет к повышению результативности уровня сформированности познавательного интереса у школьников.
В ходе практической деятельности на основе полученных результатов можно создать так называемую «модель формирования познавательного интереса школьников к истории». В её основе лежит – принцип результативности.
Основные принципы формирования интереса:
Экспериментальная деятельность показала, что ученикам лучше запоминается то, что интересно, важно. У подростков внимание даже к интересному материалу постепенно ослабевает. Мало какие темы их действительно привлекают. Есть сюжеты, которые со временем не теряют своей значимости- события войны, политические ситуации, яркие исторические личности. А общественные сферы жизни- экономика, идеология, реформы, социальная структура, не привлекают внимания школьников. Это им кажется скучным и трудным. Без желания- нет обучения. А желание зависит напрямую от интереса. Он как эмоционально окрашенное проявление познавательных потребностей личности- без него нет эффекта и результативности, это обязательное условие познавательной деятельности школьника, от которого зависят результаты обучения истории.
Экспериментальная деятельность дала понять, что уровень заинтересованности учеников непостоянен. Он как волна, то поднимается, то снижается в зависимости от различных форм организации урока, методов подачи материала, многочисленных заданий. Невозможно раз и навсегда заложить в каждом огонь к знаниям по истории, если урок скучен и однообразен. Учащиеся быстро сменят свой настрой на обучение - пассивностью. Учащихся следует удивлять, показывать новый мир, раскрывать факты из истории так, словно вы сами это пережили и хотите поделиться своими впечатлениями, вы сами должны чувствовать и понимать то, о чем вы говорите. Учащиеся понимают, что если вам не интересна тема или ведущий вами предмет, то и им он будет безразличен.
Активизация стремления к получению знаний, а соответственно повышению успеваемости по предмету способствует организация обучения с учетом индивидуального уровня познавательной активности. Не стоит забывать, что каждый ученик это личность со своим миром, и вход туда открыт лишь тем, кто умеет находить подход.
У всех школьников разные виды мотивации, стоит это учитывать. Со временем он может меняться, главное не потерять ученика и его отношение к вам, стремиться влиять и лавировать на ситуацию, когда уже кажется всё потеряно. Подростки непостоянны в интересах, именно поэтому необходимо периодически проводить диагностику у учащихся уровня интереса к предмету. Анализ уровня своей работы очень важен. Он позволяет определить у школьников степень интереса к истории, изученность, причины отсутствия интереса, сложность понимания тем, однообразие видов деятельности, отсутствие мотивации и т.д.
В ходе практической деятельности мы пришли к выводу что главными факторами, подталкивающими учеников к формированию уровня заинтересованности является: активный поиск, догадка, исследовательский поиск, готовность к решению задачи, эмоции и удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.
Таким образом, познавательный интерес, развиваясь, занимает в структуре мотивации учения у подростков очень значимое место. Познавательный интерес – ведущий мотив учения, именно он определяет продуктивность и характер учения у подростков. Именно интерес наталкивает и побуждает учащихся к решению познавательных задач творческого характера. И самое главное, что необходимо отметить, интерес – ценнейший мотив учебной познавательной деятельности.
Новые государственные стандарты ориентируют современную школу на формирование у подрастающего поколения самостоятельности мышления, подготовку к творческой деятельности. Но как показала практика, на уроке мы имеем дело с детьми разного уровня подготовленности, разного вида уровня сформированности интереса к изучаемому предмету, разной мотивации. И поэтому на сегодняшний день проблема формирования интереса к истории у подростков очень значима и актуальна. От интереса зависит всё - начиная от эффективности заканчивая качеством обучения. Основным путем осуществления решения данной проблемы, на наш взгляд, является использование различных методов и приемов активизации учащихся на уроке, оно в свою очередь ведет к укреплению познавательного интереса у учащихся. А это и есть наша цель.
Познавательный интерес учащихся - явление многогранное, сложное, подкрепленное различными мотивами. Это основа основ учебной деятельности. Интерес всегда осознан, бескорыстен, приоритетен. И поддержание его необходимо для устойчивого внимания учащихся к предмету. Под влиянием интереса, подростки без особого труда овладевают глубокими историческими знаниями, умеют устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Интерес способствует эффективному протеканию интеллектуального, эмоционального, волевого развития подростков.
В результате аналитической и практической работы мы подтвердили положения о том, формирование интереса к истории у подростков зависит от уровня высокой мотивации к предмету, а этому способствует применение различных оригинальных методов и приемов на уроках с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, повышающих уровень познавательной активности школьников. Поддержанию высокой мотивации и интереса к предмету способствует интеллектуальная и волевая и эмоциональная сторона, познавательного интереса, составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.
Нам удалось подтвердить гипотезу о том, что процесс формирования познавательного интереса у подростков будет наиболее эффективным, если: использовать разнообразные оригинальные методы, приёмы и подходы к формированию познавательного интереса к истории у подростков. Необходимо возбуждать и постоянно поддерживать у школьников состояние активной заинтересованности окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями. Занимательность, новизна, яркость, парадоксальность объяснения материала по истории способствует усилению роли активизации внимания, оно ведет к высоким результатам усвоения материала. Творческие задания, проблемные вопросы, использование индивидуальной и групповой работы, использование элементов современных образовательных технологий, конкурсная методика, игровая деятельность на уроке – всё это очень важно для формирования интереса у подростков.
Практическое применение теоретических знаний, изложенных в первой главе, помогло добиться цели данного исследования. Была проведена систематизация основных точек зрения по проблеме формирования интереса истории у подростков и были выделены наиболее оптимальные принципы работы, с целью формирования и развития у учащихся интереса к предмету с помощью различных методов и приемов проведения урока, направленного на активизацию внимания у учащихся. Мы сформировали у учащихся становление на ступеньки к крепкому внутреннему мотиву деятельности «Я хочу! Я буду! Я могу». А это очень важный фактор, для достижения высот в его жизни.
Нами была затронута эта актуальная тема для изучения и помощи в дальнейшем тем, кто работает с подростками. Данную тему невозможно изучить от и до. Она очень многогранна и зависит от особенностей каждого учащегося. Ведь чаще всего познавательный интерес является доминирующим и имеет большую личную значимость для ученика. А раз так, то учителю важно не только его распознать, но и управлять им.
Важность и перспективность исследования очевидна, поскольку формирование интереса к истории у подростков - является определяющим фактором в процессе овладения знаний, познавательный интерес влияет на создание светлой и радостной атмосферы обучения, интенсивность и успешность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии интереса к предмету, учение становится близкой и жизненно значимой деятельностью, в которой сам заинтересован сам школьник.
Источники
Литература
/ Б.Г .Ананьев.- Спб.:2001.-272 с.- (Серия «Мастера психологии»).- ISBN 5-272-00289-X
Информация о работе Формирование интереса к изучению истории у школьников