Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:49, дипломная работа
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и практическая проверка возможностей внеклассной деятельности для формирования исследовательских умений у младших школьников. Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников. Предмет исследования: формирование исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности. Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений у младших школьников; выявить возрастные особенности формирования исследовательских умений у младших школьников;
изучить уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников; разработать и апробировать серию внеклассных занятий, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников;
составить рекомендации для учеников, учителей, родителей по формированию исследовательских умений;
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I Теоретическое обоснование проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности…………………………………………………………………....6
Сущность понятий «исследовательская деятельность», «умение», «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………….….6
Возрастные особенности формирования исследовательских умений у младших школьников………………………………………………….10
Возможности внеклассной деятельности для формирования исследовательских умений у младших школьников………………...14
Выводы по главе I……………………………………………………………..20
Глава II. Методическая работа по формированию исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности……………21
Описание методик, направленных на исследование уровня развития исследовательских умений у младших школьников………………...21
Описание серии внеклассных занятий, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников…………………………………………………………….25
Сравнительный анализ диагностических данных на констатирующем и контрольном этапах исследования…………………………………..
Выводы по главе II……………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………31
Безусловно, все вышеизложенные вопросы объёмные, сложные, но чтобы на них ответить, необходимо знать возрастные особенности детей.
Если человек хочет что-либо узнать, он, конечно же, задаёт вопросы, проявляя любознательность, а порой и простое людское любопытство. Когда ребёнок достигает 6-7-летнего возраста любопытство и любознательность становятся определёнными этапами развития познавательной активности. Необходимо разобраться в том, что же такое любопытство и любознательность и как они проявляются у детей младшего школьного возраста, а также в основных закономерностях их развития [14].
Обратимся к словарю В.И. Даля, чтобы узнать значение этих слов. «Любопытный - кто любит допытываться, дознаваться до всего без надобности и пользы, старается узнать и увидеть все, без иной цели. Любопытствовать — желать узнать или увидеть что-либо. Любопытничать - быть любопытным, дознаваться и доискиваться до того, до чего нет дела»[4]. Подчёркиваются два аспекта данного явления: стремление, желание узнавать что-либо, стихийность процесса, отсутствие цели познания.
Можно найти и толкование слов «любознание» и «любознательность», которые означают «дельное любопытство, любовь к наукам, познаниям, желание поучаться» Здесь указывается на стремление к знанию, и данное явление анализируется как определённая разновидность любопытства - «дельное любопытство», связанное с желанием учиться и получать знания. Любознательность трактуется как «склонность к приобретению новых знаний, пытливость» [4].
Следовательно, можно сделать вывод, что любопытство - первичный, более простой этап проявления познавательной активности, в большинстве своём не имеющий определённой цели. Любознательность же отличается серьёзным стремлением к познанию, любовью к знаниям, что свидетельствует о более высоком уровне развития познавательной деятельности.
В.Ф. Одоевский отмечал, что любознательность является одной из форм потребностей человека. Развитие любознательности опирается на труд, учение не должно быть забавой. [5]
По мнению В.А. Сухомлинского, любознательность - это «растущая, никогда не угасающая, а, наоборот, всё время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности. Любознательность - это хрупкая и нежная сердцевина человека, её легко сломать, пробудив отвращение к умственному труду из-за его непосильное и однообразия [1].
Д.Е. Берлайн считал, что любознательность связана с воздействием на мозг новой, неопределённой, озадачивающей информации, вызывающей некую неопределённость и возрастание возбуждения. Если при этом ребёнку предоставить возможность произвести исследовательские действия для получения недостающей информации, то это будет первым шагом к формированию исследовательских навыков [5].
В дошкольном и младшем школьном возрасте дети часто задают вопросы обо всём, что их интересует. Именно благодаря вопросам зарождается поисковая активность, ведущая в дальнейшем к началу исследовательской деятельности.
Детские вопросы имеют несколько особенностей:
В психолого-педагогической литературе подчёркивается, что возраст 6-9 лет является сензитивным периодом для развития у детей способности выделять неизвестное в проблемной ситуации и исследовать её. Для возраста 6-7 лет свойственны вопросы о причине и времени. Этот возраст называют возрастом « ста тысяч «почему» [15]. В этот период познавательная активность ребёнка проявляется не только в детских вопросах разного типа, но и в особом интеллектуальном отношении к действительности, познанию предметного мира, человеческих отношений, самого себя, языкового знака, осознанию уникальных слов родного языка. Вопросы можно поделить на две большие группы: [10]
Уточняющие (верно ли, что..., надо ли, создавать ли..., должен ли...). Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложные вопросы состоят из нескольких вопросов. Простые можно поделить на две группы: условные и безусловные.
Восполняющие (неопределенные, непрямые вопросы). Они также могут быть простыми и сложными. Обычно включают в себя слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.
Данную классификацию можно представить в виде схемы (рис.2)
Рис.2 Виды детских вопросов
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что важным условием для любого исследователя является умение задавать вопросы, а также к тому, что исследовательские навыки формируются в течение длительного времени, а любопытство и любознательность являются важными предпосылками для их развития у младших школьников.
1.3. Возможности
внеклассной деятельности для
формирования
Достоверно известно, что около 30% учащихся за время их обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития. То же можно сказать и о мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении интеллектуальных и творческих запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той лёгкости, с которой теряются ценнейшие качества ребёнка - открытый ум и гибкий интерес [19].
Б. Паскаль говорил: «Всё наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно - в этом основа нравственности» [28]. Эти слова отражают и раскрывают сущность работы учителя. Научить ребёнка именно размышлять, сравнивать и на основе этого делать выводы, а не только автоматически воспроизводить заученный материал из учебника - сложная задача.
Всем известно, что школьные учебники с каждым годом становятся всё толще. Количество учебных предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. В то же время количество часов на ту или иную дисциплину сокращается. Эту проблему нередко подчеркивают учителя. С одной стороны необходимо успеть изучить с детьми весь материал, объяснить им всё, что непонятно, а с другой стороны важно развивать в детях исследовательские умения, научить их работать не только с учебником, но и с другой литературой. Времени на уроке на то и другое хватает не всегда. Поэтому работу по формированию исследовательских умений младших школьников целесообразнее планировать и реализовывать во внеурочной деятельности.
- критик - высказывает противоположную
точку зрения, провоцирует
возражения.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будет понят предыдущий материал. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Также для развития исследовательских умений можно использовать методики: (по Савенкову А.И.) мини-курсы, экспресс-исследования, коллекционирование [15; 16].
Суть мини-курса проста: приглашенный специалист в течение одного-двух занятий (по 40-45 минут) читает детям краткий курс по специально разработанной программе. Содержание курса обычно составляет круг его профессиональных интересов.
Экспресс - исследование - это оперативное исследование по предложенной педагогом тематике. Например, отправляясь на прогулку после учебного дня, школьники получают индивидуальное задание для проведения эмпирических исследований по природоведению [22].
Ученые отмечают, что коллекционированием занимаются в основном одаренные дети. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно искать, думать, классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. Каждому первокласснику можно дать задание на летние каникулы подготовить собственную коллекцию. Осенью ему нужно будет сделать по ней доклад, причем не в своём классе, а старшим ребятам из 3 или 4 класса. Ребенок, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска.
Широко известен в современной педагогической практике, так называемый метод проектов.
Метод проектов - форма организации обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий - проектов. Метод проектов весьма эффективен. Он предполагает разработку учащимися различных проектов (на интересующие их темы) и последующую их защиту. Здесь очень важно вовремя помочь ребёнку, чтобы он не потерял интерес к проекту из-за вдруг возникших трудностей.
Также для вовлечения детей в учебно-исследовательскую работу мы можем использовать экскурсии как способ стимулирования поисковой активности. Экскурсия позволяет изучать разные объекты в их реальном окружении, в действии, даёт бесконечно большой материал для собственных исследований, анализа и осмысления. Экскурсия может служить стартовой площадкой для детских исследований, дать мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть много интересных проблем для собственных изысканий, выдвигать большое количество самых разных гипотез.
Эффективны и коллективные игры как средство развития исследовательского поведения. Они учат детей взаимодействовать друг с другом в процессе исследования, позволяют выявить индивидуальность каждого ребёнка при решении той или иной проблемы.
Темы детских исследований весьма разнообразны и условно объединяются в три основные группы: фантастические, эмпирические, теоретические (Таблица 1).
№ |
Виды детских исследований |
Особенности детских исследований |
1. |
Фантастические |
- темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений |
2. |
Эмпирические |
- темы, тесно связанные с практикой; - предполагается проведение собственных наблюдений; - возможно проведение экспериментов |
3. |
Теоретические |
- темы, ориентированные на
работу по изучению и - предполагается работа с различными теоретическими источниками; |
Таблица 1. Виды детских исследований
Любая из этих тем должна быть интересна ребенку, оригинальна, а исследование по ней должно быть реально выполнимым в достаточно короткие сроки.
Таким образом, даже опираясь на всё вышеизложенное, можно сказать, что возможности для формирования исследовательских умений младших школьников во внеклассной деятельности действительно есть. Но в то же время учителю необходимо помнить, что при использовании той или иной технологии важно учитывать ряд принципов, на которых строится исследовательское обучение. Первый принцип - принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Исследование - процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании. Отсюда вырастает следующий принцип.
Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.
Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения, т.е. учащийся должен осваивать в образовании не только конечный продукт, в виде некоего позитивного знания, но быть хорошо знаком с эволюцией знания, а также с путями и способами его получения.
Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. Главная задача современного образования не только сообщение знаний, а в первую очередь - развитие у ребёнка потребности и способности эти знания добывать. Только на этой основе можно обеспечить превращение знаний в инструмент творческого освоения мира ребенком. Ученик не просто потребляет информацию, а сам порождает знание.
Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения. Психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления, но далеко не всё, что следует освоить ребенку в образовании, он должен открывать в ходе самостоятельных изысканий. А потому использование исследовательских методов обучения следует сочетать с применением репродуктивных методов [9].
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что процесс исследовательского обучения должен строиться так, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма догм, не как свод незыблемых законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм.
Выводы по главе I
На основе анализа теоретических основ по проблеме формирования исследовательских умений у младших школьников были сделаны следующие выводы: