Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:49, дипломная работа
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и практическая проверка возможностей внеклассной деятельности для формирования исследовательских умений у младших школьников. Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников. Предмет исследования: формирование исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности. Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений у младших школьников; выявить возрастные особенности формирования исследовательских умений у младших школьников;
изучить уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников; разработать и апробировать серию внеклассных занятий, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников;
составить рекомендации для учеников, учителей, родителей по формированию исследовательских умений;
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I Теоретическое обоснование проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности…………………………………………………………………....6
Сущность понятий «исследовательская деятельность», «умение», «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………….….6
Возрастные особенности формирования исследовательских умений у младших школьников………………………………………………….10
Возможности внеклассной деятельности для формирования исследовательских умений у младших школьников………………...14
Выводы по главе I……………………………………………………………..20
Глава II. Методическая работа по формированию исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности……………21
Описание методик, направленных на исследование уровня развития исследовательских умений у младших школьников………………...21
Описание серии внеклассных занятий, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников…………………………………………………………….25
Сравнительный анализ диагностических данных на констатирующем и контрольном этапах исследования…………………………………..
Выводы по главе II……………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………31
На основе анализа психологической литературы были выявлены возрастные особенности формирования исследовательских умении детей. Здесь более подробно мы рассмотрели понятия «любопытство» и «любознательность» как определённые этапами развития познавательной активности ребёнка.
Также нами были раскрыты роль и возможности внеклассной деятельности для формирования исследовательских умений у младших школьников. Из возможностей внеклассной деятельности мы рассмотрели следующие: мини-курсы, экспресс-исследования, коллекционирование, экскурсии, организация групповой работы детей на занятиях. Нами была предложена классификация тем детских исследований, подкрепленная примерами.
Глава II. Методическая работа по формированию исследовательских умений у младших школьников
2.1. Исследование
уровня развития
Одна из задач нашего исследования – изучение уровня сформированности у младших школьников исследовательских умений. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 г. Киренска, 4 «А» класс, учитель Антипина Е.Н..
Для реализации поставленной задачи нами были использованы два опросника. Первый из них включает в себя шесть вопросов, представленных ниже:
Мы получили следующие результаты….
Следующий опросник включает в себя пять вопросов:
Данный опросник также был предложен испытуемым.
Также с целью изучения сформированности исследовательских умений могут быть использованы методики, предложенные Ф.А. Мухаметзяновой.
Тест на выявление уровня развития умений выделять существенное.
Детям предлагается ряд слов, в которых несколько слов в скобках, а одно
- перед ними. За 20 секунд следует
указать из скобок два слова, которые
являются наиболее
существенными для слова за скобками.
Тест на выявление уровня сформированности умений обобщать. Учащимся предлагается 5 пар слов. За 3 минуты учащимся надо определить, что общее между словами каждой пары.
Обработка результатов:
Тест на выявление уровня развития умений классифицировать
понятия, предметы, явления.
Учащимся предлагаются 5 заданий, время выполнения которых - 3 минуты. В каждом из этих, заданий - слова. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Нужно найти и подчеркнуть это слово.
Обработка результатов:
2.2. Описание серии
внеклассных занятий, направленных
на формирование
В процессе изучения данной темы нами была разработана серия внеклассных занятий, основной целью которых является формирование исследовательских умений у младших школьников.
Данная цель может быть достигнута при реализации следующих задач:
- мотивировать детей к познанию
окружающего мира, пробудить у них
интерес к исследовательской деятельности;
При создании данной серии занятий нами были использованы задания, упражнения из методической разработки Горячевой Г.И. Предлагаемые нами занятия представлены в таблице 2. Планы занятий описаны в приложении 1.
№ |
Название темы |
Основная цель |
Предлагаемые задания |
1. |
Что такое исследование? |
Формирование у учащихся представления об исследовательской детельности |
«Разгадай головоломку», «Нарисуй исследователя» |
2. |
Проблема – это не беда! Решение найдем всегда! |
Формирование умения находить и решать проблемы. |
«Посмотри на мир чужими глазами», «Продолжи рассказ» |
3. |
Учимся выдвигать гипотезы |
Формирование умения выдвигать гипотезы |
«Найди возможную причину событий», «Подумаем вместе» и др. |
4. |
Всё начинается с вопроса... |
Формирование умения формулировать и задавать вопросы. |
«Вопросы машине времени», «Да-нет» и др. |
5. |
Эксперимент – король исследования. |
Формирование умений экспериментирования. |
«Тонет – не тонет», «Магия цвета» и др. |
6. |
|||
7. |