Формирование исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и практическая проверка возможностей внеклассной деятельности для формирования исследовательских умений у младших школьников. Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников. Предмет исследования: формирование исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности. Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений у младших школьников; выявить возрастные особенности формирования исследовательских умений у младших школьников;
изучить уровень сформированности исследовательских умений у младших школьников; разработать и апробировать серию внеклассных занятий, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников;
составить рекомендации для учеников, учителей, родителей по формированию исследовательских умений;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава I Теоретическое обоснование проблемы формирования исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности…………………………………………………………………....6
Сущность понятий «исследовательская деятельность», «умение», «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………….….6
Возрастные особенности формирования исследовательских умений у младших школьников………………………………………………….10
Возможности внеклассной деятельности для формирования исследовательских умений у младших школьников………………...14
Выводы по главе I……………………………………………………………..20
Глава II. Методическая работа по формированию исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности……………21
Описание методик, направленных на исследование уровня развития исследовательских умений у младших школьников………………...21
Описание серии внеклассных занятий, направленных на формирование исследовательских умений у младших школьников…………………………………………………………….25
Сравнительный анализ диагностических данных на констатирующем и контрольном этапах исследования…………………………………..
Выводы по главе II……………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)
  • суть исследовательской деятельности заключается в решении учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее известным результатом.
  • понятие «умение» в психолого-педагогической литературе рассматривается, прежде всего, как способ, способность или готовность выполнять какие-либо действия.

На основе анализа психологической литературы были выявлены возрастные особенности формирования исследовательских умении детей. Здесь более подробно мы рассмотрели понятия «любопытство» и «любознательность» как определённые этапами развития познавательной активности ребёнка.

Также нами были раскрыты роль и возможности внеклассной деятельности для формирования исследовательских умений у младших школьников. Из возможностей внеклассной деятельности мы рассмотрели следующие: мини-курсы, экспресс-исследования, коллекционирование, экскурсии, организация групповой работы детей на занятиях. Нами была предложена классификация тем детских исследований, подкрепленная примерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методическая работа по формированию исследовательских умений у младших школьников

2.1. Исследование  уровня развития исследовательских умений

Одна из задач нашего исследования – изучение уровня сформированности у младших школьников исследовательских умений. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 г. Киренска, 4 «А» класс, учитель Антипина Е.Н..

Для реализации поставленной задачи нами были использованы два опросника. Первый из них включает в себя шесть вопросов, представленных ниже:

  1. Умеешь ли ты видеть проблему?
  2. Можешь ли ты давать определения понятиям?
  3. Можешь ли ты выдвигать гипотезы?
  4. Умеешь ли ты задавать вопросы?
  5. Умеешь ли ты наблюдать?
  6. Нравится ли тебе работать с литературой?

Мы получили следующие результаты….

Следующий опросник включает в себя пять вопросов:

  1. Что такое исследование?
  2. Кто может заниматься исследованием?
  3. Ты бы хотел заниматься исследованием?
  4. Что бы ты хотел изучать? (исследовать)
  5. Что нужно для того, чтобы ты стал исследователем?

Данный опросник также был предложен испытуемым.

Также с целью изучения сформированности исследовательских умений могут быть использованы методики, предложенные Ф.А. Мухаметзяновой.

Тест на выявление уровня развития умений выделять существенное.

Детям предлагается ряд слов, в которых несколько слов в скобках, а одно

- перед ними. За 20 секунд следует указать из скобок два слова, которые 
являются наиболее существенными для слова за скобками.

  1. Сад (растения, садовник, собака, земля)
  2. Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)
  3. Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания)
  4. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)
  1. Пение (звон, голос, искусство, аплодисменты). 
    Обработка результатов:

 

  • испытуемый смог выполнить 4-5 заданий (высокий уровень)
  • испытуемый смог выполнить 3 задания (средний уровень)
  • 2-1 задание (низкий уровень)

Тест на выявление уровня сформированности умений обобщать. Учащимся предлагается 5 пар слов. За 3 минуты учащимся надо определить, что общее между словами каждой пары.

  1. Сумма - произведение
  2. Нос - глаз
  3. Школа - учитель
  4. Чтение – математика
  5. Предательство – трусость.

Обработка результатов:

  • испытуемый смог выполнить 4-5 заданий (высокий уровень)
  • испытуемый смог выполнить 3 задания (средний уровень)
  • 2 задания (низкий уровень)

Тест на выявление уровня развития умений классифицировать

понятия, предметы, явления.

   Учащимся предлагаются 5 заданий, время выполнения которых - 3 минуты. В каждом из этих, заданий - слова. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Нужно найти и подчеркнуть это слово.

  1. Приставка, предлог, окончание, корень;
  2. Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг;
  3. Дождь, снег, осадки, иней, град;
  4. Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитаемое;
  5. Запятая, точка, союз, двоеточие, тире.

   Обработка результатов:

  • испытуемый смог выполнить 4-5 заданий (высокий уровень)
  • испытуемый смог выполнить 3 задания (средний уровень)
  • 2 задания (низкий уровень)

2.2. Описание серии  внеклассных занятий, направленных  на формирование исследовательских  умений у младших школьников

В процессе изучения данной темы нами была разработана серия внеклассных занятий, основной целью которых является формирование исследовательских умений у младших школьников.

Данная цель может быть достигнута при реализации следующих задач:

- мотивировать детей к познанию окружающего мира, пробудить у них 
интерес к исследовательской деятельности;

  • развивать внимание, воображение учащихся, умения слушать и слышать, 
    умение аргументировано доказывать свою точку зрения (гипотезу).
  • развивать умение говорить правильно, логично, последовательно. 
    Каждое занятие проводится по определенной структуре:
  • организационный момент (настрой детей на работу, сообщение цели и задач занятия);
  • основная часть (выполнение различных заданий, направленных на формирование исследовательских умений)
  • заключительная часть (подведение итогов занятия, рефлексия).

При создании данной серии занятий нами были использованы задания, упражнения из методической разработки Горячевой Г.И. Предлагаемые нами занятия представлены в таблице 2. Планы занятий описаны в приложении 1.

 

Название темы

Основная цель

Предлагаемые задания

1.

Что такое исследование?

Формирование у учащихся представления об исследовательской детельности

«Разгадай головоломку», «Нарисуй исследователя»

2.

Проблема – это не беда!

Решение найдем всегда!

Формирование умения находить и решать проблемы.

«Посмотри на мир чужими глазами», «Продолжи рассказ»

3.

Учимся выдвигать гипотезы

Формирование умения выдвигать гипотезы

«Найди возможную причину событий», «Подумаем вместе» и др.

4.

Всё начинается с вопроса...

Формирование умения формулировать и задавать вопросы.

«Вопросы машине времени», «Да-нет» и др.

5.

Эксперимент – король исследования.

Формирование умений экспериментирования.

«Тонет – не тонет», «Магия цвета» и др.

6.

     

7.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование исследовательских умений у младших школьников во внеклассной деятельности