Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

К моменту поступления ребенка в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ………………………………………………………………………..3
1.1. Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов……………………………………………………………….3
1.2. Функции универсальных учебных действий…………………….9
1.3. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников………………11
Глава 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ……………………………………………………………..……….19
2.1. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте……………………………...…….19
2.2. Анализ и изучение коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере азбуки………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……………34

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_formirovanie_kommunikativnykh_un.docx

— 68.08 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГБОУ СПО «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева

Отделение «Преподавание в начальных классах»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности (на примере «Азбука»)

 

 

 

Выполнила:

Студентка ___курса группы ________

Очная форма обучения

 

 

Проверила:

____________________________

 

Оценка_______________________

«__»________________20__г.

 

 

 

 

Якутск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ………………………………………………………………………..3

1.1. Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов……………………………………………………………….3

1.2. Функции универсальных учебных действий…………………….9

1.3. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников………………11

Глава 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ……………………………………………………………..……….19

2.1. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте……………………………...…….19

2.2. Анализ и изучение коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере азбуки………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

К моменту поступления ребенка в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.

В настоящее время многие дети, приходя в школу, обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Это делает крайне актуальной задачу подготовки детей к началу обучения в школе с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, а также задачу соответствующей доподготовки уже в рамках школы.

В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностно познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Актуальность развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

  • необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

  • необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

  • возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества.

В настоящее время составлена программа формирования универсальных учебных действий в начальном общем образовании.

Цель исследования: научно-педагогическое обоснование системы работы по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной внеурочной деятельности на примере азбуки.

Объект исследования: деятельность педагога по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной внеурочной деятельности.

Предмет исследования: разработка форм и методов развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной внеурочной деятельности на примере изучения азбуки.

Задачи:

  1. Выявить сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия.

  1. Рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.

  1.  теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

  1. диагностика сформированности универсального учебного действия;

Гипотеза исследования: развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников будет осуществлено в том случае, если в учебной деятельности будет применяться школа коммуникативной дидактики.

Теоретическую основу курсовой работы составили исследования по проблемам развития речи (Д.В.Бондаренко, В.В.Виноградов, Г.В.Золотова, Л.М.Лосева и др.), психологическим основам теории речевой деятельности и психофизиологическим механизмам формирования связной речи (В.А.Артемов, Д.Н.Богоявленский, Ф.Й.Буслаева, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, Л.В.Щерба,), проблемам методики преподавания русского языка (Н.Н.Алгазина, В.В.Бабайцева, Н.Е.Богусловская, В.А.Добромыслов, А.Д. Дейкина, Т.Е.Зепалова, А.Ю.Купалова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Г.А.Фомичева, Л.А.Хозякова, Л.П.Федоренко, М.Х.Шхапацева, Н.М.Шанский и др.).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

 

1.1 Понятие системы универсальных  учебных действий учащихся младших  классов

 

С 2011 года в России началось введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования.

Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы. Основания для таких изменений очевидны: в современном быстро меняющемся мире знания устаревают очень быстро, о чем уже было сказано ранее, и человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию, к профессиональной самостоятельности.

Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились - акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентностей.

Одной из основных становится информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. В современный информационный век большая роль отведена умению работать с информацией, которая поступает из книг, журналов, газет, интернет-страниц, то есть в процессе читательской, аналитической, умственной и логической деятельности.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. [2, с. 3]

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Что же представляет собой универсальное учебное действие, и где применяется? Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [2, с. 27].

В более узком (собственно психологическом значении) термин "универсальные учебные действия" можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова.

Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой.

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования".

Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, уроки чтения обеспечивают формирование познавательных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность темы исследования курсовой работы.

В рамках деятельностного подхода в качестве универсальных учебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности − мотивы, особенности решения поставленных целей и задач, учебные действия, контроль и оценка, сущность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности. В основе

 

1.2 Функции универсальных  учебных действий

учебный школьник воспитание информационный

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: [2, с. 90]

Информация о работе Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности