Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 12:43, курсовая работа
Краткое описание
К моменту поступления ребенка в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ………………………………………………………………………..3 1.1. Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов……………………………………………………………….3 1.2. Функции универсальных учебных действий…………………….9 1.3. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников………………11 Глава 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ……………………………………………………………..……….19 2.1. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте……………………………...…….19 2.2. Анализ и изучение коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере азбуки………………..26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……………34
2.2. Анализ и изучение коммуникативных
универсальных учебных действий во внеурочной
деятельности на примере азбуки
Внеурочная деятельность, связанная
с изучением русского языка, звуков и букв
в начальной школе, направлена на достижение
следующих целей:
— осознание языка как явления
национальной культуры и основного средства
человеческого общения; формирование
позитивного отношения к правильной речи
как показателю общей культуры человека;
—знакомство с нормами русского
языка с целью выбора необходимых языковых
средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными
действиями с единицами языка, умение
практического использования знаний.
В факультативном курсе
особое внимание уделено работе над языковыми
нормами и формированию у школьников правильной
выразительной речи.
Общая характеристика факультатива. «Удивительный
мир букв и слов» — внеурочный курс для
младших школьников, в содержании которого
рассматривается орфоэпическое, лексическое,
грамматическое многообразие мира букв
и слов, основные методы и пути его познания,
а также развивается языковая интуиция
и художественно-образное мышление младших
школьников. Изучение данного курса создаёт
условия для формирования ценностного
отношения учащихся к языку, для воспитания
ответственности засоблюдение норм языка
как важного компонента языковой культуры.
Место факультатива в учебном
плане. Изучение курса рассчитано на период
с 1 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю
в каждом классе).
Программа дополняет и расширяет
содержание отдельных тем предметной
области «Филология» за счёт углубления
знаний лингвистического, речеведческого
характера, введения элементов этимологии
и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания
факультатива. Важными ориентирами содержания
данного факультатива являются:
— развитие языковой интуиции
и ориентирования в пространстве языка
и речи;
—формирование представлений
о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов,
отражающих отношение народа к языку,
развитие умений, связанных с изучением
языкового пространства;
— развитие представлений о
различных методах познания языка (исследовательская
деятельность, проект как метод познания,
научные методы наблюдения, анализа и
т. п.);
— формирование элементарных
умений, связанных с выполнением учебного
лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного
интереса к русскому языку;
—включение учащихся в практическую
деятельность по изучению и сохранению
чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения программы
факультатива. В процессе изучения данного
факультатива ученики получают знания
об истории русского языка, рассматривают
памятники древней письменности, знакомятся
с происхождением слов, что становится
предпосылкой воспитания гордости за
красоту и величие русского языка, осмысления
собственной роли в познании языковых
законов, потребности обучения различным
способам познания языковых единиц. Практическое
использование и знакомство с нормами
употребления в речи единиц языка способствует
развитию личной ответственности за чистоту
и правильность создаваемых высказываний.
Деятельностный подход, используемый
в курсе, не только развивает познавательный
интерес, но и формирует мотивацию для
углублённого изучения курса русского
языка.
Система вопросов и заданий,
использование различных методов познания
языка дают возможность учащимся находить
пути решения исследовательских и творческих
задач. Поиск информации о происхождении
слов, работа со словарями, устранение
и корректирование речевых ошибок позволяют
решать проблемы самопроверки и самооценки.
Разнообразная игровая и практическая
деятельность позволяет лучше изучить
фонетику, словообразование и грамматику
[14, с. 114].
Для овладения логическими
действиями анализа, сравнения, наблюдения
и обобщения, установления причинно-следственных
связей и аналогий, классификации по родовидовым
признакам в курсе факультатива имеются
задания, активизирующие интеллектуальную
деятельность учащихся: предлагается
сопоставить варианты написания букв,
устаревшие и новые слова, способы старинных
и современных обращений; проанализировать,
установить необходимые связи, обобщить
материал при работе с категорией числа
имени существительного, с членами предложения
и т. п.
Активная исследовательская
работа (индивидуальная, парная и групповая)
формирует умение использовать различные
способы поиска информации (в справочной
литературе, с помощью родителей и учителя);
аргументированно представлять собственный
материал, уважительно выслушивать собеседника
и делать выводы.
Факультатив направлен на то,
чтобы повторять, уточнять, расширять
начальные представления о языке и орфоэпических,
лексических, грамматических нормах. Умение
работать с языковыми единицами учащиеся
используют для выбора способа решения
познавательных, практических и коммуникативных
задач. Ряд тем, содержащих лексический
материал, помогает представить «единство
и многообразие языкового и культурного
пространства России», в результате чего
формируется бережное и внимательное
отношение к правильной устной и письменной
речи, что, в свою очередь, является показателем
общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения факультатива являются
язык и речь. В основное содержание программы
включены пять разделов для каждого класса.
Основной акцент сделан на развитии у
младших школьников способности к анализу
языковых фактов с учётом единства формы,
содержания и функции рассматриваемого
явления, что поможет ученику глубже проникнуть
в область мысли, выраженной с помощью
языка, научит выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных
задач. В содержание курса включены сведения
из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии
и фразеологии, морфемики, словообразования,
этимологии, грамматики.
Содержание факультатива строится
на основе деятельностногоподхода. Каждый
раздел программы предусматривает использование
игровой и практической деятельности.
Предполагается активное освоение курса
в разнообразной индивидуальной и групповой
работе (учебные, познавательные, исследовательские
задания, ролевые и дидактические игры,
работа над проектами, экскурсии). Включение
учащихся в разно образную деятельность
является условием приобретения прочных
знаний, преобразования их в убеждения
и умения, формирования основ личной ответственности
за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке
содержания курса позволит решать в ходе
его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие
и усвоение знаний; создавать условия
для высказывания младшими школьниками
суждений художественного, эстетического,
духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям,
где ребёнок должен учиться различать
универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности
для становления навыков следования научным,
духовно-нравственным и эстетическим
принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия
для формирования научных знаний о языке,
осознания значения и необходимости бережного
его использования.
Подобное содержание курса
не только позволяет решать задачи, связанные
с обучением и развитием младших школьников,
но и несёт в себе большой воспитательный
потенциал. Воспитывающая функция заключается
в формировании у младших школьников потребности
в познании и изучении русского языка,
его исторических корней, многообразия,
обоснованных норм и правил, выражении
личного интереса и отношения к фактам
языка и понимании значения языка как
явления национальной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение лингвистической,
психолого-педагогической и методической
литературы, наблюдение над учебным процессом,
а также педагогические практики позволили
сделать следующие вывод: чтобы развивать
речь младших школьников, нужно через
изложение вести работу по следующим направлениям:
- тренировка произносительного
аппарата школьников, развитие их
артикулярных умений, устранение
различных недочётов произношения;
- постепенное планомерное
наращивание словарного запаса
школьников, обучение их точному
пониманию значения слов;
- овладение правильным
построением предложения разнообразных
типов, их совершенствованием и
связями между предложениями
в тексте;
- овладение механизмами
порождения речи, то есть достаточно
быстрым и правильным построением
речи;
- усвоение умений и
навыков передачи устной речи,
овладение интонациями, паузами, логическими
ударениями, другими средствами
просадки, а на письме – каллиграфически
и орфографическими правильного
письма;
- усвоение ряда конкретных
умений в области подготовки
и построения связанного текста:
понимание темы и её раскрытие;
накопление и подготовка материала
для изложения; составление плана;
орфографическая подготовка; запись
и совершенствование написанного.
Наиболее слабым звеном в системе
обучения русскому языку и самым уязвимым
местом уроков чтения, грамматика и орфографии
является работа по развитию речи учащегося.
Усиление практической направленности
изучения курса русского языка в начальных
классах обеспечит более осмысленное
и прочное усвоение норм русского языка,
сознательное использование языковых
средств в речи, грамотное письмо будет
способствовать созданию той базы знаний
и умений, которые обеспечат успешное
овладение речью, русским языком.
Успех в овладении речью – это
в конечном итоге залог успеха во всём
школьном обучении и развитии учащихся,
ибо через язык, через речь перед школьниками
открывается широкий мир науки и жизни.
Что может быть важнее хорошо
развитой речи? Без неё нет подлинных успехов
в учении, нет настоящего общения, а значит
и коллективного труда.
Программа начальной школы
предусматривает упражнения по развитию
речи детей. Это такие упражнения по развитию
речи детей, как составление учащимися
предложений, небольших связных текстов.
Цель их – научить детей выражать в письменной
форме не только единичные суждения, но
и группу суждений, объединенных общей
темой. В современных учебниках по русскому
языку даются упражнения указанного типа.
Кроме материалов учебника, поводам для
самостоятельных высказываний служат,
как известно, факторы из личной жизни
детей, их наблюдений, впечатлений об окружающей
жизни, прочитанных книг…
Проблема творческих письменных
работ младших школьников имеет свои специфические
особенности. В научно – педагогической
литературе она нашла свое отражение в
целом ряде работ (М.Л. Закожурковой, Н.С.
Рождественского, В.А. Кустарёвой, М.Р.
Львова). Среди них нельзя не отметить
актуальность для школы нашего времени
книг М.Р. Львова.
В отдельных современных учебниках
русского языка для начальных классов
сделана некоторая попытка дать определенную
систему (или хотя бы определенную последовательность)
в обучении таким видам письменных работ,
как изложения прочитанного, изложения
по картинке, составление рассказов. Это
в какой-то степени поможет в деле повышения
культуры письменной речи младших школьников.
Подводя итоги сказанному, необходимо
с особой настойчивостью подчеркнуть,
что из двух или нескольких видов упражнений,
имеющихся в распоряжении учителя, следует
предпочесть то, которое больше активизирует
внимание, память и мышление детей. В таком
случае правописанию будет служить одновременно
и обучению детей элементами культурной,
правильной русской речи в её устной письменной
форме.
Об этом всегда старался напомнить
учителям начальной школы Н.С. Рождественский.
В своих научных работах, методических
докладах, при личных встречах с учителями
Рождественский не уставал повторять:
если обучение правописанию, развитие
мышления и речи учащихся – единый процесс,
то он служит формированию общей речевой
культуры учащихся. Одним из наиболее
важных видов учебной работы по развитию
речи учащихся является изложение. Систематическая
работа над изложениями, предупреждение
и исправление ошибок – это борьба за
высокую культуру речи учащихся, требующая
от учителя и учеников значительного общего
развития, начитанности богатого словаря
и хорошего знания доступных возрастов
теоретических сведений по русскому языку.
Учителя начальных классов,
стоим у истоков речевой культуры, и нам
отвечать за то, чтобы язык ребенка, этот
неиссякаемый как жизнь родник, с каждым
годом становился более полноводным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арефьева О.М. Особенности формирования
коммуникативных универсальных учебных
умений младших школьников/ О.М. Арефьева//
Начальная школа плюс до и после. – 2012.
- № 2. – С. 74-78.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
Белкин А.С. Основы возрастной
педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.С. Белкин. – М.: Издательский
центр Академия, 2000. – 192 с.
Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности/ А.В. Брагуца// Начальная школа. – 2011. - № 6.
– С. 53-56.
Вакуленко Е.А. Организация
учебного диалога на уроках литературного
чтения/ Е.А. Вакуленко// Начальная школа. – 2012. - № 5.
– С. 44-46.
Дьячкова С.В. Роль учебника риторики в формировании у младших школьников коммуникативно-речевых умений/ С.В. Дьячкова// Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 10. – С. 78-83.
Ефросинина Л.А. Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий/ Л.А. Ефросинина// Начальная школа. – 2012. - № 2. – С. 49-57.
Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская// Начальная школа. – 2011. - № 5. – С. 50-57.
Зайцева К.П. Формирование коммуникативных
способностей младших школьников в учебно-воспитательной
деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная
школа плюс до и после. – 2011. - № 4. – С. 78-83.
Карпенко Л.А. Краткий психологический
словарь/ Л.А. Карпенко.— Москва, Феникс,
2010 г. – 320 с.
Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В. Клубович// Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 10. – С. 50-51.