Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 18:49, курсовая работа
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.1 Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка
1.3 Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.4 Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
1.5 Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме
Выводы
Список литературы
Курсовая работа: Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников Название: Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа Добавлен 20:29:10 09 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 7481 Комментариев:
0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка:
неизвестно Скачать
Департамент образования
города Москвы
ГОУ Университетский
колледж №5
специальность 050704
«Дошкольное образование»
Курсовая работа
Формирование культурно–
Студента 41 гр. в/о
Сысоевой Е.Ю.
Москва 2009-2010гг
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические
основы формирования культурно–гигиенических
навыков у детей дошкольного
возраста
1.1 Зарубежные и
отечественные педагоги о необходимости
формирования культурно-гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста
1.2 Культурно-гигиенические
навыки, их значение в развитии
ребенка
1.3 Условия и методы
формирования культурно-
1.4 Роль игрового
метода в формировании навыков
личной гигиены
1.5 Анализ программных
требований и диагностических
методик по данной проблеме
Выводы
Список литературы
Введение
Важнейшим фактором
работоспособности организма
«Здоровье – это
капитал, данный нам не только природой
от рождения, но и теми условиями, в
которых мы живём.
«Здоровье детей
– богатство нации». Этот тезис
не утрачивает своей актуальности во
все времена».
Сохранение и укрепление
здоровья невозможно без соблюдения
правил гигиены. Большую роль в развитии
гигиены детей сыграли учёные
В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов,
Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат
сведения не только по диагностике и лечению
детских заболеваний, но и по уходу, питанию,
закаливанию и воспитанию здоровых детей.
На основании исследований этих ученых,
работники дошкольных учреждений, взяли
за основу воспитание культурно – гигиенических
навыков. В каждой возрастной группе эта
задача осуществляется в соответствии
с программами воспитания в детском саду.
Усвоение того или иного навыка детьми
требует времени, поэтому задача его формирования
может относиться не к одному, а к нескольким
годам жизни ребёнка.
Программы воспитания
и обучения в детском саду сориентированы
на создание в детском саду обстановки,
которая способствует формированию
культурно-гигиенических навыков.
Дошкольный возраст
– это важный период, когда формируется
человеческая личность, закладываются
прочные основы физического здоровья.
Культурно–гигиенические
навыки у детей воспитываются
с самого раннего возраста, при
формировании культурно–гигиенических
навыков идёт не простое усвоение правил,
норм поведения, а чрезвычайно важный
процесс социализации, очеловечивания
малыша.
Воспитание у детей
навыков личной гигиены играет важнейшую
роль в охране их здоровья, способствует
правильному поведению в быту. В процессе
повседневной работы с детьми необходимо
стремиться к тому, чтобы выполнение правил
личной гигиены стало для них естественным,
а гигиенические навыки совершенствовались.
Умения – это
сформированная у ребенка способность
совершать определенные действия на основе
полученных знаний.
Навык – это автоматизированное
действие, формируемое в результате
многократных повторений и упражнений.
Навыки закрепляются
в результате многократного выполнения
действия, в результате упражнений
в правильном его выполнении.
Переход навыка в
привычку достигается систематическим
повторением его при
«Как ни важны
навыки не следует забывать что, одно только
овладение ими ещё не обеспечивает правильного
поведения. Взрослые должны подавать пример
во всём и требуя от ребёнка выполнения
определённых правил, сами всегда их соблюдали,
были аккуратны, опрятны внешне и т.п.»
Цель исследования –
изучение процесса формирования культурно
– гигиенических навыков и апробация
системы способствующей эффективному
использованию игровых методов.
Объектом исследования
является процесс формирования культурно–
гигиенических навыков у детей
дошкольного возраста.
Предметом исследования
является влияние игрового метода на
формирование навыков личной гигиены
у детей среднего дошкольного
возраста.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические
основы воспитания культурно–
- Выявить уровень
сформированности навыков
- Выявить особенности
воспитания культурно–
- Разработать рекомендации
по воспитанию культурно–
Методы исследования
В процессе работы использовать
разные методы педагогических исследований:
изучение и анализ психологической, педагогической
литературы; создание проблемных ситуаций;
опытно – педагогическая работа; беседа
с ребёнком; целенаправленное наблюдение
за детьми в их самостоятельной деятельности.
Выбор темы связан с
необходимостью решать проблему воспитания
культурно – гигиенических навыков у
детей дошкольного возраста, которую можно
эффективно решить через игровую деятельность,
т.к. в дошкольном возрасте игра является
ведущим видом деятельности, посредством
игры малыш лучше запоминает, устанавливает
причинно–следственные связи. Особенно
актуальна эта проблема в младшем дошкольном
возрасте, так как этот период является
сенситивным – наиболее благоприятным
для развития, поэтому именно в этом возрасте
закладывается фундамент всех полезных
и необходимых навыков в жизни человека.
Глава 1. Теоретические
основы формирования культурно- гигиенических
навыков у детей дошкольного
возраста.
1.1 Зарубежные
и отечественные педагоги о
необходимости формирования
Исторические памятники
– это всего лишь малая частица
огромного наследия педагогической
мысли, отражённой не только в трудах
по педагогике, но и в самых разных
источниках: фольклорных записях, летописных
сводах, в философской литературе.
Работа с первоисточником играет важную
роль в профессиональной подготовке будущего
педагога.
Великий педагог
Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало
развитию научной педагогики, уделял
большое внимание воспитанию детей
дошкольного возраста. Книга о воспитании
детей «Материнская школа», написанная
Я.А. Коменским, является первой в мире
программой и пособием по дошкольному
воспитанию.
Я.А. Коменский призывал
тщательно заботиться о здоровье,
гигиене и физическом развитии детей.
Он писал – «Детям должны быть созданы
условия для физического развития. Не
следует без нужды ограничивать их подвижность,
а наоборот развивать у них навыки, держать
голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать,
складывать и т. п.» [19, 44]. Овладение этими
и культурно – гигиеническими навыками
и умениями должно непрерывно происходить
в форме игры, она – основное средство
развития детей.
Вопросами гигиены
детей интересовались передовые
учёные и врачи России. Ещё в 1919г
была поставлена задача создания сети
дошкольных учреждений (яслей, детских
садов). Выполнение этой задачи потребовало
научного обоснования многих гигиенических
вопросов, связанных с воспитанием детей
раннего и дошкольного возраста и в связи
с этим выделения в гигиене детей раздела
дошкольной гигиены. Немалый вклад в дошкольную
гигиену внесли видные отечественные
педиатры: Н.М. Щелованов, Е.А. Аркин и другие.
Их труды помогают работникам дошкольного
воспитания правильно с гигиенической
точки зрения организовывать работу с
детьми.
Известный отечественный
физиолог Павлов И.П., проводя опыты с собаками
выяснил, что если у собаки выработать
ряд рефлексов на разные раздражители,
которые повторяются в определенной последовательности,
то со временем животное воспроизводит
всю систему ответных реакций при воздействии
лишь одного первоначального раздражителя.
Это устойчивое закрепление определенной
последовательности реакций называется
динамическим стереотипом. Организм приспосабливается
к стереотипно повторяющимся внешним
воздействиям выработкой системы реакций.
Динамический стереотип —физиологическая
основа многих явлений психической деятельности
человека, например навыков, привычек,
приобретенных потребностей и др. Комплекс
динамических стереотипов представляет
собой физиологическую основу устойчивых
особенностей поведения личности.
Динамический стереотип
является выражением особого принципа
работы мозга — системности. Этот
принцип состоит в том, что
на сложные комплексные
По определению
известного физиолога Н.И. Щелованова
« Режим дня в первые годы жизни ребенка
– это правильное распределение во времени
и правильная взаимопоследовательность
удовлетворения основных физиологических
потребностей ребенка в сне, кормлении,
а так же в деятельности.» [ 26,4]
Воспитание культурно
– гигиенических навыков направлено на
укрепление здоровья ребёнка. Вместе с
тем оно включает важную задачу – воспитание
культуры поведения. Забота о здоровье
детей, их физическом развитии начинается
с воспитания у них любви к чистоте, опрятности,
порядку. « Одна из важнейших задач детского
сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам
навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего
возраста надо учить ребят мыть руки перед
едой, есть из отдельной тарелки, ходить
чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду,
не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя
спать, быть больше на свежем воздухе и
так далее».[16,58]
Все меры, которые
разрабатывает дошкольная гигиена,
способствуют нормальному физическому,
гигиеническому развитию детей, укреплению
их здоровья.
Здоровье – более широкое
понятие, под которым понимают состояние
полного физического, душевного и социального
благополучия - именно такое определение
выдвинула Всемирная организация здравоохранения.
Формирование культурно–
А самое главное
по режиму дня заметно, что время на
гигиену и самообслуживание маленьким
детям отводится больше, чем детям более
старшего возраста, так как эти навыки
у старших детей уже более сформированы.
Из этого важно подчеркнуть, что возрастные
особенности и индивидуальные способности
детей играют важную роль в режиме дня.
Исследователи проблемы
Виноградова Н.Ф. и Белостоцкая
Е.М. считали, что «режим дня –
это четкий распорядок жизни в
течение суток, у ребенка, приученного
к строгому распорядку, потребность
в еде, сне, наступает через определенные
промежутки времени и сопровождается
ритмическими изменениями в деятельности
всех внутренних органов. Организм как
бы заблаговременно настраивается на
предстоящую деятельность, поэтому она
осуществляется достаточно эффективно,
без лишней траты нервной энергии и не
вызывает выраженного утомления.»[1,15]
Информация о работе Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников