Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 18:49, курсовая работа
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.1 Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка
1.3 Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.4 Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
1.5 Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме
Выводы
Список литературы
Положительная оценка
даже небольших успехов ребёнка вызывает
у него удовлетворение, рождает уверенность
в своих силах. Особенно это важно в общении
с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным
приёмом является привлечение положительного
примера. Увлечь детей деятельностью по
самообслуживанию можно вызвав у них интерес
к предмету. Например, во время умывания
воспитатель даёт детям новое мыло в красивой
обёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть,
понюхать; «какое гладкое, какое душистое!
А как, наверное, оно хорошо пенится! Давайте
проверим?»
Использование игровых
приёмов, весьма эффективный метод,
они должны быть похожи на настоящую
игру и обладать её существенными
признаками: представлять собой продуманные
педагогом игровые задачи, соответствующие
им игровые действия с целью обучения,
воспитания и развития детей. Для обучения
через игру так же созданы дидактические
игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают
какие-то знания, овладевают навыками
действий с определенными предметами,
учатся культуре общения друг с другом.
Но для играющих детей воспитательно–образовательное
значение не выступает открыто, а реализуется
через игровую задачу, игровые действия,
правила.
Дидактической игре
присущи две функции в процессе
обучения. Первая функция – совершенствование
и закрепление знаний. При этом ребенок
не просто воспроизводит знания в том
виде, в каком они были усвоены, а трансформирует,
преобразовывает их, учится оперировать
ими в зависимости от игровой ситуации.
Вторая функция дидактической игры заключается
в том, что дети усваивают новые знания
и умения разного содержания. Как отмечал
А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся
к «рубежным играм», представляя собой
переходную форму к той неигровой деятельности,
которую они подготавливают. Эти игры
способствуют развитию познавательной
деятельности, интеллектуальных операций,
представляющих основу обучения. Для дидактических
игр характерно наличие задачи учебного
характера – обучающей задачи. Ею руководствуются
взрослые, создавая ту или иную дидактическую
игру, но облекают ее в занимательную форму.
Обучающая задача воплощается в соответствующем
содержании и реализуется с помощью игровых
действий, которые выполняют дети. Ребенка
привлекает в игре не обучающая задача,
которая в ней заложена, а возможность
проявить активность, выполнить игровые
действия, добиться результата, выиграть.
Активное участие, тем более выигрыш в
дидактической игре зависят от того, насколько
ребенок овладел знаниями и умениями,
которые диктуются ее обучающей задачей.
Это побуждает ребенка быть внимательным,
запоминать, сравнивать, классифицировать,
уточнять свои знания. Значит, дидактическая
игра поможет ему чему – то научиться
в легкой, непринужденной форме. Такое
непреднамеренное обучение получило название
автодидактизма. Однако следует отметить,
знания и умения, приобретаемые играющими,
являются побочным продуктом деятельности,
поскольку главный интерес представляет
не обучающая задача, а игровые действия
– для детей раннего и младшего дошкольного
возраста, и решений игровой задачи, выигрыш
– для детей старшего дошкольного возраста.
Оценивая дидактическую
игру и ее роль в системе обучения,
А.П. Усова писала: «Дидактические игры,
игровые задания и приемы позволяют
повысить восприимчивость детей, разнообразят
учебную деятельность ребенка, вносят
занимательность»[28,170].
Психолог А.В. Запорожец,
оценивая роль дидактической игры,
справедливо указывал: «Нам необходимо
добиваться того, чтобы дидактическая
игра была не только формой усвоения отдельных
знаний и умений, но и способствовала
бы общему развитию ребенка, служила формированию
его способностей»[11,347].
В связи с разработкой
теории сенсорного воспитания была создана
система дидактических игр. В
последние годы вопросы теории и
практики дидактической игры разрабатывались
и разрабатываются многими
Все дидактические
игры можно разделить на три основных
вида: 1. Игры с предметами (игрушками),
в которых особое место занимают
сюжетно – дидактические, где
дети выполняют определенные роли,
и игры – инсценировки, которые
помогают уточнить представления о различных
предметах;
2. Настольно-печатные.
Эти игры разнообразны по
3. Словесные игры
отличаются тем, что процесс
решения обучающей задачи
Независимо от вида
дидактическая игра имеет определенную
структуру, отличающую ее от других видов
игр и упражнений. Игра, используемая для
обучения, должна содержать, прежде всего,
обучающую, дидактическую, задачу. Играя,
дети решают эту задачу в занимательной
форме, которая достигается определенными
игровыми действиями. «Игровые действия
составляют основу дидактической игры
– без них не возможна сама игра. Они являются
как бы рисунком сюжета игры»[25,13].
Обязательным компонентом
игры являются и ее правила, благодаря
которым педагог в ходе игры управляет
поведением детей, воспитательно–образовательным
процессом. Таким образом, обязательными
структурными элементами дидактической
игры являются: обучающая и воспитывающая
задача, игровые действия и правила. В
педагогическом процессе дошкольного
учреждения дидактическая игра выступает,
прежде всего, как самостоятельная деятельность
детей и требует чуткого руководства воспитателя.
Руководство дидактическими играми осуществляется
в трех направлениях: подготовка к проведению
дидактической игры, ее проведение и анализ.
Необходимо создавать условия для игр:
подбирать соответствующий дидактический
материал, дидактические игрушки, игры.
Продумать, как можно разместить, дидактический
материал и игрушки, чтобы дети могли свободно
ими пользоваться; обеспечить место для
игр. Следует заботиться о постоянном
обогащении игрового опыта детей. Для
этого целесообразно проводить обучение
игровым действиям с дидактическими игрушками,
выполняя эти действия вместе с ребенком,
организовывать ситуации взаимообучения
детей. « С помощью игры ребенок может
приобретать и новые знания: общаясь с
воспитателем, со своими сверстниками,
в процессе наблюдения за играющими, их
высказываниями, действиями, выступая
в роли болельщика, ребенок получает много
новой для себя информации[4,26]. Так же желательно
постепенно вносить новые дидактические
игры, а по мере их освоения вводить усложненные
варианты (изменение игровой задачи, включение
новых персонажей, дополнительных правил,
игровых действий).
В поле зрения педагога
всегда должны быть задачи развития у
детей самостоятельности, навыков самоорганизации,
творческого отношения к игре. Следует
поддерживать интерес ребенка к игре,
одобряя удачные, умелые игровые действия,
выразительность исполнения роли, проявления
взаимопомощи и взаимовыручки. Большой
интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные
игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся?»
поможет отработать навыки детей в самообслуживании
и культуре внешнего вида. Можно так же
использовать игры упражнения на развитие
мелкой моторики для упражнения в застегивании,
шнуровании, завязывании. Дидактические
игры не случайно заняли прочное место
среди методов обучения и воспитания детей,
развития их самостоятельной игровой
деятельности. В процессе таких игр дети
учатся решать познавательные задачи,
вначале под руководством воспитателя,
а затем и в самостоятельной игре. Любая
дидактическая игра ставит целью обогатить
чувственный опыт ребенка, развивать его
умственные способности (умение сравнивать,
обогащать, классифицировать предметы
и явления окружающего мира, высказывать
свои суждения, делать умозаключения).
Дидактическая игра направлена на развитие
таких психических процессов, как память,
мышление, творческое воображение, развитие
культурно-гигиенических навыков. Она
вырабатывает усидчивость, дает простор
для проявления самостоятельности. Внимание
ребенка во время дидактических игры обращено
на выполнение игровых действий, а задача
обучения им не осознается. Это делает
игру особой формой обучения, когда дети,
играя, усваивают необходимые знания,
умения и навыки. Дидактическая игра хороша
еще и тем, что малыш сразу видит конечный
результат своей деятельности. Достижение
результата вызывает чувство радости
и желание помочь тому, у кого пока что-то
не получается. Дидактическая игра хороша
как для индивидуальной, так и для совместной
деятельности детей.
Н.Я Михайленко и
Н.А Короткова обращают внимание
на то, что целью педагогических
воздействий по обогащению дидактической
игры должна быть не «коллективная
проработка знаний», а формирование
игровых умений, обеспечивающих самостоятельную
творческую игру детей, в которой они по
собственному желанию реализуют разнообразные
содержания, свободно вступая во взаимодействие
со сверстниками в небольших игровых объединениях.
В своих исследованиях они подчёркивают
мысль о том, что «игра имеет огромное
значение для общего развития и воспитания
ребёнка. Она не мистическое, внутренне
присущее ребёнку качество, а исторически
сложившаяся деятельность, которой овладевает
ребёнок. Ей присуща добровольно и свободно
выбранная деятельность, которая доставляет
удовольствие и не имеет утилитарных целей,
является не продуктивной деятельностью.
Кроме того, это особого рода моделирующая
деятельность, обнаруживающая связь с
реальным миром».
Игра имеет важное
значение в жизни ребёнка. В младшем
возрасте ребёнок преимущественно
играет, его рабочие функции очень незначительны
и не выходят за пределы самого простого
самообслуживания; он начинает самостоятельно
есть, укрываться одеялом, надевать штанишки.
И в совершенствовании этих навыков, как
показывает опыт работы, помогают творческие
игры: сюжетно - ролевые, театрализованные.
Педагог Н. Лаврененко,
изучая тему «Воспитание культурно-
Воспитатель Н. Чулкова
советует обучать детей процессу
умывания используя прием показа.
Она предлагает детям научить
Хрюшу, умываться с мылом. По ходу
занятия дети показывают Хрюше умывальную
комнату, где учат его не сильно открывать
кран с водой, чтобы брызги не летели на
пол, намыливать руки мылом, аккуратно
мыть лицо и насухо вытираться полотенцем.
Чтобы закрепить
знания о пользе воды, привить первоначальные
навыки личной гигиены, во время развлечения
инструктор по физическому воспитанию
детского сада А.А. Лихачева предлагает
организовать встречу с Мойдодыром. В
ходе занятия дети учат мальчика - грязнулю
умываться, пользоваться умывальными
принадлежностями. После этого мальчик
становится чистым и Мойдодыр его хвалит,
а детей он хвалит за то, что они научили
этого мальчика умываться.
В своей работе, по
формированию культурно - гигиенических
навыков мы отдаём предпочтение играм
и игровому методу, использованию
художественного слова, это создаёт
у детей хорошее настроение и формирует
положительное отношение к выполнению
культурно – гигиенических навыков.
1.5 Анализ программных
требований и диагностических
методик по данной теме
В дошкольном учреждении
уделяется большое внимание воспитанию
у детей культурно - гигиенических навыков.
Во всех возрастных группах эта задача
осуществляется в соответствии с программными
требованиями. Детей учат осознавать ценность
здорового образа жизни, бережно относиться
к своему здоровью, знакомят с элементарными
правилами безопасного поведения.
Цель вопроса - познакомиться
с отечественными образовательными
программами по вопросу воспитания
культурно - гигиенических навыков
у детей дошкольного возраста,
дать анализ методического обеспечения
программ, изучить диагностическую
литературу.
Мною был проведён
анализ таких программ, как: «Программа
воспитания и обучения в детском
саду» под редакцией М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программы
«Детство», разработанной коллективом
преподавателей кафедры дошкольной
педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. (См. приложение
1)
Проанализировав программы,
я пришла к выводу, что «Программа
воспитания и обучения в детском
саду» под редакцией М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ориентирует
на создание в детском саду обстановки,
способствующей формированию навыков
личной гигиены, особенно это относится
к детям младшего возраста. В режиме дня
детей младшего возраста отводится больше
времени, чем в режиме дня детей среднего
возраста, на формирование культурно -
гигиенических навыков. Программа предусматривает
укрепление здоровья ребёнка, а это невозможно
без соблюдения правил гигиены. Именно
поэтому, как мне кажется, в разделах «Физическое
воспитание» включены подразделы, «Культурно-гигиенические
навыки».
Авторы программы «Детство»
являются сторонниками целостного развития
ребенка в период до школы как субъекта
посильных дошкольнику видов деятельности.
Девиз программы: «Чувствовать – Познавать
– Творить».
Базой для реализации
программы является осуществление
задачи укрепления физического и психического
здоровья ребенка, формирования основ
двигательной и гигиенической культуры.
В программе есть
раздел «Растим детей здоровыми,
крепкими, жизнерадостными» в этот
раздел входит несколько подразделов,
среди которых «Освоение основ гигиенической
культуры».
Проанализировав этот
подраздел, я пришла к выводу, что
программа предусматривает
Информация о работе Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников