Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 18:49, курсовая работа
Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.1 Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка
1.3 Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.4 Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
1.5 Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме
Выводы
Список литературы
В период от трёх до
семи лет совершенствуются способы
выполнения соответствующих действий,
меняется сама структура навыков и
характер их формирования.
1. Освоенные культурно-
С формированием
привычки связано смещение мотива действия.
Если вначале действие побуждается мотивом,
лежащим вне его, то с возникновением привычки
мотивом становится сама потребность
в выполнении действия. Подчеркнём, что
навыки сначала формируются, а затем перерастают
в привычку, когда выполняются ежедневно,
без перерывов, постоянно, когда ребёнка
побуждают всегда мыть руки перед едой,
всегда аккуратно складывать свою одежду
и т.д.
2. Расширяется круг
культурно-гигиенических
Навыки личной гигиены
соединяются с навыками поведения
в общественных местах, как надо
вести себя в умывальной комнате,
в столовой; как относиться к вещам
(сначала к полотенцу, расчёске, мылу и
другим предметам повседневного быта,
а затем к посуде, игрушкам, одежде и пр.);
как относиться к своему труду и труду
других людей, к тому, кто приготовил пищу,
накрыл на стол, выстирал платье, вымыл
пол. Навыки, как и привычки, объединяются
между собой, переходят в черты характера.
Так навык мыть руки перед едой, объединяется
с навыком причёсывания, одевания, становится
привычкой быть всегда аккуратным, переносится
на поддержание в чистоте своей одежды
и других вещей, перерастает в привычку
быть аккуратным в делах и деятельности,
уважать труд других людей. За счёт сформированных
навыков расширяется круг самостоятельности
и активности ребёнка. Малыш начинает
выполнять культурно - гигиенические навыки
по своей инициативе.
3. Формируется осознание
правил и норм, стоящих за культурно - гигиеническими
навыками. В раннем детстве на основе овладения
этими навыками складываются предпосылки
для понимания правил поведения, определяющих
необходимость их выполнения. А в дошкольном
возрасте малыш усваивает первые этические
нормы. Он «открывает», что за каждым культурно
- гигиеническим навыком стоит определённое
правило поведения, которое продиктовано
нравственными нормами человеческого
общества.
Методы диагностики
культурно - гигиенических навыков просты.
Главным методом является наблюдение
за детьми 2-7 лет в режимных процессах.
В книге «Диагностика психологических
особенностей дошкольника» Г.А. Урунтаева
пишет о том, как правильно проводить диагностику
сформированности культурно-гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста.
Прежде всего, надо
провести предварительную работу, составить
таблицу «Освоение детьми от одного
до семи лет культурно - гигиенических
навыков», а затем проанализировать
протокол наблюдения. Г.А. Урунтаева
очень подробно даёт схему анализа
данных для каждого бытового процесса:
1. Эмоциональное
отношение ребенка к бытовому
процессу…
2. Что важнее для
ребёнка процесс или результат…
3.Отношение к используемым
предметам...
4. Проявление самостоятельности
ребёнка....
-как реагирует
на столкновение с трудностями
-необходим ли
контроль взрослого при
- умеет ли малыш
самостоятельно оценить
5. Взаимоотношения
со сверстниками;
6. Взаимоотношения
со взрослым;
Цель такой диагностики
изучения ребенка, обусловлена требованиями
педагогического процесса, а результаты
диагностики обеспечат эффективность
этого процесса.
Для того, чтобы проанализировать
данные Г.А. Урунтаева советует опираться
на свой опыт и специальные знания
о ребенке.
В книге «Педагогическая
практика в детском саду», авторы
В.П. Дуброва и Е.П. Милашевич в
изучении сформированности культурно
– гигиенических навыков
Выводы
В результате работы
над теоретической частью, я узнала,
что ещё классики отечественной
педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко,
К.Д. Ушинский) писали, что формирование
культурно - гигиенических навыков одно
из важнейших направлений в работе с детьми.
Современные педагогические исследования
и опыт работы показал, что главное не
упустить благоприятный период, когда
навыки и привычки формируются быстро,
т.е. сенситивный период. Работа по формированию
культурно - гигиенических навыков должна
вестись в непосредственном контакте
с семьёй.
Изучение первоисточников,
позволило углубить знания о значении
культурно-гигиенических
Чаще всего дети
учатся культурно-гигиеническим навыкам
в процессе игр или же с помощью художественного
слова.
Изучая опыт работы
по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей младшего дошкольного
возраста, мне стало известно, что
в этом помогают разные игровые приёмы
и методы. Необходимость опрятности, содержания
в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована
не только требованиями гигиены, но и нормами
человеческих отношений. А человеческие
отношения маленький ребёнок воплощает,
прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной
работе мы отдадим предпочтение разным
игровым приёмам и методам. Проанализировав
опыт работы в журналах “Ребенок в детском
саду” и “Дошкольное воспитание” я пришла
к выводу, что его по данной теме не достаточно.
Культурно-гигиенические
навыки - важная составляющая часть культуры
поведения. Педагоги и родители должны
постоянно помнить, что привитые в детстве
навыки, в том числе культурно-гигиенические,
приносят человеку огромную пользу в течении
всей его последующей жизни. Мы убедились,
что формируя у детей дошкольного возраста
культурно - гигиенические навыки, мы параллельно
влияем на многие психические процессы
в развитии ребёнка, при этом педагог должен
набраться большого терпения и понимания.
Список литературы
1.
Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и
др. Гигиенические основы воспитания детей
от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991.
2.
Бондаренко А.К. Дидактиеские
игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
3.
Бондаренко А.К. Дидактические
игры в д/с: Пособие для
4.
Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель
и дети. – М.: Просвещение, 2006.
5.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О.
Развивающие игры для детей
младшего дошкольного возраста.
– М.: 1991.
6.
Воспитателю о работе с семьёй
/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. –
М.: Просвещение, 1989.
7.
Голицина Н.С Перспективное
8.
Гурина И. В. Первые шаги
от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму
с папой слушаем. – СПб., 2007.
9.
Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая
практика в детском саду. – М.: издат. центр
«Академия», 1998.
10.
Детство\Под ред. В.И.
11. Запорожец
А.В. Психология и педагогика
игры дошкольника. М.,1966.
12. Зебзеева
В.А. Организация режимных процессов
в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
13.
Игра дошкольника / Под ред.
С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение,
1989.
14.
История дошкольной педагогики
в России: Хрестоматия. С.В. Лыков,
Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф.
Егорова. – М.: Издательский центр
«Академия», 1990.
15.
Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова
Л.Ю. Трудовое воспитание в
детском саду. – М .: 2005/
16.
Крупская Н.К. О дошкольном
воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
17.
Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа
здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2006.
– (Программа развития).
18.
Лихачёва А.А. Встреча с
19.
Мчедлидзе Н.Б., Лебеденко А.А., Гребенщикова
Е.А. История дошкольной
20.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
Как играть с ребенком –
М., Педагогика, 1990.
21.
Мухина В.С. Возрастная
22.
Островская Л.Ф.
23.
Печора А.В. Развивающие игры
для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.
24.
Программа воспитания и
25.
Сорокина А.И. Дидактические игры
в детском саду. М., 1982.
26. Урунтаева
Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить
малыша к гигиене и
27. Урунтаева
Г.А. Диагностика
28.
Усова А.П. Обучение в детском саду, 3 изд.
М.,1981.
29. Чулкова Н. Поможем Чебурашке. // Дошкольное воспитание №5 -1991. с. 11.
Информация о работе Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников