Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 18:49, курсовая работа

Краткое описание

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.1 Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка
1.3 Условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
1.4 Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены
1.5 Анализ программных требований и диагностических методик по данной проблеме
Выводы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

В период от трёх до семи лет совершенствуются способы  выполнения соответствующих действий, меняется сама структура навыков и характер их формирования. 

1. Освоенные культурно-гигиенические  навыки постепенно переходят  в привычку. Навык мыть руки  перед едой перерастает в потребность  мыть руки. При этом выполнение  действий сопровождаются чувством  удовольствия, окрашивается положительными эмоциями. И наоборот, если ребёнку не удаётся выполнить действие, ставшее потребностью, то он испытывает внутренний дискомфорт: может отказаться от еды, даже если очень голоден, если не удалось помыть руки. 

С формированием  привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнении действия. Подчеркнём, что навыки сначала формируются, а затем перерастают в привычку, когда выполняются ежедневно, без перерывов, постоянно, когда ребёнка побуждают всегда мыть руки перед едой, всегда аккуратно складывать свою одежду и т.д. 

2. Расширяется круг  культурно-гигиенических навыков,  они становятся более сложными, объединяются в системы. Увеличение элементарных навыков и привычек создаёт фундамент для других, более сложных.  

Навыки личной гигиены  соединяются с навыками поведения  в общественных местах, как надо вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к полотенцу, расчёске, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем к посуде, игрушкам, одежде и пр.); как относиться к своему труду и труду других людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол. Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера. Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причёсывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в чистоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным в делах и деятельности, уважать труд других людей. За счёт сформированных навыков расширяется круг самостоятельности и активности ребёнка. Малыш начинает выполнять культурно - гигиенические навыки по своей инициативе. 

3. Формируется осознание правил и норм, стоящих за культурно - гигиеническими навыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их выполнения. А в дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он «открывает», что за каждым культурно - гигиеническим навыком стоит определённое правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого общества. 

Методы диагностики  культурно - гигиенических навыков просты. Главным методом является наблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах. В книге «Диагностика психологических особенностей дошкольника» Г.А. Урунтаева пишет о том, как правильно проводить диагностику сформированности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. 

Прежде всего, надо провести предварительную работу, составить  таблицу «Освоение детьми от одного до семи лет культурно - гигиенических  навыков», а затем проанализировать протокол наблюдения. Г.А. Урунтаева  очень подробно даёт схему анализа данных для каждого бытового процесса: 

1. Эмоциональное  отношение ребенка к бытовому  процессу… 

2. Что важнее для  ребёнка процесс или результат… 

3.Отношение к используемым  предметам... 

4. Проявление самостоятельности  ребёнка.... 

-как реагирует  на столкновение с трудностями 

-необходим ли  контроль взрослого при выполнении  действий? 

- умеет ли малыш  самостоятельно оценить достигнутый  результат. 

5. Взаимоотношения  со сверстниками; 

6. Взаимоотношения  со взрослым; 

Цель такой диагностики изучения ребенка, обусловлена требованиями педагогического процесса, а результаты диагностики обеспечат эффективность этого процесса. 

Для того, чтобы проанализировать данные Г.А. Урунтаева советует опираться  на свой опыт и специальные знания о ребенке. 

В книге «Педагогическая  практика в детском саду», авторы В.П. Дуброва и Е.П. Милашевич в  изучении сформированности культурно  – гигиенических навыков опираются, в своих исследованиях, на методы, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной в книге «Практикум по детской психологии». Основным методом диагностики является наблюдение. При оценке деятельности ребенка, авторы советуют учитывать еще и эмоциональное отношение ребенка к режимному процессу, что является важнейшей предпосылкой для эффективности в формировании культурно – гигиенических навыков. 
 

Выводы 

В результате работы над теоретической частью, я узнала, что ещё классики отечественной  педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй. 

Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических навыков  в воспитании ребёнка дошкольного  возраста. 

Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова. 

Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста, мне стало известно, что  в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной работе мы отдадим предпочтение разным игровым приёмам и методам. Проанализировав опыт работы в журналах “Ребенок в детском саду” и “Дошкольное воспитание” я пришла к выводу, что его по данной теме не достаточно. 

Культурно-гигиенические  навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания. 
 

Список литературы 

1.         Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991. 

2.         Бондаренко А.К. Дидактиеские  игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991. 

3.         Бондаренко А.К. Дидактические  игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1985. 

4.         Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель  и дети. – М.: Просвещение, 2006. 

5.         Богуславская З.М., Смирнова Е.О.  Развивающие игры для детей  младшего дошкольного возраста. – М.: 1991. 

6.         Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. –  М.: Просвещение, 1989. 

7.         Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007. 

8.         Гурина И. В. Первые шаги  от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму  с папой слушаем. – СПб., 2007. 

9.         Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М.: издат. центр «Академия», 1998. 

10.       Детство\Под ред. В.И. Логиновой  и др. – СПБ.:Акцидент, 2008.  

11.      Запорожец  А.В. Психология и педагогика  игры дошкольника. М.,1966. 

12.      Зебзеева  В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.  

13.       Игра дошкольника / Под ред.  С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. 

14.       История дошкольной педагогики  в России: Хрестоматия. С.В. Лыков,  Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф.  Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1990. 

15.       Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова  Л.Ю. Трудовое воспитание в  детском саду. – М .: 2005/ 

16.       Крупская Н.К. О дошкольном  воспитании. – М.: Просвещение, 1973. 

17.       Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа  здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2006. – (Программа развития). 

18.       Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 –  2004. с.56 

19.       Мчедлидзе Н.Б., Лебеденко А.А., Гребенщикова  Е.А. История дошкольной зарубежной  педагогики. – М.: Просвещение, 1980. 

20.       Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.  Как играть с ребенком –  М., Педагогика, 1990. 

21.       Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2006. 

22.       Островская Л.Ф. Педагогические  ситуации в семейном воспитании  дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. 

23.       Печора А.В. Развивающие игры  для дошкольников. М.: ВАКО, 2008. 

24.       Программа воспитания и обучения  в детском саду / Под ред. М.А.  Васильевой и др. – М.: Мозайка  – Синтез, 2007. 

25.       Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982. 

26.      Урунтаева  Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить  малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.  

27.      Урунтаева  Г.А. Диагностика психологических  особенностей дошкольника – М., 1996. 

28.       Усова А.П. Обучение в детском саду, 3 изд. М.,1981.  

29.      Чулкова  Н. Поможем Чебурашке. // Дошкольное  воспитание №5 -1991. с. 11.


Информация о работе Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников