Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:14, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить теоретические основы проблемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Были определены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание основных понятий: культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
2. Определить их значение для развития ребенка.
3. Определить условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать в различных программах раздел «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания» у детей младшего дошкольного возраста с целью выявления сходства и различия.
Введение 3
1.Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 6
1.1.Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение в жизни человека. 6
1.2.Объем и содержание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 8
1.3.Условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 9
1.4.Приемы воспитания культурно-гигиенических навыков. 13
1.5.Эффективность использования различных приемов формирования культурно-гигиенических навыков. 17
Заключение. 18
Список использованной литературы: 19
В процессе игры решаются многие воспитательно-образовательные задачи, формируются и совершенствуются у детей необходимые полезные навыки, умения, закрепляются и углубляются представления об окружающем.
Организуя и направляя игры детей, следует обязательно учитывать характер предыдущей и последующей деятельности в режиме дня.
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, единство требований со стороны взрослых, работающих в группе.
Не менее важно воспитание культурно-гигиенических навыков во время проведения режимных процессов. Необходимо а) формировать положительное отношение детей к режимным процессам (кормление, сон, проведение гигиенических процедур, одевание, раздевание); б) проводить режимные процессы, соблюдая принципы постепенности и последовательности включения каждого ребенка в режимный процесс; в) создавать у детей положительную установку на одевание, кормление, укладывание и пр.; г) привлекать их к посильному участию в этих процессах.9 Рассмотрим некоторые режимные моменты.
Прием детей.
Кормление.
Прогулка.
Сон.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Для успешного привития детям навыков гигиены важно, чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми – няней, воспитателем, родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей соответствующих знаний, но и их прочному закреплению. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослый должен быть для них примером, образцом.
Необходимо, чтобы воспитание
культурно-гигиенических
Гигиеническое воспитание ребенка осуществляется совместными усилиями педагогов, медицинского персонала и родителей.
Взрослый должен быть
Специфика работы воспитателей
групп раннего возраста с родителями
обусловлена возрастными
Работа с родителями включается в качестве обязательного раздела в план воспитательной работы. Планируются все ее формы: групповые собрания, доклады и беседы, консультации, средства наглядной педагогической пропаганды (оформление стендов, уголков для родителей и т.д.).
Проводится систематическая
санитарно-просветительная
Воспитание культурно-
По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это учитывается и в педагогических приемах. Так в младшем дошкольном возрасте обучение строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении. В старшем - важно обоснование требований, контроль и самоконтроль за их выполнением. Это можно продемонстрировать на примере освоения детьми навыка мытья рук. Данная методика разработана Нисканен Л.Г.12
Ребенка начинают приучать мыть руки с раннего возраста (1 – 2 года). Взрослый сам моет руки ребенку. В первой младшей группе (2 – 3 года) ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему и постоянно напоминает, что это нужно делать перед едой и после загрязнения.
Во второй младшей группе (3 – 4 года) воспитатель учит ребенка правильно мыть руки. Ребенок должен загнуть рукава, смочить руки водой и намылить их так, чтобы образовалась пена, затем хорошо смыть ее и насухо вытереть руки полотенцем. Попутно воспитатель объясняет, что мыльная пена хорошо удаляет грязь. В следующей возрастной группе (от 4 до 5 лет) этот навык закрепляется. Воспитатель должен следить, чтобы при мытье рук ребенок выполнял все элементы, из которых складывается этот навык. К 5 годам ребенок должен научиться тщательно мыть руки. К 6 годам воспитатель помогает детям осознать необходимость выполнения этой процедуры перед едой, после посещения туалета, игр с животными и т.д.
Воспитатель в беседе объясняет детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания. Однако, и здесь воспитатель должен контролировать последовательность и качество выполнения всех элементов навыка.13
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.14
Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком культурно-гигиенических навыков, правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам поведения, закрепляет их в опыте, побуждает к действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.15 Такие приемы очень эффективны. В воспитании детей младшего дошкольного возраста их можно рекомендовать для работы с теми детьми, которые отвлекаются.
Гигиенические знания целесообразно
закреплять и на занятиях по физической
культуре, труду, ознакомлению с окружающим,
с природой. Для этого используют
некоторые дидактические и
Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит выраженный подражательный характер, поэтому 6ольшое внимание уделяется показу, как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. Затем воспитатель вкладывает ложку в руку ребенка и помогает двигать ее в нужном направлении. (В своей руке в это время держит вторую ложку, которой докармливает ребенка).
При одевании и раздевании необходимо ставить руки ребенка так, чтобы большие пальцы зацепились за резинку колготок и при опускании рук стягивали их книзу.
А когда дети чуть привыкли друг к другу, можно указывать на других, более старших детей: «Посмотри, Ирочка держит чашку руками и ты возьми; пей, пей, держи чашку».
И хотя дети еще мало говорят, взрослый свои действия всегда сопровождает речью. Так, показывая, как взять кусочек хлеба и откусить его, педагог говорит: «Возьми хлеб в правую руку, неси ко рту и кусай его, кусай зубками». Здесь уместно использовать пословицы и поговорки, так как они иногда точно и образно выражают нужные действия.
Показ, сопровождаемый объяснением, содействует более глубокому усвоению того или иного представления, навыка, а также установлению связей и обобщений, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Необходимо учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное. Если говорить ребенку: «Не стучи ложкой»,— это мало действенно. Можно сказать: «Ложку возьми в кулачок, поддень каши и в рот положи, вот так!»
Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгать водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому нужно переключать малыша с ненужного действия на полезное.16
Не менее важна в процессе формирования культурно-гигиенических навыков помощь ребенку. Мало ребенку показать, вложить ложку в руку, нужно еще и придержать ее в кулачке, подвигать рукой ребенка в нужном направлении. Или во время одевания: ребенок начинает натягивать одежду, а взрослый заканчивает все одевание, поправляет, застегивает и при этом хвалит малыша за старание.
Также необходимо учитывать и то обстоятельство, что малыш не может еще определить, правильно он действует или нет. Поэтому оценка положительного результата и похвала в нужный момент для ребенка обязательна. Это вызовет у него чувство удовольствия и желание повторить то, чему его учат.
Важен при всем этом ежедневный, постоянный контроль.
Нарушая уже известные требования взрослых, ребенок выжидательно смотрит на воспитателя или на родителей: какова будет их реакция. Так он проверяет, нужно ли выполнять эти требования или можно с ними не считаться. Поэтому, если контроль и внимание взрослых отсутствуют, то неверные действия повторяются, что мешает выработке необходимого навыка.
Особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, т.к. решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя.
Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.