Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить теоретические основы проблемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Были определены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание основных понятий: культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
2. Определить их значение для развития ребенка.
3. Определить условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать в различных программах раздел «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания» у детей младшего дошкольного возраста с целью выявления сходства и различия.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 6
1.1.Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение в жизни человека. 6
1.2.Объем и содержание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 8
1.3.Условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 9
1.4.Приемы воспитания культурно-гигиенических навыков. 13
1.5.Эффективность использования различных приемов формирования культурно-гигиенических навыков. 17
Заключение. 18
Список использованной литературы: 19

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС. КГН.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

В процессе игры решаются многие воспитательно-образовательные  задачи, формируются и совершенствуются у детей необходимые полезные навыки, умения, закрепляются и углубляются  представления об окружающем.

Организуя и направляя  игры детей, следует обязательно учитывать характер предыдущей и последующей деятельности в режиме дня.

Для малышей особое значение имеет постоянство условий, единство требований со стороны взрослых, работающих в группе.

Не менее важно воспитание культурно-гигиенических навыков во время проведения режимных процессов. Необходимо а) формировать положительное отношение детей к режимным процессам (кормление, сон, проведение гигиенических процедур, одевание, раздевание); б) проводить режимные процессы, соблюдая принципы постепенности и последовательности включения каждого ребенка в режимный процесс; в) создавать у детей положительную установку на одевание, кормление, укладывание и пр.; г) привлекать их к посильному участию в этих процессах.9 Рассмотрим некоторые режимные моменты.

Прием детей.

  • Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид.
  • Если прием проходит на участке, то при входе в помещение воспитатель предлагает детям тщательно вытереть ноги.
  • Затем малыши снимают верхнюю одежду; аккуратно убирают ее в свои шкафчики; переодеваются – воспитатель обращает внимание детей на правильность и аккуратность выполнения действий.

Кормление.

  • Предварительно дети убирают игрушки; моют руки (здесь можно использовать различные песенки и потешки: «Водичка-водичка, умой мое личико», «Руки надо чисто мыть, рука нельзя мочить» и т.д.);
  • Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно пользовались столовыми приборами, аккуратно ели, тщательно прожевывали пищу;
  • После еды – дети умываются.

Прогулка.

  • Одевают детей несколько взрослых, которые находятся в разных местах раздевальной комнаты, чтобы детям было удобно подойти.
  • Воспитатель учит детей одеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Обязательно поощряют: «Молодец, так быстро научился одеваться!». Взрослые поправляют при необходимости одежду на ребенке, а также отмечают красиво связанный свитер («Это мама тебе связала такой красивый свитер?»), кроме того отмечают, что на аккуратно одетых детей приятно смотреть. Используют шутку, потешку, песенку, что создает атмосферу дорброжелательности.
  • Нужно приучать малышей оказывать помощь друг другу.
  • Раздеваться – в обратной последовательности; аккуратно складывать свои вещи; убирать их в ящик.

Сон.

  • Укладывание в определенное время вырабатывает у детей привычку к быстрому засыпанию;
  • Во время раздевания воспитатель обращает внимание на правильность и аккуратность выполнения действий. Возможно использовать иллюстративный материал, сказки (например, «Как мишка спать укладывался» и пр.);
  • Во время сна воспитатель проверяет, правильно ли сложена одежда детей, все ли вещи вывернуты – это освободит его от необходимости помогать детям при одевании: выворачивать рукава, находить перед у колготок и пр.
  • После сна необходимо умыть и причесать детей.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Для успешного привития детям навыков гигиены важно, чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми – няней, воспитателем, родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей соответствующих знаний, но и их прочному закреплению. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослый должен быть для них примером, образцом.

Необходимо, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков  и навыков самообслуживания не прерывалось бы и в домашних условиях. Важно, чтобы все требования к одежде детей, к воспитанию навыков самообслуживания были едины в детском саду и в семье.

Гигиеническое воспитание ребенка осуществляется совместными  усилиями педагогов, медицинского персонала  и родителей.

 

Взрослый  должен быть

      • в меру требователен и терпелив (учитывать, что детям нужно разное время на совершение самостоятельных действий;
      • внимателен, чтобы не проглядеть у малыша новые возможности, поощрять за малейшие достижения;
      • готов создавать необходимые условия для развития инициативы и активности ребенка, оказывать помощь только в случае необходимости;
      • всегда доброжелателен и деликатен. Помогая спросить: «могу я тебе помочь?», «чем тебе помочь?», приучать благодарить за помощь.10

 

Специфика работы воспитателей групп раннего возраста с родителями обусловлена возрастными психофизическими особенностями первых трех лет жизни. Стремительный темп развития детей этого возраста  ведет к необходимости более частого, чем в последующем, общения педагогов с семьей.

Работа с  родителями включается в качестве обязательного раздела в план воспитательной работы. Планируются все ее формы: групповые собрания, доклады и беседы, консультации, средства наглядной педагогической пропаганды (оформление стендов, уголков для родителей и т.д.).

Проводится систематическая  санитарно-просветительная работа среди родителей. Ее задачи – разъяснение важности строгого выполнения в семье режима дня, установленного в детском учреждении; обучение приемам правильного ухода за ребенком; методике закрепления культурно-гигиенических навыков и т.д. Работа с родителями строится в форме бесед и инструктажей во время приема детей, выступлений на родительских собраниях.11 Используются также средства наглядной агитации (папки – передвижки, плакаты, санитарные бюллетени, показатели овладения культурно-гигиеническими навыками и пр.)

 
1.4.Приемы воспитания культурно-гигиенических навыков.

Воспитание культурно-гигиенических  навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения  специалисты рекомендуют использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

По мере роста и  развития детей самостоятельность  и активность их увеличивается. Это учитывается и в педагогических приемах. Так в младшем дошкольном возрасте обучение строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении. В старшем - важно обоснование требований, контроль и самоконтроль за их выполнением. Это можно продемонстрировать на примере освоения детьми навыка мытья рук. Данная методика разработана Нисканен Л.Г.12

Ребенка начинают приучать мыть руки с раннего возраста (1 – 2 года). Взрослый сам моет руки ребенку. В первой младшей группе (2 – 3 года) ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему и постоянно напоминает, что это нужно делать перед едой и после загрязнения.

Во второй младшей  группе (3 – 4 года) воспитатель учит ребенка правильно мыть руки. Ребенок  должен загнуть рукава, смочить руки водой и намылить их так, чтобы образовалась пена, затем хорошо смыть ее и насухо вытереть руки полотенцем. Попутно воспитатель объясняет, что мыльная пена хорошо удаляет грязь. В следующей возрастной группе (от 4 до 5 лет) этот навык закрепляется. Воспитатель должен следить, чтобы при мытье рук ребенок выполнял все элементы, из которых складывается этот навык. К 5 годам ребенок должен научиться тщательно мыть руки. К 6 годам воспитатель помогает детям осознать необходимость выполнения этой процедуры перед едой, после посещения туалета, игр с животными и т.д.

Воспитатель в беседе объясняет детям, что во время  мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут  вызвать различные заболевания. Однако, и здесь воспитатель должен контролировать последовательность и качество выполнения всех элементов навыка.13

В младшем возрасте необходимые  навыки лучше всего усваиваются  детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.14

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей  положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость  ребенком культурно-гигиенических  навыков, правил поведения. Педагог  ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам поведения, закрепляет их в опыте, побуждает к действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.15  Такие приемы очень эффективны. В воспитании детей младшего дошкольного возраста их можно рекомендовать для работы с теми детьми, которые отвлекаются.

Гигиенические знания целесообразно  закреплять и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используют некоторые дидактические и сюжетно-ролевые  игры, например: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Лето для здоровья» и пр. Из сюжетных игр можно выбрать такие, как «Аптека», «Дочки – матери», «Поликлиника». Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Мы рекомендуем также «Сказку про мыло» (представлена в приложении 1)

Но  мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит выраженный подражательный характер, поэтому  6ольшое внимание уделяется показу, как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. Затем воспитатель вкладывает ложку в руку ребенка и помогает двигать ее в нужном направлении. (В своей руке в это время держит вторую ложку, которой докармливает ребенка).

При одевании и раздевании необходимо ставить руки ребенка так, чтобы большие пальцы зацепились за резинку колготок и при опускании рук стягивали их книзу.

А когда дети чуть привыкли друг к другу, можно указывать на других, более старших детей: «Посмотри, Ирочка держит чашку руками и ты возьми; пей, пей, держи чашку».

И хотя дети еще мало говорят,  взрослый свои действия всегда сопровождает речью. Так, показывая, как взять кусочек хлеба и откусить его, педагог говорит: «Возьми хлеб в правую руку, неси ко рту и кусай его, кусай зубками». Здесь уместно использовать пословицы и поговорки, так как они иногда точно и образно выражают нужные действия.

Показ, сопровождаемый объяснением, содействует более глубокому усвоению того или иного представления, навыка, а также установлению связей и обобщений, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Необходимо учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное. Если говорить ребенку: «Не стучи ложкой»,— это мало действенно. Можно сказать: «Ложку возьми в кулачок, поддень каши и в рот положи, вот так!»

Если постоянно  пользоваться запретом: «Нельзя брызгать водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому нужно переключать малыша с ненужного действия на полезное.16

Не менее  важна в процессе формирования культурно-гигиенических навыков помощь ребенку. Мало ребенку показать, вложить ложку в руку, нужно еще и придержать ее в кулачке, подвигать рукой ребенка в нужном направлении. Или во время одевания: ребенок начинает натягивать одежду, а взрослый заканчивает все одевание, поправляет, застегивает и при этом хвалит малыша за старание.

Также необходимо учитывать и то обстоятельство, что малыш не может еще определить, правильно он действует или нет. Поэтому оценка положительного результата и похвала в нужный момент для ребенка обязательна. Это вызовет у него чувство удовольствия и желание повторить то, чему его учат.

Важен при  всем этом ежедневный, постоянный контроль.

Нарушая уже  известные требования взрослых, ребенок выжидательно смотрит на воспитателя или на родителей: какова будет их реакция. Так он проверяет, нужно ли выполнять эти требования или можно с ними не считаться. Поэтому, если контроль и внимание взрослых отсутствуют, то неверные действия повторяются, что мешает выработке необходимого навыка.

1.5.Эффективность использования различных приемов формирования культурно-гигиенических навыков.

Особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, т.к. решающим методом воспитания малышей  служит непосредственное общение с  ними воспитателя.

Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста