Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить теоретические основы проблемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Были определены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание основных понятий: культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
2. Определить их значение для развития ребенка.
3. Определить условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать в различных программах раздел «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания» у детей младшего дошкольного возраста с целью выявления сходства и различия.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 6
1.1.Понятие культурно-гигиенических навыков, их значение в жизни человека. 6
1.2.Объем и содержание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. 8
1.3.Условия формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 9
1.4.Приемы воспитания культурно-гигиенических навыков. 13
1.5.Эффективность использования различных приемов формирования культурно-гигиенических навыков. 17
Заключение. 18
Список использованной литературы: 19

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС. КГН.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Создание предпосылок  культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них – формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, т.е. в коллективе.

Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям взрослым – все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в первой младшей группе.

Важной задачей в  работе с детьми данной группы является воспитание культурно-гигиенических  навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как  неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.

Со второго года жизни  дети отличаются большой подражательностью. Поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций. С этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Рекомендуется вводить яркие игровые  персонажи (Степашка, Филя, Хрюша и  т.п.) и от их имени предлагать малышам  правильно выполнить действия (или  помочь любимому герою).

«Посмотрите, ребята, Степашка просит помочь правильно застегнуть пуговки на рубашке. Он запутался. Кто поможет? Как это надо сделать?»…

Филя смотрит, как ребята правильно складывают вещи в шкаф. «Расскажите ему, как вы складываете  свои вещи.» Затем Филя «проверяет»  шкафчики ребят и обязательно  отмечает тех детей, которые лучше и аккуратнее сложили свои вещи.

Или, например, одевание на прогулку: Воспитатель подходит к ребенку, который затрудняется одеться и говорит: «Твои ножки  как будто зайчики. Давай спрячем  их от лисы!» Ребенок заинтересовался: «А где норки?» - «Вот норки – рейтузы. Одну ногу в одну норку, вторую – в другую. Вот и спрятали ножки. Не найдет лиса!» и т.п.

Игровые приемы очень  эффективны в воспитании маленьких  детей. Для овладения приемами одевания, раздевания в игру включают кукол. В  группе обязательно должна быть  крупная кукла с набором одежды. Это может быть и любимый малышами мишка. Надевая на него рубашку и штанишки, шапку и т.д. дети быстрее научатся одеваться сами.17

Постепенно воспитатель  вносит в игровые уголки новые  атрибуты, позволяющие расширять содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения. Например, в игре-упражнении « кукла Таня простудилась» детям показали способы правильного пользования носовым платком. Затем воспитатель вкладывает чистые платочки куклам в карман. Дети с удовольствием играют с куклами (которые «болеют»), и в результате через некоторое время осваивают навыки правильного пользования носовым платком.18

Для детей от трех до семи лет важно осознание значения культурно-гигиенических навыков. С этой целью можно использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т.п. Предварительно следует предложить детям подумать и рассказать, что и как они будут делать. Затем проследить за действием детей и опять вернуться к их совместному обсуждению, оценке.

Для привития культурно-гигиенических  навыков во всех возрастных группах  применяются показ, пример, объяснение. Пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действии. Широко используются особенно в младшем возрасте игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

Для того чтобы вызвать у ребенка  желание действовать определенным образом, необходимо обращаться с ребенком ласково, употреблять веселые песенки и потешки19, например: «Мыль ладошку понемножку, мыль, мойся, старайся»; «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить»; «Кран откройся, нос умойся!»; «Повяжу тебе салфетку, ешь котлетку, ешь котлетку!»; «Буль – буль  - буль - журчит водица, все ребята любят мыться!».

Особенный эмоциональный отклик вызывают у детей такие потешки, где называется их имя. Например:

Маша (Оля, Соня…) варежку надела

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету  пальчика, пропал

В свой домишко не попал»,

Маша (Оля, Света) варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь.

Здравствуй, пальчик,

Как живешь?» и пр.

Для усвоения детьми более сложных правил культурного поведения целесообразно  использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они  помогают воспитателю выровнять  уровень овладения навыками каждым ребенком группы.

Через игры-занятия воспитатель может  в увлекательной форме не только раскрыть содержание  требований в  необходимой последовательности, но и связать эти требования с  конкретными поступками малыша, это  дает возможность закрепить положительное  отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Длительность  игр-занятий определяется их задачами и содержанием. Местом проведения занятия  могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.

Содержание культурно-гигиенических  навыков осваивается детьми как в самостоятельной деятельности, так и в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Важно понять, что характерное  для ребенка третьего года жизни  требование «я – сам» прежде всего, отражает появление у него новой  потребности в самостоятельных  действиях, а не фактический уровень  его возможностей. Поэтому задача взрослого – поддерживать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

В приобщении малышей  к здоровому образу жизни особо  важно овладеть основами гигиенической  культуры.

Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам, игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

Гигиеническое воспитание ребенка осуществляется совместными  усилиями педагогов, медицинского персонала  и родителей.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков  и навыков самообслуживания необходимо соблюдать определенные условия; использовать эффективные в данном возрасте приемы.

Особое значение в  работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Чтобы облегчить ребенку  освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это  надо педагогически тонко, ненавязчиво.

С этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы, вводятся игровые персонажи. Кроме того используются художественные произведения: стишки, потешки и т.д.

В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в культурном поведении многократно, и это способствует выработке привычек культурного поведения.

Необходимо помнить, что  гигиеническое воспитание тесно  связано с воспитанием дисциплины, воли, организованности, оно готовит  ребенка к трудовой деятельности и в то же время является эстетическим, формируя убеждение, что только чистое может быть красивым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 3-е испр. И доп. М.: Медицина, 1977. – 304 с.
  2. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-пресс, 1999. – 144 с.
  3. Боева З. Воспитание навыков самообслуживания у детей третьего года жизни // Дошкольное воспитание. – 1986, № 1. – С.12-14.
  4. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.
  5. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
  6. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / F/V/ Фонарев, С.Л. Новоселова, Л.И. Каплан и др.; Под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
  7. Воспитание дошкольников в труде./ Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1974. – 192 с.
  8. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская и др.; Сост. В.И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987. – с. 143.
  9. Даскалова Л. Из зарубежной детской литературы. Для старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание, 1991 № 2. – С.106.
  10. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Т.А. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – С. 23.
  11. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. М.: Когито-Центр, 2000. – С.52-58.
  12. Климова В.И. Человек и его здоровье. – М.: Знание, 1985. – 192 с.
  13. Орунов Я. Здоровье человека – богатство нашего общества // Дошкольное воспитание. – 1987, № 12 . – С.3.
  14. Паунова С. Гигиенические навыки – с малых лет. // Дошкольное воспитание, 1993 №11. – С. 67-69.
  15. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Григорьевой Г.Г., Кочетовой Н.П., Сергеевой Д.В. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 336 с.
  16. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1986.– 96 с.
  17. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  18. Руководство по раннему обучению (третий год жизни). Самообслуживание./Раннее вмешательство, С Пб, 1992 (ПОРТРЕДЖ, США, выпуск 14).
  19. Тонкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2010. – М.: Просвещение, 1981. – С. 97-107.
  20. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1980. – 221 с.
  21. Яковенко Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание. – 1979, №8. – С.6 - 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Сказка про  мыло.

И как только жили на свете  люди, пока они не придумали мыла?!

Ох, наверное, это были черные дни, ведь известно, кто не моется, ходит чумазым, черным…

Вспомните: когда-то люди не знали электрических лампочек. А потом изобрели. Так вот, изобретение мыла не менее важно. С него началась новая жизнь, освещенная умытыми лицами.

Когда люди впервые вымылись с мылом, то увидели, какие они  красивые. Волосы у них заблестели, как шелк, и стали завиваться, точно нежная шерстка на лбу у ягненка.

Но вначале, милые детки, мыло как всякая новинка, было несовершенным. Оно кусалось, как горький перец. И когда по утрам этим мылом  мыли младенцев, целый город оглашался  плачем, причем плакали младенцы не зря. И тогда, наконец, наука создала мыло «Бе-бе», белое, нежное…

С каждым днем совершенствовалось производство мыла. Люди даже начали  привередничать. Кому хотелось мыла, пахнущего  розами, кому – фиалками, кому –  гиацинтом. А кому – прогулкой  по горам. Вот и выдуманы были различные  марки и сорта мыла.

А когда мыло только появилось, люди опьянели от радости. И мылись, мылись!.. какой-то женщине пришло на ум, что она может заодно устроить и постирушку. Она вынесла корыто во двор. Стала мылить белье да так  увлеклась, что опомнилась только изведя все мыло. Ее корыто запенилось. Увидела эту пушистую пену одна девочка, нырнула в корыто. И давай кувыркаться. Веял, веял и навеял одно научное открытие. Знаете какое? Что из мыльной пены можно надувать чудесные шары! Корыто переполнилось мыльными пузырями, они поднялись и унеслись в небо. Вместе с девочкой, вместе … А ветер все дул и дул. Мыльные пузыри становились все больше и больше… Но во всем надо знать меру. А ветер переборщил, пузыри полопались, и корыто приземлилось в неизвестном городе, в неизвестной стране. Печальная это была страна: мыло там еще не придумали и люди не мылись. Поэтому и болезни гуляли и присвистывали. Страна была настолько отсталой, что даже имени не имела. Называли ее – страна Безымянная.

И когда русая девочка  спустилась с небес в корыте, все были изумлены. Такую чистую девочку, с таким белым личиком, с такими золотыми под короной из мыльных пузырей они видели впервые! И сразу сделали ее принцессой и назвали Солнцелученькой.

Для начала принцесса  вымыла престол водой и мылом. А затем издала указ: «Да откроются мыльные фабрики! Да зовется отныне эта страна Мыландия, а столица ее – Мылгород!».

Но все еще попадались дети, которые не любили мыться. Микробы  прятались у них под ногтями, в волосах и даже заползали  в немытые уши. И тогда принцесса сделала вот что: во-первых, в полночь вызвала к себе страшные сны и приказала им бродить по городу, навещая тех, кто не хотел Мыться; во-вторых, запретила кондитерам продавать продавать пирожные и мороженое детям, у которых грязные руки…

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста